Новгородские музейщики готовят сенсации

07 июля 2017, 13:42 / 0

На выставке, посвящённой юбилеям двух древних новгородских храмов, можно будет впервые увидеть уникальные предметы облачения преподобного Варлаама Хутынского, самое крупногабаритное Евангелие, монументальную икону с изображением избранных новгородских святых, авторство которой неожиданно открыто.

К каждой выставке в Новгородском музее-заповеднике проходят интенсивные реставрационные работы, идёт подготовка памятников для экспонирования. Не стала исключением и подготовка к выставке, которая в Великом Новгороде откроется в сентябре. Она называется «От обители земной – в обитель небесную» и посвящена юбилеям двух древних новгородских храмов – 900-летию собора Рождества Богородицы Антониева монастыря и 825-летию Спасо-Преображенского собора Хутынской обители.

Дар царя и царицы

О планируемой выставке и истории храмов сотрудники музея уже рассказывали во время первого пресс-показа, посвящённого готовящемуся событию.

И вот журналисты вновь приглашены в музей, вернее, в его мастерские - реставрации тканей, металла и предметов живописи, иконописи, где реставраторы готовят для будущих посетителей выставки настоящие сенсации.  

В мастерской реставрации тканей Елена Игнашина, старший научный сотрудник Новгородского музея-заповедника, один из кураторов выставки, показывает находящиеся на реставрации два уникальных памятника. Оба происходят из Хутынского монастыря. Один из них – надгробный лицевой покров преподобного Варлаама Хутынского и его епитрахиль - элемент богослужебного облачения.

НГОМЗ, Варлаам Хутынский

- Лицевой покров возлагался на раку, - рассказывает Елена Игнашина. - Как известно, мощи Варлаама Хутынского до сих пор почивают под спудом, над мощами стоит кенотаф, пустая гробница, на которую в средние века возлагали лицевые покровы с изображением святого, который там погребён. Раньше, это установлено по описям, в Хутынском монастыре было пять лицевых надгробных покровов. До наших дней сохранились три. Два находятся в собрании Новгородского музея, один в Пскове, ошибочно оказавшийся там после Великой Отечественной войны. Из этих трёх покровов самый известный – перед нами.

Покров точно датирован, известны имена вкладчиков. Под позёмом, на котором изображён преподобный Варлаам Хутынский, волочённым золотом вышита надпись, которая говорит о том, что покров передан сыном Ивана Грозного Фёдором Иоанновичем и его женой царицей Ириной Годуновой. Дата вклада покрова в Хутынский монастырь – 1579 год. Покров выполнен в московской царской светлице, которой руководила Ирина Годунова.

Сейчас идёт последняя стадия завершения реставрации этого уникального памятника. 

Как и на всех покровах, святой изображён фронтально, в рост, с открытыми глазами. Единственный, исключительный случай, когда на надгробном покрове святой был изображён с закрытыми глазами, поясняет Елена Игнашина, это на покрове князя Александра Невского XVII века. У Варлаама Хутынского традиционное облачение монаха великосхимника.

Вышивали покров золотыми, серебряными нитями по шёлковому фону, искусство это было элитарным, очень дорогим. Каймы покрова окружают средник. На каймах драгоценными нитями вышиты кондаки и тропари – песнопения святому и, что редко, как здесь, – вкладные надписи с именами вкладчиков и датой вклада.

Здесь много жемчуга. Мастерская Ирины Годуновой одной из первых ввела в древнерусское шитьё жемчуг и драгоценные камни. Рубин и сапфиры украшают нимб Варлаама Хутынского, жемчугом вышиты голгофские кресты и именные надписи – преподобный Варлаам.

Реставрационные работы выполнялись почти 10 лет. Их вела реставратор первой категории Наталья Рябовичева, заведующая мастерской. Применён традиционный набор реставрационных работ:  очистка, выправление деформаций, укрепление нитей – и золотных, и шёлковых.

- В нашем случае, поскольку шёлковая ткань каймы оказалась очень ветхой, её перекрыли тонированной газовой тканью, - уточнила Елена Игнашина. - Реставрация тканей вообще очень сложный процесс. Ещё в довоенный и послевоенный периоды были допущены методические ошибки в реставрации тканей, вводили очень много клея, например, в разорванные нити шёлкового фона. Это со временем приводило к деструкции ткани. Сейчас реставраторы стараются вообще избежать использование клея. Укрепление производят нитью или перекрытием газом.

Реставрация другого уникального памятника только что завершена. Этот памятник ещё никто не видел. Его впервые показывают, пока только журналистам. Епитрахиль, обязательная часть богослужебного облачения, дошла до нашего времени из домонгольского периода истории древней Руси.

НГОМЗ, Варлаам Хутынский 

- Епитрахиль носили на груди, двумя полосами, перекидывая через шею. Эта епитрахиль, по монастырскому преданию, принадлежала самому Варлааму Хутынскому, - рассказывает Елена Игнашина. - История здесь такая. Мастерская реставрации тканей Новгородского музея много лет тесно сотрудничает с московским научно-реставрационным центром имени Грабаря. Они часто проводят нам технико-технологические исследования. В Москве провели анализ ткани, пигмента, которыми окрашены ткани. Эти исследования подтвердили очень раннюю датировку епитрахили: конец XII – начало XIII века.

Сейчас обе части епитрахили сшиты. В древности это была длинная лента, которую на груди застёгивали пуговичками. Одна из них, позолоченная, сохранилась. Епитрахиль декорирована чередующимися квадратами. В одних квадратах золотными нитями по фиолетовой шёлковой ткани вышиты херувимы, они чередуются с квадратами с орнаментальными композициями из драгоценных серебряных и позолоченных дробниц. Использован мелкий речной жемчуг, им обнизаны контуры. Золотые тканые ленты окаймляют епитрахиль и разделяют квадраты.

В Хутынском монастыре было две ризницы, одна монастырская, вторая – преподобного Варлаама Хутынского. Там хранились раритеты, которые монастырское предание приписывало основателю обители: знаменитые поручи Варлаама Хутынского, его епитрахиль, служебник, крест и другие предметы. Отреставрированная епитрахиль – из ризницы преподобного Варлаама Хутынского.

Евангелие в два пуда

Наталья Гормина, эксперт по технико-технологической экспертизе музейных предметов, рассказывает, что из фонда декоративно-прикладного искусства на выставку планируется направить свыше 20 предметов. В мастерской реставрации металлов нам показывают 4 произведения декоративно-прикладного искусства, которые требовали вмешательства реставраторов. Эти предметы поступили в музей в 30-е годы прошлого века из Спасо-Преображенского собора Варламо-Хутынского монастыря и собора Рождества Богородицы Антониева монастыря. 

НГОМЗ

Евангелие из Хутынского монастыря - четыре переплетённых вместе книги.  Евангелие частное, напечатано в типографии в Москве в 1759 году, при императрице Елизавете Петровне. В книге 304 листа. Через двенадцать лет, после приобретения книжного блока начались работы над окладом. Он был исполнен по повелению архимандрита Хутынского монастыря Лаврентия в 1771 году. Об этом свидетельствует надпись на нижней доске оклада.

- Весит оклад 31,5 килограмма, на него пошло очень много, почти пуд, драгоценного металла, в том числе 11,4 кг серебра, - рассказывает Наталья Гормина. - Поэтому это очень ценный вклад в монастырь. Книга достаточно тяжёлая, на службах её выносили два дьякона. И это самое большое, самое крупногабаритное Евангелие в собрании Новгородского музея-заповедника.

Для оформления были заказаны эмалевые накладки на лицевую сторону. В композиции всё не случайно. Каждая книга, каждое евангелие имеет традиционные элементы.

- Но здесь мы видим изображение святого Ильи, Ильи-пророка, и на плече у него ворон, - уточняет эксперт. - Дело в том, что в Хутынском монастыре в XV веке появилась церковь, посвящённая святому Илье, Ильинский храм – надвратная церковь с колокольней. Поэтому его изображение здесь не случайно. Памятник исполнен в духе того времени, в стиле рокайль, рококо – вы видите орнаменты в виде морской пены, гребни волн, своеобразные завитки. Исполнены массивные закладки. На оборотной стороне оклада – изображение основателя Хутынской обители, преподобного Варлаама Хутынского.

Особо тяжёлых, сложных работ при реставрации оклада не было, была проведена так называемая косметическая реставрация, отметила Наталья Гормина. За период существования памятника, его хранения в фондах, в том числе во время войны, появились пятна окислов, элементы коррозии, которые надо было устранить. Ольга Беляева, художник-реставратор первой категории, со специалистами мастерской прекрасно справились с подготовкой предмета к экспонированию.

В целом сохранность оклада не очень хорошая, считают реставраторы. Серебро немного вздулось, приподнялось, поскольку книжный блок переплетён в досках, а это органический материал, который реагирует на температурно-влажностный режим, «живёт», там есть большая трещина, и монолитный оклад довольно сложно себя ведёт. Это вызывает у музейных хранителей опасения.

Наталья Гормина и реставратор Игорь Приходько рассказали также о других предметах, которые подготовлены для показа на выставке. Это ещё одно Евангелие, более раннее, Петровского времени, 1698 года. А также дарохранительница, её изготовили новгородские мастера в 1747 году, что подтверждается клеймом, и кандило.

Тайна имени

В мастерской реставрации темперной живописи находится монументальная икона из церкви Апостола Филиппа с изображением избранных новгородских святых – святителей Никиты и Иоанна, преподобных Антония Римлянина и Варлаама Хутынского. Реставрацией иконы занимаются художники-реставраторы Наталья Медникова и Наталья Железнякова. В процессе удаления потемневшего лакового покрытия на иконе была обнаружена уникальная надпись, сообщающая имя художника – Василий Москвитин, а также дату написания образа – 1703 год. Верхний слой живописи принадлежит кисти новгородского мастера Игнатия Чистякова, известного по росписям в Софийском и Знаменском соборах Великого Новгорода.

Сотрудники музея сейчас проводят самую настоящую исследовательскую работу, чтобы разгадать кто же этот иконописец - Василий Москвитин. Известно, что Москвитины относились к школе Строгановской иконописи, считались лучшими мастерами.  

Юрий Александров, заведующий мастерской реставрации темперной живописи, сделал предположение, что автор новгородской иконы – внук известного иконописца Емельяна Москвитина. А Иван Москвитин, тоже известный мастер иконописи, возможно, приходится ему отцом.

- Скорее всего, это была целая династия живописцев, - считает Юрий Александров. - Работы предполагаемых предков Василия Ивановича хранятся в Москве, они есть и в частных коллекциях.

Так что новгородским музейщикам ещё предстоит разгадать тайну монументальной иконы и рассказать её новгородцам. 

Наталья МЕЛКОВА

Фото автора

Поделиться: