Смерть от невостребования

Что заставляет кинотеатры мучиться в предсмертной агонии?

В последние годы всё реже можно услышать о походе в кино с друзьями или второй половинкой. Всё меньше можно увидеть рекламы каких-либо кинолент на билбордах и в Интернете. Зато чаще можно услышать об уменьшении зала в том или ином кинотеатре, а то и вовсе о его закрытии. С чем связаны все эти события? И действительно ли кинотеатры уходят в прошлое?  

Начнём, пожалуй, с того, что заменяет нам поход в кино – с просмотра сериалов. Сериал – это ряд последовательно расположенных частей многосерийного фильма, представляющих собой единое целое. Уже само понятие говорит о том, что сериал даёт нам более полную картину происходящего в произведении благодаря своему хронометражу. Это  очень удобно, например, для экранизаций книг.

Сравним их с полнометражными фильмами в этом плане. Серия кинокартин о Гарри Поттере неплоха и любима фанатами, но из-за нехватки времени не может полностью передать дух книги. От этого всё «ненужное» и «не сюжетное», но очень сильно дополняющее общую картинку,  теряется. По итогу мы получаем очень поверхностные фильмы, которые не раскрывают персонажей и их переживания. А вот где хватит времени на раскрытие персонажей, так это в сериале.

Мини-сериал «Благие знамения» (2019) состоит всего из шести почасовых эпизодов, но уделяет внимание каждой сюжетной ветке экранизируемой книги Терри Пратчетта и Нила Геймана, сводя их в конце воедино. Персонажи получились такими запоминающимися и потому, что им дали время раскрыться, а не кинули сразу же в гущу событий. Получается, что в сериале, в отличие от полнометражного метра, можно намного лучше показать проблемы персонажей и их развитие.

К тому же полнометражное кино начинает…  глупеть в последние несколько лет. Сюжеты очень примитивны, персонажи никак не развиваются, в лоре* вселенных множество дыр.

*От  lore — «традиционные знания и истории о субъекте» (сравни: «фольклор» - народное творчество). В сказочном, фантазийном кино, как и в компьютерных играх,  лор, расписанный сценаристом после соз0дания фабулы, раскрывает  причины, мотивы и следствия  перипетий острого сюжета - ред.

Такие истории, может, и  привлекают  младшую аудиторию, которой пока хочется чего-то полегче, но сильно отталкивает взрослых, которые желают немного более серьёзных взаимоотношений с сюжетом и героями. Зачем кому-то идти в кинотеатр, чтобы посмотреть средненький фильм, который может не понравится, если можно самому выбрать, что смотреть, не вставая с дивана?

Не стоит забывать, что  и сериалы не всегда смотрятся залпом. В среднем сериал состоит из десяти серий по часу. И это даёт возможность скрасить вечер после работы в течение недели, подолгу не расставаться с выбранной Вселенной.

Есть и другие плюсы сериалов. Один из них – это серьёзность поднимаемых тем. Раньше сериалы ограничивались в основном    романтикой и детективом. Они в основном были не «горизонтальные», то есть те, где надо следить за сюжетом, а «вертикальные», где каждый эпизод  самодостаточен. Вы вспомните множество примеров и сами. Например, детективный сериал, в котором каждая серия – это отдельное «дело», обязательно раскрытое в конце. С романтическими фильмами то же самое: сквозной сюжет присутствует, но играет мало роли.

Всё  изменилось с приходом на рынок «Игры престолов». Этот американский телесериал перевернул в киноиндустрии если не всё, то многое.

Как уже говорилось, пришла серьёзность тем. Жестокость и милосердие, семья и верность, долг и честь – всех проблем, поднятых в этом сериале, не перечесть. Вдобавок -  последовательный сюжет. Сериал был сугубо «горизонтальным»: нельзя посмотреть сначала пятую серию второго сезона, а потом восьмую первого – вы ничего не поймёте. Это увлекало людей, и они оставались смотреть дальше, стремясь узнать концовку.

Третье, но не менее важное изменение, пришедшее с «Игрой престолов», – огромный бюджет проекта. Раньше на сериалы выделяли немного, на целый сезон могли истратить от шести до десяти миллионов долларов. Сейчас столько может стоить одна серия. Например, английский сериал «Корона» тратил на один эпизод примерно тринадцать миллионов долларов.

«Игра престолов» научила продюсеров и директоров компаний не бояться тратить много.  Тут главное даже не то, что сериал получится хорошим и всем понравится, а то, что у него больше шансов окупиться.

Стоит отметить, что все популярные сериалы транслируются сейчас не на телевидении, а на стриминговых платформах, то есть онлайн-кинотеатрах. Сейчас самая стандартная подписка на Нетфликс (один из самых популярных стриминговых сервисов в мире) стоит семь долларов, что где-то около шестисот рублей. У Нетфликса - около 220 миллионов подписчиков по всему миру, а это колоссальные заработки. Да и само слово «онлайн-кинотеатр» подразумевает, что выпускаемый контент – это не просто проходной сериал для домохозяек (мы ничего не имеем против домохозяек), а серьёзные многосерийные фильмы, которые спокойно можно посмотреть дома с максимальным комфортом.

Последний же гвоздь в крышку гроба кинотеатров забил коронавирус. Эпидемия Covid-19  подтолкнула    прокат полнометражных кинолент в бездну безденежья. Во время пандемии посещение кинотеатров было запрещено. Из-за этого многие из них разорялись, а фильмы соответственно не снимали. А вот стриминговые сервисы, наоборот,  взлетели на  небывалую высоту. Не мудрено дело – все сидят по домам, делать им особо нечего, вот и остаётся оформить подписку и смотреть сериал за сериалом.

По статистике, в 2019 году кинотеатры посетили 216,3 млн. зрителей, в 2020 - 87,3 млн., в 2021 году - 145,7 млн. То есть самоизоляция закончилась, но на допандемийный уровень цифры не вышли.

Сейчас, когда в прокате отсутствуют фильмы ведущих западных компаний, кинотеатры во многих городах стали ещё менее  востребованы. Возьмем для  примера новгородский «Мираж», который находится в ТЦ «Мармелад». Никогда там нет очередей. Скажу даже больше – там пусто. Если вы просто проходите мимо, то можно заметить, что только за прилавком с едой стоит одинокий продавец и грустно смотрит по сторонам. Если вы идёте на премьеру фильма не в первый день,  зрительный зал будет наполовину пуст.

То же самое происходит и в городах поменьше. Например, в  Боровичах  - три кинотеатра, и все пустуют. Единственное, что спасает эти заведения –  праздники. В новогодние каникулы и майские праздники многие ходят  в кино, чтобы просто отдохнуть вне дома.

Значит ли это, что «полный метр» умирает, и мы скоро вообще перестанем его видеть? Нет, конечно. Полнометражные фильмы также выпускают и в онлайн-кинотеатрах. А вот кто близок к концу, так это кинотеатры сами по себе. Спроса на них сейчас почти нет, ведь в наш век больших домашних телевизоров посмотреть что-то масштабное можно и дома.

Пропадут ли кинотеатры навсегда? Едва ли. Не исчезли же до сих пор театры,  как и газеты с развитием Интернета. Скорее всего, фильмы для большого экрана продолжат снимать, а мы продолжим иногда ходить в кинотеатры, предаваясь ностальгии.

Анна СТАРШИНОВА

Поделиться: