«Длинный и весёлый путь»

от безызвестного школьника в библиотеке – к широкой известности в узком кругу.

Олег СЕНИЧЕВ-БЕРС- новгородский поэт и организатор молодёжных мероприятий. Он ведёт литературный телеграм-канал «Берсовая поэзия», в котором публикует свои стихи. Кроме того, Олег - один из создателей и основной творческий вдохновитель литературного объединения «Эпиграф», которое проводит литературные вечера и квартирники для молодых поэтов города. Одним из недавних проектов, который провёл Олег, стал творческий фестиваль «Огни», на котором выступали новгородские музыкальные группы, были развёрнуты выставки работ фотографов и художников… 

– Как давно ты занимаешься поэзией?

- Года два. Не могу сказать, что оба эти года были продуктивными, потому что я готовился и сдавал экзамены. А началось всё с того, что очень близкий для меня человек увлекался поэзией и это был один из способов контактировать с ним.

– Ты публиковался в крупных изданиях?

- Не имел такой чести. Может быть, мало знаю возможностей, да и обычно на своих выступлениях я использую подзвучку в виде гитары и других музыкальных инструментов. Люди, которые сидят в издательствах, оценивают качество текста. А для меня мои стихи - это больше про чувства, а не про глубину текста.

– То есть ты не хочешь, чтобы твои стихотворения видели в печатном виде?

- Я хочу продвигать их сам, через свои возможности. С чего вообще зародился «Эпиграф»? Я не знал, где можно выступать, и подумал, что надо самому такое место придумать. Так и пошло: с литературных вечеров в библиотеке «Читай-город»…

– Ты относишь себя к какому-либо из существующих литературных направлений?

- Может быть, сентиментализм.

– Почему?

- Чувства - это то, что правит нами.

– А близок ли тебе какой-нибудь поэт?

- Пару лет назад любовью всей жизни был Владимир Маяковский. Совершенно другой относительно меня по направлению поэт, но это была скорее привязанность к персоне. Маяковский был детской влюблённостью, он привлекал своим эпатажем. Сейчас – уже нет.

Из современников мне нравятся Туманов, Никита Морозный и поэтесса «ничего хорошего». Новый вид, новое звучание – вот что мне нравится.

– Эпатаж - это всегда хорошо?

- Нет. Он хорош вместе с достаточной информационной нагрузкой.

– Как ты нашёл единомышленников? 

- Это такой длинный и весёлый путь! Всё началось, когда я впервые пробовал выступать. Сначала это было ближайшее окружение: класс, школа. Потом начали притягиваться люди со стороны.

Когда занимаешься организаторской деятельностью, число единомышленников начинает расти в геометрической прогрессии. Я познакомился с одними, они приглашают меня на своё мероприятие, прихожу – там знакомлюсь с другими. Главное - общаться с людьми.

– Почему ты решил создать телеграм-канал?

- Как-то в Новгороде проходил фестиваль «Вечерок». Для него требовалось создать интернет-страницу. Были варианты: либо сообщество в сети «ВКонтакте», либо канал в Телеграмме. Второе было чем-то совершенно новым на тот момент, и мы решили попробовать. Тогда я решил завести и свой канал.

– Тебе нравится формат телеграм-канала?

- Нет. Сначала кажется интересным, потому что что можно практически напрямую общаться с подписчиками. Но социальные сети проще. Телеграм - это всё-таки мессенджер. Он неудобен в подаче материала и там очень быстрый отток людей. Как только я перестаю строчить туда каждый день - стабильно отписываются по три-четыре человека. Это неприятно. Надо бы менять площадку, но и забрасывать канал жалко.

– Тебя устраивает твоя целевая аудитория?

- Это люди 14-20 лет, и меня это не совсем устраивает. Хотелось бы иметь более широкий разброс. Это мой косяк - из-за нехватки времени. Иногда я пишу так, как мне проще, забывая о том, что могу сделать более продуманно, и  это понравится другой категории людей. Но это сложно, потому что аудитория, которая есть у меня сейчас, может это не принять.  

– Твоя деятельность не мешает учёбе?

- Грамотный баланс между отсутствием сна и учёбой вполне удаётся.

– Собираешься ли связывать будущую профессию с хобби?

- Вряд ли, к сожалению. Ездить со своими стихами - нет. Музыкальная группа – возможно, да. Однако больше хотелось бы пойти в журналистику или серьёзнее заниматься организаторской деятельностью и параллельно выступать.

– Не боишься, что если поступишь учиться в другой город и уедешь - потеряешь свою аудиторию?

- Боюсь, конечно. Но я прошёл здесь немалый путь: от безызвестного школьника в библиотеке до того, что мы делаем фестиваль областного масштаба. Я знаю, как этот путь пройти и какие могут быть проблемы. Да, это сложно, но я уверен, что смогу снова собрать аудиторию.

– Как ты думаешь, молодёжи сейчас интересна поэзия?

- Есть такие поэты, как Ах Астахова, Туманов - у них огромная аудитория, они много ездят по городам, а мы, молодые поэты, не понимаем, как дойти до такого уровня. Но вот парадокс: я выступал вместе с Астаховой на одном фестивале, и за сценой она не производит впечатления человека творческого. Чувствуется: она взяла два слова, поняла, что они рифмуются, и получился стих.

Выбиться можно, но многое зависит от подачи.  Есть большая разница между просто чтением и чтением с музыкальной подзвучкой. Мы даже ставили поэтический спектакль. Четыре поэта встроены в общий сюжет со спецэффектами, светом, музыкой. Люди воспринимают это намного лучше.  

Нужно ли заставлять себя писать, чтобы добиться успеха?

- Не стоит писать только потому, что давно ничего не писал. Это ужасно - заставлять себя. Однако, поэзия может и морально помогать, если научиться этим пользоваться. Я знаю, что этим пользуются люди, которые никому не показывают свои тпроизведения.

На мой взгляд, тут два варианта: либо пишешь в стол и морально разгружаешься, либо пишешь, немного дорабатываешь и потом выступаешь. Это как в стендапе: любые свои психологические травмы можно монетизировать.

– Писать по заказу - это плохо?

- Да. Невозможно писать что-то хорошее за деньги.

– А как же Диккенс, например?

- Мне не нравится. Не чувствуется живости. Возможно, звучит странно. Это как художникам говорят: «Твоя ваза не дышит». Со временем это ощущается, особенно в творчестве совсем начинающих.

Например, после литературного вечера ко мне подходит кто-то и говорит: «Я написал своё первое стихотворение!». Да, начинающие пишут с вдохновением, но у всех у них один стиль. У меня тоже так было. Так же и со стихотворениями на заказ.

– Как сейчас обстоят дела с литературной жизнью в стране?

- Не очень. Книга сильно обесценилась. У нас век быстрой информации. Однако я замечаю у молодёжи откат немного в прошлое. Это проявляется в моде на более классический вид одежды, например. Я думаю, что рано или поздно мы вернёмся к регулярному чтению книг. Чем больше молодёжь интересуется такими вещами, тем ближе общество к этому.

– Какие стихи для тебя - качественные?

- Есть такие сайты, на которых можно подобрать рифму к любому слову, там в комментариях пишут стихотворения, собранные полностью из рифм, предложенных сайтом. Зачастую это похоже на нечто, написанное нейросетью, только ведь и такое вполне серьёзно публикуют.

Ещё мне кажется неприемлемым, когда в стихотворения вплетают очень много современного сленга. Маты, например, могут грамотно вплестись в текст, но это нужно уметь делать. Писать, мне кажется, нужно средне.

– Что мешает современному поэту?

- Общество. Общие настрой и интересы. Есть те, кто считает, что всё уже было написано до нас. Я не до конца с этим согласен. Есть вечные проблемы человечества, появляются новые.

– Пробовался ли ты в прозе?

- Да, но никто никогда её не увидит. Это не то, что я хотел бы донести до мира. Но я мечтаю, что когда-нибудь на пенсии сяду с печатной машинкой, напишу что-нибудь стоящее и умру.  

– А если ты умрёшь завтра?

- Тогда мир избавится от мучения читать мои книги.

Ирина КИРИЛЛОВА

 

 

 

Поделиться: