Поморские ответы для книжных стилистов

Какие книги можно было читать, только вымыв руки.

Часть экспозиции в Музее письменности, открытие которого готовится в Лихудовом корпусе Новгородского кремля, будет посвящена стилистике книжного оформления. В числе старинных манускриптов - книги из старообрядческих собраний.

«В истории рукописной книжной традиции старообрядческая письменность занимает очень важное место по той причине, что переписка рукописей и особое отношение к священным книгам, характерное для средневековья, сохранились в старообрядчестве вплоть до современности», - говорит Илья МЕЛЬНИКОВ, кандидат культурологии, младший научный сотрудник отдела развития Новгородского музея-заповедника, сотрудник лаборатории этнологии и истории культуры НовГУ. Сейчас он в рамках гранта Российского фонда фундаментальных исследований работает над изучением, выявлением в составе собрания Новгородского музея-заповедника памятников книжности, происходящих из старообрядческих коллекций. В беседе он рассказал о том, как бытование книги в старообрядческой среде, с особым её почитанием, своего рода культом бережного отношения, позволило сохранить в хорошем состоянии многие древние памятники, и о тех из них, которые смогут увидеть новгородцы и гости города в новом музее.

- В чём же уникальность старообрядческой технологии изготовления книг?

- Во-первых, это сам по себе принцип создания рукописей, когда книгу переписывают от руки, целые большие книги, крупные кодексы. Представьте себе - сама практика создания рукописей, с поправкой на те или иные обстоятельства и культурный контекст, существовала в XI-XII веках и дожила вплоть до второй половины XX века. У старообрядцев в Новгороде традиция переписывания книг сохранялась до 1970-х годов. По этим причинам старообрядческая письменность и книжная традиция очень богата, насыщена различными образцами, различными региональными особенностями. Во-вторых, используются старые материалы и технологии в изготовлении чернил, книжного переплёта и т.д. К слову, в Сибири, на Енисее, до сих пор существует традиция письма по бересте.

- Берестяные книги действительно существуют?

- Это действительно архаика, и нам известно об этом по берестяным грамотам. В своё время и в Новгороде была найдена берестяная книжка, которая датируется XIII веком. Тогда по бересте писали специальным заострённым писалом. Но есть предположение, что могли писать по бересте и чернилами. Берестяные книги на Русском Севере среди старообрядцев были распространены вплоть до XIX века – например, об этом писал исследователь и путешественник Максимов. И до сих пор в среде сибирских старообрядцев пишут книги на бересте.

- Что из себя представляет такая книга? Она не может быть многостраничной, учитывая характер материала?

- Конечно, многостраничную книгу из бересты не создашь, потому что материал достаточно грубый, но это самый дешёвый заменитель бумаги, который можно найти в тайге. Как правило, это небольшие тетради. Недавно была выставка в Петрозаводске «Книжница Русского Севера» из частного собрания (книжница – старое название библиотеки). Там были представлены рукописи середины – второй половины XX века, написанные на бересте. Это небольшие тетрадки, как обычная тетрадь, может, чуть побольше, количество листов – не более десяти-пятнадцати.

- Есть ещё какие-то особенности у этих книг?

- Интересно, например, увидеть по сгибу следы от зубов – чтобы берестяной лист согнуть, его нужно было зубами прикусить.  

- Ценность старообрядческих книг – не только в технологии изготовления, но и в содержании?

- В основном, это книги религиозного содержания. При этом старообрядцы переписывали не только старые сочинения, но составляли свои произведения. Старообрядческая литература очень богата. Это различные поучения, полемические сочинения - споры с официальной церковью и разных направлений старообрядчества друг с другом, духовные стихи, исторические сочинения.

- В Новгороде старообрядцы тоже переписывали книги?

Новгород не был крупным центром старообрядческой письменности, здесь всё-таки эта традиция существовала скорее на уровне отдельных переписчиков – в Крестецком, Новгородском, Старорусском районах. Самобытная традиция переписывания книг с ярко выраженной стилистикой, конечно, складывалась в более удалённых от центра регионах, куда староверы бежали, в том числе и из Новгорода, от религиозных преследований. Например, существуют школы – Выговская или Поморская, это нынешняя территория Карелии, Медвежьегорский район. В своё время это всё была Новгородская земля, часть Новгородской епархии. Там в конце XVII века появилась Выговская пустынь – очень крупный культурный центр, существовавший в дальнейшем с дозволения Петра I. Там сложилась Поморская школа письма.

- Почему школа называется Поморской?

- Выговская пустынь в своё время взяла устав Соловецкого монастыря, который не поддержал реформу Никона, почти десять лет он выдерживал осаду, в конечном итоге был разорён. Но монахи остались верны старой вере, разбрелись по ближайшим регионам, в том числе пришли в Карелию, между реками Выг и Лекса создали общежительство. И там сложилась своя школа оформления книг, своя литературная традиция. Кстати, на выговские образцы потом ориентировались некоторые переписчики в других регионах, например, в Москве и Прибалтике, где жили старообрядцы поморского согласия.

- У Поморской школы свой почерк?

- Да, своеобразный. Это определённый шрифт – устав и полуустав, барочные заставки и инициалы. Иногда в книге помещались миниатюры. На Выгу сложилась и своя школа рисованных лубков, когда от руки рисовались картинки нравоучительного религиозного содержания и раскрашивались цветными красками. Сначала в оформлении книг использовалась темпера, потом перешли на акварель. На Выгу сложился особенный стиль, сдержанный по краскам, по колориту. А вот в юго-западных старообрядческих центрах оформление было более ярким. Например, на Ветке - местности на территории нынешней Гомельской области в Белоруссии - тоже рисовали красивые заставки, инициалы, и они были более яркими.

Другая школа оформления старообрядческих рукописей сложилась в Подмосковье, в Гуслицах. Этот центр славился иконописными промыслами, литьём медных икон и, в частности, оформлением рукописей, очень ярких, с использованием сочных цветов - жёлтого, голубого, зелёного.

Может быть, менее характерные, но важные старообрядческие школы переписывания книг сформировались на Урале, а также в Поволжье.

- Но ведь богослужебные книги не подразумевают большого количества иллюстраций?

Сборник-конволют литературно-учительный с Апокалипсисом- В старообрядческой среде развивалась и формировалась традиция создания лицевых книг. Лицевые книги создавались и до церковного раскола, до XVII века. Но старообрядцы эту традицию исключительно развили. Появились целые тематические старообрядческие лицевые сборники, отличающиеся большим количеством миниатюр. Старообрядцы очень любили переписывать, например, «Апокалипсис», с различными иллюстрациями, причём, воспроизводили как ранние иллюстрации XVI-XVII веков, так и создавали свои. Лицевое «Житие Николы Чудотворца» также было востребовано в старообрядческой среде. Или же, например, такое произведение, как «Житие Василия Нового», в котором содержались предания о загробном мире и посмертных мытарствах человека.

В фонде отдела письменных источников Новгородского музея-заповедника имеется несколько лицевых старообрядческих рукописей. Кстати, одна из них, что интересно, создана в 1740-х годах новгородским посадским человеком – «Житие Андрея Юродивого». В народе очень любили это житие, в нём описывались видения Андрея, и эти иносказательные повести были поучительными и очень нравились.

В музейном собрании есть лицевые рукописи из других регионов, например, «Житие Николы Чудотворца», лицевой «Апокалипсис», сборник «Цветник» (иногда, в более ранний период, похожие сборники называли «Пчела» - как пчела собирает мёд с цветов, так и в сборниках собраны поучительные истории из разных книг).

- Вы хотите сказать, что в собрании рукописных книг Новгородского музея-заповедника достаточно памятников, чтобы представить в новой экспозиции Музея письменности всё богатство книжного украшения?

- Это так. В Новгородском музее-заповеднике огромное число книг из старообрядческих коллекций, и мы решили раздел, посвящённый оформлению книг, представить именно на примерах старообрядческой письменности. Отмечу, что все школы, о которых мы говорили, будут показаны в зале, посвящённом книжному украшению, потому что старообрядческая традиция очень разнообразная, очень многоликая, она иллюстрирует разные пути развития древнерусской традиции. Мы представим и некоторые певческие рукописи из нашего собрания, созданные на Выгу, в Гуслицах и на Ветке.

Не могу не отметить, что старообрядческая книжность так или иначе будет присутствовать во всех залах музея, по той причине, что к ней можно отнести не только рукописи и книги, которые создавались в старообрядческой среде, но ещё и книги, которые сохранялись старообрядцами. Если вспомнить историю церковного раскола, как раз основная полемика происходила вокруг авторитета книг. Старообрядцы настаивали на авторитете старых книг и всячески стремились сохранить книжные памятники, созданные и бытовавшие на Руси до середины XVII века. В частности, в Новгородском музее-заповеднике имеются книги XVI-XVII веков, сохранённые старообрядцами. Прежде всего, это рукописи из собрания Тихвинского старообрядческого монастыря, существовавшего со времён Екатерины II и закрытого при Николае I.

Некоторые книги поступили в коллекцию Новгородского музея-заповедника от частных лиц, собирателей. Например, имеются некоторые книги из собрания Симеона Ивановича Иванова, старообрядческого наставника из Старой Руссы. Ещё интересен такой момент. В XIX веке старообрядчество преследовалось, и местная полиция часто изымала книги из старообрядческих моленных, храмов, монастырей, и они отправлялись – если полиция видела в них историческую ценность – в миссионерское «Братство Святой Софии». Из этого собрания в отделе письменных источников Новгородского музея очень много книг. Частично моя работа состоит в том, чтобы выявлять их предыдущее бытование. Так что многие книги в собрании музея имеют старообрядческое происхождение.

- Какой экспонат считаете самым уникальным?  

- Самый интересный, на мой взгляд, - это Евангелие XVI века из собрания Тихвинского старообрядческого монастыря. Это напрестольное Евангелие, в нём содержится 4 цветные миниатюры, изображающие евангелистов, написано очень красивым почерком, профессионально.

- Оно похоже на Евангелие Андрейчины?

- Отдалённо похоже - по принципу оформления. Но Евангелие Андрейчины – уникальный памятник. То, о котором я говорю, – более скромно оформлено, и всё-таки достаточно интересное. Само оформление изящное, миниатюры утончённые, при этом они классические, характерные для своего времени. Книга одета в переплёт – доски в зелёном бархате, на котором сохранилось две серебряные накладки, причём не пышные, вычурные, а скромные, изящные, с растительным орнаментом.

Повторюсь, наш музейный фонд настолько богат, что может охватить пусть не все грани старообрядческой книжности и письменности, потому что, например, отсутствуют памятники, созданные на Урале и в некоторых других регионах, но всё созданное, скажем условно, в европейской части России.

- Известны ли имена тех, кто создавал рукописи?

Василий Никифоров. Сборник служб старообрядческий- Мы знаем имена некоторых авторов книг. Например, Василий Никифоров - он жил в деревне Прудищи Крестецкого района в конце XIX – начале XX века, переписывал книги на заказ или в качестве подарка. Это богослужебные тексты, духовные стихи. Он книги очень своеобразно оформлял, яркими чернилами рисовал заставки, инициалы, и они, хотя и очень самобытные и не профессиональные, тем не менее отсылают нас к более ранней традиции. Недавно мне удалось установить ещё одно имя – Прокофий Данилов. Он много где жил в Новгородской губернии – в Сольцах, в Старой Руссе в старообрядческом монастыре, потом в Крестецком районе. Десяток рукописей принадлежит его руке. Они оформлены достаточно бедно, но более интересны своим содержанием. Это оригинальные старообрядческие сочинения. В том числе в его книгах есть «Повесть об отцах и страдальцах Соловецких». Повесть рассказывает о разорении царскими войсками Соловецкого монастыря в XVII веке, когда он не принял церковную реформу. В старообрядческой среде, в Выговской пустыни, было составлено сказание об этом, и оно потом бытовало в различных списках. Один из этих списков принадлежит Прокофию Данилову. Возможно, он его списал в библиотеке Старорусского старообрядческого монастыря, сгоревшего во время Второй мировой войны. Там насчитывалось несколько сотен экземпляров книг, которые безвозвратно погибли. То есть книги Прокофия Данилова, созданные в середине XIX века, в каком-то смысле сохранили для нас в форме списка информацию о том, какие издания, какие произведения могли храниться в библиотеке монастыря.

Есть ряд других имён – например, инок Киприан. Он был одним из участников возрождения духовной жизни скита на Ильюшкином острове близ нынешнего Тёсово-Нетыльского во второй половине XIX века. В Новгородском музее хранится ряд памятников, связанных с его именем. В частности, одна из рукописей содержит сказание о фреске в куполе Софийского собора. Это знаменитое предание о том, что когда писали Спаса, его рука была сложена в кулак, а не в благословляющем жесте. Вообще Киприан был интересным человеком. Будучи по происхождению простым мещанином, он приходил работать в Императорское общество любителей древней письменности в Петербурге, искал древние книги в собрании Троице-Сергиевой лавры. Там он делал выписки для своего сборника. То есть он не ограничивался книгами из собраний старообрядческих общин. 

На территории бывшей Новгородской губернии было порядка десяти старообрядческих монастырей, причём большая часть из них располагалась в Новгородском, Старорусском, Крестецком районах. Сейчас старообрядческих скитов на территории области не осталось, только общины. Их, зарегистрированных, семь – две в Великом Новгороде и по одной в Старой Руссе, Крестцах, Малой Вишере, Волотовском и Демянском районах. 

- Вы говорили, что старообрядцы с непременным почитанием относились к своим книгам. Потому, что в них скрыта истинность веры?

- Можно и так сказать. Старообрядцев интересовало любое подтверждение истинности старых обрядов, они испытывали очень большой пиетет к памятникам искусства древнего Новгорода, изучали эти памятники. Не удивительно, что одни из ранних описаний новгородских памятников старины, различных реликвий, хранившихся в Софийском соборе, монастырях Новгорода, в начале XVIII века были составлены старообрядцами. Чтобы свои тезисы подтвердить, они ездили в разные исторические места, где хранились древние артефакты. В частности, в произведении «Поморские ответы», созданном на Выгу, содержится упоминание и описание таких памятников, как оклады Евангелий из Антониева монастыря XIII века с лиможской эмалью (они сейчас экспонируются в Грановитой палате Новгороского кремля), чудотворная икона Спаса Пантократора из Софийского собора, круглая икона Николы Чудотворца, которая хранилась в Никольском соборе на Ярославовом дворище, Магдебургские врата. Список «Поморских ответов» также есть в собрании Новгородского музея-заповедника. И для исследователей старообрядческая рукописная книжная традиция по-прежнему представляет очень большой интерес.

Наталья МЕЛКОВА

Поделиться: