Сердоболи наши

На Северо-Западе новгородец всюду найдёт родню - по крови или по истории.

Любят новгородцы путешествовать. Открывать новые, полезные для себя земли. Правда, сейчас всё больше в Анталию, Египет, Таиланд спешат…  Вот древние новгородцы поступали иначе. Их горячим песочком не пронять было. Ни тебе навигаторов, ни самолётов с вездеходами, но почти до самого Полярного круга доходили.

Примерно с X века стали  селиться  и у «колодца Европы» - Ладожского озера. И место им понравилось. И тамошние жители. И всего-то чуть больше 400 вёрст (нынче на машине можно добраться вообще за 6 часов). Особый микроклимат, недаром в наши дни это место известно как   климатический курорт для больных сердечными и лёгочными  заболеваниями.

Из рук в руки

Впервые  племя корела упоминается в Новгородской летописи ещё в 1143 году. В 1227 году народность была крещена новгородским князем Ярославом Всеволодовичем. Пришли сюда русские торговцы, представители «администрации» (говоря современным языком), устраивались погосты, строились православные храмы. В заливе появилось поселение, известное в наше время как город Сортавала (местные название не склоняют, и потому легко вычисляют заезжих).

Какое из современных прибалтийских государств в XV веке раньше начало осваивать эти земли, сейчас не определить. Во всяком случае, в конце XV века в Писцовой книге Водской пятины  значатся Никольская церковь – центр Никольского Сердобольского погоста Корельского уезда («Волость Спасская Валаамского монастыря в Сердоволи»), а также поселение Попов Берег (вероятно, двор священника).

СортавалаНо как любой приграничный населённый пункт, «Сердовое-Сардавала» не раз переходило из рук в руки. Уж очень место удобное: в заливе Вакколахти («лукошко-залив»), в глубине залива Ляппяярви («клапан-залив»). Но хотя в русско-шведском пограничном соглашении 1468 года чёрным по белому написано: «Не должно наносить никакого вреда в Сортевала», шведы посягали не раз на эту территорию.

Во второй половине XVI - начале XVII веков между Швецией и Россией не раз вспыхивали войны. А тут ещё Новгородская республика перестала существовать, так и не став самостоятельным государством. Все её территории вошли в состав Московского царства. Корельский уезд перешёл в 1617 году, согласно Столбовскому мирному договору,  под власть Швеции. Началась первая волна эмиграции из-за репрессивной политики шведских властей в отношении православного карельского населения. Некоторые переселенцы уехали под Олонец, другие - под Тверь. Тверским карелам царь Алексей Михайлович отделил опустевшие после Смутного времени земли. Сохраняют свою самобытность тверские карелы и поныне.

В 1632 году после захвата Северного Приладожья шведы на месте древнего новгородского поселения основали город Сордавалла. Переселили сюда  часть финского населения. Но русские не забывали старое название. Первая российская газета «Ведомости» в номере за 14 февраля 1705 г. о рейде русских войск сообщала: «Писал к великому государю окольничий и воевода Пётр Матвеевич Апраксин, что ходил он с ратными людьми в Корельский уезд и, не доходя до города за несколько вёрст, в месте, имянуемом Сердобольск, <...> их, шведов, 300 человек побил...».

Спустя почти сто лет, когда Пётр I выиграл Северную войну и вернул северо-западные земли, по Ништадтскому мирному договору 1721 года вся Старая Финляндия и Сордавалла  отошла к России. Была образована на отвоёванных землях Выборгская провинция. Сордавалла была переименована в Сердоболь.

Прошло ещё почти сто лет и в 1809 году Финляндия, до тех пор бывшая шведской территорией, вошла в состав России. Желая «задобрить» своих новых подданных, император Александр I передал Великому княжеству Финляндскому из состава России Выборгскую губернию. Сердоболь был центром  одного из 9 уездов губернии. Получив независимость в 1917-м, финны, естественно, забрали с собой и Выборгскую губернию с Сердоболем, снова переименовав его в Сортавала.

В 1944 году советские войска освободили Карелию, началась новая волна эмиграции. Мирное финское население вывезли вглубь Финляндии. 22  сентября 1944 года последний поезд с беженцами отошёл от станции Сортавала. После Победы уже в мае в Сортавала прибыл первый эшелон колхозников Сортавальского района, возвращённых из Вологодской области, куда они были эвакуированы в 1941 году. Также в город прибыли переселенцы из республик СССР, в основном - русские, украинцы и белорусы.

Шиповник? Или черти? Или всё-таки - родня?

Когда наш теплоход подходил к Сортавала, на берегу бросились в глаза объёмные буквы на крыше нового здания молодёжного центра – «Сердоболь».   Название так или иначе отсылает нас к истокам.

В разные века городу трижды меняли название. Кто завладевал местом, тот по праву победителя называл его как хотел. И вот уже более трёхсот лет учёные размышляют: которое - первичнее.

Есть по нескольку версий как по поводу русского названия Сердоболь, так и шведско-финского Сортавала.

Сердоболь - так в старину, да и сейчас на севере России,  называли шиповник. Но не исключено, что в основе древнерусское существительное «сердоболь» – «родственник» (собирательная форма «сердоболя» – «родня»,  «род»). Находим: «...к сердоболям своим и сродникам своим» (в Лаврентьевской летописи), «он же <...> пострижеся в схиму и разда оставшееся богатьство сердоболям и нищим» (в Никоновской летописи). «Где тогда отец и мати, где братья и друзи, где сердоболи?», - стенал неизвестный средневековый автор.

Легенды продолжали появляться и в более поздние времена. Жители Сортавала сказывают: «Когда приезжал сюда царь-работник (а на самом-то деле он здесь никогда не бывал – В.Я.),  его спросили: «Как назвать этот город?». У Петра же вдруг отчего-то заныло в груди так, что вскричал или тяжко простонал он: «Ой, сердце болит!..». Вот и – Сердоболь».

Название Сортавала может происходить от карельского sordo — «выгон для скота, устраиваемый путём рубки деревьев так, что они, упав друг на друга, образовывали служившую много лет естественную изгородь».

Народные предания трактуют происхождение этого названия более красочно.  Давным-давно бесы, изгнанные монахами Валаама при его освящении, вынужденно перебрались на материк, в место, которое здешние жители и прозвали как Сортанвалта (финское «сорта» от русского «чёрт», «валта» – власть). «По легендарным известиям, местные жители, страшась наступающих финнов, называли их чертями, что отложилось в топонимике», - считает Е. А. Левашов. А по другой версии название происходит от заклинания монахов, изгонявших нечистую силу с освященного монастырем острова криками «Чёрт, вали!» или «Чёрт, валяй», что было воспринято как  «сорт вали...»

Есть и объединяющая гипотеза, дескать Сортавала - это приспособленное для шведского уха  слово «Сердоболь».  Ведь тогда составители документов записывали названия населённых пунктов, как и имена, приспосабливаясь к своей фонетике и традициям. Русские, например, долгое время в бумагах называли Стокгольм – Стекольной.

А что первичнее – вопрос открытый.  Может, недаром местный гранит (какого нигде, кроме как здесь, нет), щедро использованный при строительстве Петербурга, зовётся сердобольским? В Санкт-Петербурге и сейчас есть улица Сердобольская. Вот и в Сортавала многие ностальгируют по древнему названию, не прочь вернуть его.

Калитка фестиваля «Калитка»

Сегодня Сортавала живёт жизнью обычного малого провинциального городка. Сама старается себя и развлекать, и кормить. И с первым, и со вторым не просто. По многим зданиям и улицам города видно, что по ним плачет ремонт. Но что-то и получается.

Пристань в Сортавала находится рядом с автостанцией. Нам повезло. Не успев сойти на землю, попали в водоворот праздника. Даже двух – карельской калитки и международного песенного фестиваля. То и дело подкатывали автобусы,  из них высыпали нарядные, шумные толпы. «Поём – танцуем. Печём – едим. Пьём чай» - звала афиша. Другая зазывала: «Вкусные ряды. Большой мастер-класс. Сувенирная ярмарка. Чемпионат по кююкя» (напоминает наши городки; а что, вместе когда-то росли и играли,  сердоболи, чай!).

Уже побывав на разных площадках фестиваля, согласились с экскурсоводом, что пропустить это летнее событие невозможно. Подкреплялись калитками. Это такой ржаной пирожок, начинка у которого кладётся поверх теста,  по форме похоже на ватрушку. Классические начинки - картофельное пюре с маслом и молоком, разные виды каш: рисовая, ячневая, перловая, пшённая, толокняная. Но на фестивале повара этими начинками не ограничивались. Тем более у кулинарного конкурса «Калиточка» несколько номинаций  - классическая калитка, фирменная, самая маленькая… Пик фестиваля – приготовление самой большой калитки. 

В Сортавала  женщины говорят: «Калитка просит восьмёрки». То есть, чтобы испечь калитки, необходимы восемь компонентов - мука, вода, простокваша, соль, молоко, масло, сметана и начинка. Калитки подаются к кофе за завтраком, к бульону или супу за обедом, к лёгкому вечернему салату за ужином и просто как закуска. Всё зависит от используемой начинки. Тесто может быть приготовлено из одной ржаной муки или из смеси ржаной и пшеничной муки в равных соотношениях. На 2 тонких  стакана муки берётся 1 тонкий стакан жидкости (вода, молоко, простокваша, сметана в любых соотношениях), соль на кончике ножа. Замешанное тесто должно «отдохнуть» минут 20-30, прикрытое салфеткой, чтобы не заветрилось. Далее нужно раскатать тесто в жгут, нарезать на равные кусочки, скатать шарики, раскатать из них тонкие лепёшки, придать им круглую или овальную форму. Положить  начинки и защипать или загнуть края.

Здесь любят мириться

Когда нет фестиваля, сортавальцы просто отдыхают, гуляют по центру.

СортавалаОдна из основных площадей Сортавала - площадь Вяйнямёйнена, названная в честь сына мифологического родоначальника богатырей Калевалы. Площадь необычная, треугольная. В центре стоит бронзовый памятник карельскому рунопевцу Петри Шемейкка. Старик в длинных одеяниях - широкая спина, длинная борода, в руках старинный инструмент, пальцы касаются струн.

Автор  скульптуры - финский скульптор Алпо Сайло. Иногда Сортавала называют музеем  финской архитектуры из-за обилия зданий в стиле северного модерна, неоклассицизма и функционализма, которые спроектировали известнейшие финские архитекторы — Ульберг, Сааринен, Аренберг. С 1888 года сохранилось деревянное здание пожарного депо с каланчой.  Теперь это просто архитектурный памятник:  после появления пожарных машин   транспорт не мог проехать в маленькие ворота, рассчитанные на повозки с лошадьми.

СортавалаНе пострадал и оригинальный дом с фонарём в виде шприца, выстроенный в 1920 году. Почему украшением выбран шприц, не очень ясно. Да, раньше в здании были аптека и госпиталь. Но прежде оно принадлежало акционерному банку. Сейчас это жилой дом, а шприц играет роль фонаря с подсветкой в тёмное время суток. Жив и дом банкира Леандера, напоминающий старинный замок. 

В стиле северного модернизма возведён в 1907 году дом русских купцов Николая и Константина Сийтоненов. Нынче постройка принадлежит администрации района.

СортавалаЛюбят горожане посидеть в сквере на площади Кирова у скульптурной группы «Кот и пёс». Выражение «как кошка с собакой» обычно означает ссору. В данном случае скульптура кота и собаки, которые держатся за лапы, означает дружбу. Говорят, к этому арт-объекту приходят мириться.

Неподалёку – фонтан, ещё одно место тусовок. Его история напоминает нам историю малого фонтана в новгородском Кремлёвском парке. Фонтан тут был издавна. Его зачем-то засыпали и на его месте соорудили клумбу. Потом   –  сцену. А затем местный предприниматель по фамилии Львов решил всё вернуть на свои места. Восстановил фонтан, но как-то скромно: била тонкая вращающаяся струйка. Жители прозвали фонтан «струя Львова» и  смеялись над бизнесменом до тех пор, пока объект не обрёл приличный вид.

Хорошо прогуляться по Карельскому мосту над заливом Ладожского озера Ляппяярви.   Вдоль залива по улице Кирова тянется прогулочная набережная. Если не полениться, можно забраться на гору Кухавуори. На самом её верху - смотровая площадка, откуда с высоты птичьего полёта можно полюбоваться на красоту города.

Но стоит спуститься вниз, то тут, то там начнёшь натыкаться на что-нибудь неработающее и полуразрушенное, например, закрытые молококомбинат и пивзавод. Грусть нагоняют заколоченные окна домов,  замки на дверях бывших магазинов, вывески «сдам в аренду»…

С детства многие, наверное, слышали про Сортавала благодаря лыжам. Сейчас комбината нет. В здании сосуществуют несколько небольших технологических предприятий. Кто-то делает доски, кто-то в небольших объёмах лыжи, женщины мастерят блёсны, воблеры. 

Тенденция терять, а не развивать, почему-то живуча. С конца 90-х в городе остаются торговля лесом, деревообработка, добыча камня, туризм.

СортавалаКак и в Новгороде,  здесь  на него - большие надежды. Сортавала будет вторым после Петрозаводска туристическим центром республики Карелия. Помогает то, что город является одним из отправных пунктов водных туристических маршрутов на Валаам. 

Он - наш,  из новгородских

Наверное, ни один турист, побывавший в Сортавала, не миновал музея частной коллекции Кронида Гоголева, народного художника России, работавшего  в уникальной технике скульптурного деревянного рельефа.

Продолжая традиции художника  Гоголева, музей работает для посетителей ежедневно, без выходных, круглый год, даже в дни государственных праздников. Более того, если вы приехали в неурочный час,   его откроют в удобное  для вас время - только сообщите об этом заблаговременно.

Упоминание про «традиции художника» сделано не ради красного словца. Кронид Гоголев был очень трудолюбив. Сотрудники музея вспоминают: «Уходим вечером, он ещё работает. Приходим – он уже работает». Могу подтвердить, так оно и есть. Когда семнадцать лет назад мы, промёрзшие в питерской электричке  новгородские журналисты, поздним вечером оказались у него дома,   стол был уже накрыт для нас, уставлен разными вкусностями.  Художник ждал гостей - но работал. А мы смотрели на деревянные заготовки, на инструменты мастера - резцы, стамески, ножи и не скрывали удивления.

На полках – банки с клеем, лаком. Везде стоят и лежат широкие липовые доски - основа будущих рельефов. Из всех сортов дерева, с которыми он пробовал работать, подходящей оказалась липа. Гоголев находил её на ладожских островах, таскал в рюкзаке, пилил. Не сразу понял, что сушить материал лучше всего в естественном состоянии, потому что после термической обработки липа теряет эластичность и податливость, становится хрупкой.  Доски мастер сушил годами. Потом склеивал их - сердцевина у большой липы бывает гниловата.

Смотрели и на другой день за его работой и не могли понять, каким чудом удаётся художнику достичь эффекта глубины, перспективы, объёмности?

Конечно, много расспрашивали о новгородских корнях художника.

…13 июня 1926 года в разгар неяркого новгородского лета, в селе Прутское,  в самую медоносную пору,  у Марии и Александра Гоголевых родился самый младший ребёнок - мальчик. Назвали его Кронидом (почему было дано такое непривычное деревенскому уху имя, семейная история умалчивает, но в Прутском это имя не было диковинкой, так, например, звали и соседского мальчика).   Прутское - деревня в одну улицу с небольшими проулками. Глухомань... До ближайшего большого города – Старой Руссы – километров 90. Поддорье, районный центр, - километрах в 30. Рядом - знаменитые бесконечные Рдейские болота.

Став старше, Кронид удивлялся, как в этом дальнем селе оказались родители? Дед по отцу был учителем математики. Не похожи они были на деревенских: в семье была приличная библиотека, отец много читал, с особым вниманием произведения философов, в том числе и древнегреческих. И вообще среди мужиков заметно выделялся: не пил, не махал кулаками, любил читать, что-нибудь мастерить. Деревенские мужики, однако, не смеялись над ним, как это нередко бывает на селе, а уважали. Мама Кронида, в девичестве Зайцева, родом из купеческой торговой семьи  села Сухая Нива Демянского района. Говорят, там до сих пор сохранился дом её родителей.

Судя по сохранившемуся фотопортрету, мать была красавицей. Замуж за Гоголева вышла по сватовству: Александр Иванович по окончании духовной семинарии должен был жениться и с молодою матушкой отправиться в сельский приход. В один прекрасный день были устроены смотрины невест. Маша понравилась молодому семинаристу сразу. И он ей тоже глянулся. В 1920 году Александр с молодою женой отправился в деревенский приход, в Прутское. Но не заладилось: власти боролись с «опиумом», так и не довелось служить в церкви.

Отец Кронида очень любил произведения Льва Николаевича Толстого, хорошо знал его статьи на философские темы. Отсюда и желание заняться непременно физическим трудом. У него сложилась своя философия, свои принципы оценки личности (он уже в то время на одну доску ставил Гитлера и Сталина), своя система ценностей: Александр Иванович считал себя человеком богатым - ведь он может мыслить, и запретить это ему никто не в силах!

Оставшись в деревне, Александр Иванович выбрал для себя профессию столяра. На всю жизнь остался в памяти Кронида отец в стружках, пахнущий свежим деревом. Запомнилась удивительная гармония между материалом, инструментом и движением его рук.

Несколько лет семья Гоголевых жила в трудах, но безбедно. Беды наступили, когда Гоголевы  попали в список на раскулачивание: родительский дом отобрали, продали чужим людям. Хорошо, что хоть огород пока разрешили держать, а вот корову – нет. Кронид очень хорошо запомнил чувство безотчётной обиды за отца, мать, семью.  Впоследствии и самого Кронида часто обижали и коллеги, и чиновники. Его индивидуальная манера некоторых раздражала. Ему не прощали «отступления от канонов». В Союз художников Карелии приняли только в 1986 году, когда   уже с триумфом прошли его выставки и в Петрозаводске, и в Хельсинки,   и в Москве. Но он, как и отец, никому никогда не мстил.

 Раскулачиванием  тяготы семьи не закончились: отца арестовали. Его направили на принудительные работы сначала в Ленинград, где он строил бани, затем перебросили под Валдай, в село Долгие Бороды на строительство «сталинской дачи». Освободили Александра Ивановича только перед войной.

В тринадцать-четырнадцать лет Кронид не хуже взрослого отбивал косы. Косил не для себя - коровы у них не было. Вот если кто-то просил из соседей, то помогал. Но основным заработком были ягоды.

Настоящую Россию узнал на войне

…Восьмой класс Гоголев закончил в 1941 году, перед самой войной. Кронид с другом должны были получить похвальные грамоты, но им не дали: Кронид был сыном лишенца, а друг – сыном врагов народа (у него были арестованы и отец, и мать). Вот вам и «сын за отца не отвечает». А там подоспели и новые испытания…

В Прутском уже знали, что немцы прошли в район Старой Руссы и уже взяли её.   Пришли люди из особых отделов.   Кто был «чист перед Советской властью», тому давали оружие и записывали в отряды: формировалось партизанское движение.

Кронид Александрович и теперь считает, что настоящую Россию он увидел именно тогда. «То ли мне по молодости казалось, то ли действительно в этом народе было что-то особенное. Они были какие-то сорвиголовы. Устраивали крушения, уходили на задания, возвращались, всё это казалось мне такой романтикой. Все молодые, красивые, здоровые, бесстрашные». Такими он потом изобразит своих героев в своих деревянных рельефах.

С партизанами Кронид и его сестра отправились -  лесами и болотами - к линии фронта, чтобы  выйти к своим. Держались ближе к Рдейским болотам. Ели грибы, клюкву, жевали овёс – поля стояли неубранные… После одиннадцати дней странствий оказались в расположении  8-й гвардейской дивизии генерала Панфилова. 

«Они сами приходят»

Весной 1944-го года младший сержант Гоголев, командир пулемётного расчёта, отправляется на фронт. Попал во 2-ю Ударную армию. Может быть, потому не любил Кронид Александрович фильмы о той, что многое там, на его взгляд, неправда. Солдаты обмундированы по полной форме, и с нравственностью у них всё в порядке, и с вооружением. У Кронида же и его однополчан были винтовки времён Первой мировой, одеты и обуты кое-как. Вот Некрасов, Астафьев - те, считал художник, остались в своих книгах о войне честными.

Демобилизовался Кронид в 1950-м. Обосновался в Ленинграде, работал на Балтийском судостроительном заводе, декоратором в Большом драматическом театре. За плечами - война, армия, работа, даже женитьба. И всё же чего-то ему не хватало! Неудержимо хотелось  получить художественное образование.

1952  год. Крониду 26 лет. Он решает идти в художественно-графическое педагогическое училище. Поначалу до уровня однокурсников не дотягивал . И началась работа, да такая, что многим и не снилась: запасался пачкой бумаги и рисовал – дома, в сквере, в вагоне электрички. Если задавали выполнить 5-10 набросков, то Гоголев делал пачку. Преподаватель смеялся:

- Ну, Кронид, сколько килограммов набросков принёс?

Весь их выпуск послали в Казахстан. А Гоголев получил приглашение работать в Карелии.

1967  год. Он стал директором детской художественной школы. Много ездил по Русскому Северу. В Сортавала приезжали гости из Москвы, Ленинграда, американский художник Рокуэлл Кент подарил школе две своих литографии, потом Кронид долгое время с ним переписывался. Искусствовед Ольга Воронова устроила его выставку в столице. Здесь свела судьба с Савелием Васильевичем Ямщиковым. Он и посоветовал северянину заняться деревом более серьёзно…

На вопрос, как рождаются его замечательные работы, Кронид Александрович прямо не говорит, лукавит:

- Сюжеты сами приходят, во сне... Потом берёшь доску и начинаешь резать. Секретов никаких нет. Хотя, безусловно, нужно уметь рисовать, остальное же - в доске.

В апреле 2013 года Кронида Гоголева не стало. В музее рассказывают, что сюжеты его резных картин, как правило, - карело-финский эпос Калевала, русский фольклор, природа Валаама, быт и праздники простого русского народа в деревне. Новгородцы, побывавшие на выставке, утверждают: «Не-е, мотивы наши, новгородские».

Не только российские туристы посещают музей Гоголева. Очень развит так называемый ностальгический туризм у бывших жителей Приладожья, проживающих ныне в Финляндии. Благодаря этому  здесь бывает много иностранцев. И для тех, и для других экскурсии начинаются со слов «Кронид Гоголев родился в Новгородской  области…».

И работал потом он, новгородец, на бывшей новгородской земле, добавим.

Василиса ЯНИНА

 

 

Поделиться: