Вырублено, отчеканено, нацарапано

Экспозиция Музея письменности начнётся с «изданий» времён, когда книг ещё не печатали.

Мы уже сообщали о том, что Великий Новгород ждёт особого, по меркам России, события – открытия Музея письменности в Лихудовом корпусе Новгородского кремля, где будет представлено уникальное богатство древней Новгородской земли - история русской письменности и книжности.

Пока в отремонтированных помещениях памятника истории XV-XVII веков устанавливается специальное оборудование и формируется экспозиция, мы вместе с сотрудниками Новгородского музея-заповедника познакомим вас с интересными предметами, которые подготовлены для показа.

Сегодня о памятниках древнерусской эпиграфики рассказывает соавтор проекта Музея письменности, старший научный сотрудник отдела комплектования и популяризации музейных коллекций Новгородского музея-заповедника, доцент кафедры Всемирной истории и международных отношений Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого Константин ДЕСЯТСКОВ.

 

- Первый зал Музея письменности, расположенный на первом этаже Лихудова корпуса, будет посвящён теме возникновения славянской письменности и памятникам древнерусской эпиграфики (от древне-греческого ἐπιγραφή - надпись). Эпиграфика – это наука, изучающая древние и средневековые надписи на твёрдых материалах: камне, металлах, керамике, дереве и других.

Новгородский музей, эпиграфикаПосле принятия христианства и развития образования на Руси, в XI – XII веках, благодаря солунским братьям Кириллу и Мефодию знали и использовали две славянские азбуки – глаголицу и кириллицу. Глаголица из-за сложности постепенно вышла из употребления, а кириллица широко распространилась - как в церковной книжности, так и в повседневной практике. Эпиграфические тексты до сих пор остаются одним из источников по духовной, религиозной, политической, социальной и экономической истории Древней Руси и Великого Новгорода.

Многие новгородцы уже в раннее Средневековье, благодаря первым школам Ярослава Мудрого, умели читать и писать. Не случайно в фондах Новгородского музея сохранилось большое количество памятников эпиграфики. Это различные знаки, символы, рисунки и надписи, оставленные нашими предками на стенах новгородских соборов, кирпичах-плинфе, крестах, памятниках декоративно-прикладного искусства, бытовых предметах. О высокой культуре письменности древнего Новгорода свидетельствует тот факт, что среди новгородских книжников и писцов одно время существовали переводчики с глаголицы на кириллицу.

Новгородский музей, эпиграфикаВ зале эпиграфики предполагается разместить археологические предметы с надписями и знаками, монеты и печати, каменные кресты с монограммами и надписями, граффити новгородских соборов. В специальных открытых витринах посетители с ограниченными возможностями зрения смогут ознакомиться с копиями предметов древнерусской письменности с воссозданным рельефом. Писала, проколки, цилиндры-пломбы, бытовые предметы с орнаментами, знаками и надписями можно будет потрогать.

В витринах центральной композиции можно будет увидеть предметы быта, ремесла и обихода повседневной жизни новгородцев X-XV веков, найденные при археологических раскопках. Надписи и знаки на посуде, гребнях, днищах бочек и донцах берестяных сосудов (туесах, лукошках), рыболовных берестяных поплавках, точильных камнях, поделках содержат имена владельцев. Крестики, орнаменты, знаки, буквы часто встречаются на шиферных пряслицах. Основная функция пряслица (древние славяне произносили: «пряслень») – грузик для веретена при прядении, но были и дополнительные: денежная для мелкого платежа и магическая - как охранительный оберег. На пряслицах XII-XIII веков, найденных на Неревском раскопе, прочерчены даже начала алфавита.

Новгородский музей, эпиграфикаВ сфере торговли Великого Новгорода нередко использовали деревянные счётные бирки с долговыми записями или именами должников. Число зарубок соответствовало размеру долга человека или каким-либо подсчётам: календарным, торговым или повседневным. После нанесения зарубок бирку расщепляли: одна половина сохранялась у должника, другая - у кредитора.

На подиумах в центре зала планируется разместить несколько каменных крестов (высотой от 30 см до полутора метров) с надписями из церкви Рождества на Молоткове и других новгородских храмов. Обычно такие кресты устанавливались и как намогильные, и как обетные памятники. В XIV-XVI веках появляются четырёх- и восьмиконечные закладные кресты с монограммами и орнаментом в кладке стен храмов Великого Новгорода. На крестах имелись надписи - это, как правило, монограммы или надписи с обетными посвящениями. В средокрестии часто встречается небольшой рельефный крестик и изображение горы Голгофы. Материалом для изготовления закладных крестов служил известняк. Исследователи отмечают типологическое сходство этих памятников с граффити новгородских храмов.

Новгородский музей, эпиграфика

В основной группе витрин, в числе которых и две климатические, посетители смогут увидеть актовые печати и монеты средневековой Руси и Великого Новгорода с надписями, знаками и изображениями. Одними из самых ранних памятников древнерусской эпиграфики считаются надписи на сребрениках князя Владимира и других Рюриковичей X-XI веков. Сребренники чеканились в Киеве Владимиром Святославичем (978 – 1015 годы), Святополком (около 1015 года) и Ярославом Мудрым в Новгороде (до 1015 года). Обычно подобные монеты весили около 3 грамм и имели диаметр около 30 мм. Текстовые легенды выполнялись буквами кириллического алфавита с присутствием княжеских знаков (двузубец и крест). Для чеканки обычно использовалось серебро арабских дирхемов, в большом количестве поступавших с VIII века в Восточную Европу через торговый Волжский путь из Бухары, Самарканда и других стран арабского халифата. Актовые вислые печати новгородских князей, архиепископов, посадников, владычных наместников в XIII-XV веках обычно изготовляли из свинца. Поэтому для них предусмотрена специальная витрина с регулируемым микроклиматом.

Новгородский музей, эпиграфикаВ этом же зале посетители получат уникальную возможность познакомиться с настоящим средневековым новгородским граффити на фресковой штукатурке. Слово «граффито» (во множественном числе – граффити) происходит от итальянского graffiato – «поцарапанный». Так называют надписи и рисунки, процарапанные какими-либо острыми предметами на разных поверхностях. В средневековье подобными поверхностями часто становились стены церквей. Их редко тревожили в последующие века. Поэтому на стенах новгородских соборов и церквей сохранилось большое количество надписей.

Основную часть таких граффити составляют автографы прихожан, молитвенные формулы, поминальные записи, литургические тексты, записи фольклорного характера. Язык большинства новгородских граффити отражает особенности древненовгородского диалекта. Они обычно выполнены кириллицей, за исключением глаголических надписей XI-XII веков в Софийском и Георгиевском соборах, церкви Благовещения на Городище.

В экспозиции предполагается разместить две надписи: глаголическую и кириллическую. Первая из них – это одна из самых длинных и пространных древнерусских глаголических граффито. Надпись представляет собой фрагмент молитвы, обнаруженной в 2017 году на фресковой штукатурке первой половины XII века на южной стене апсиды жертвенника при раскопках церкви Благовещения на Городище. Перевод молитвы звучит так: «О, Господи Исус Христос! Когда сядешь судить мои дела, не осуди меня, грешного раба твоего! Стырята писал». Основная часть надписи выполнена глаголицей, а имя автора и слово «писал» - кириллицей. Она у нас будет представлена в копии.

Новгородский музей, эпиграфика

Однако в подлиннике мы надеемся показать не менее ценное кириллическое граффито, точнее фрагмент со стен Георгиевского собора Юрьева монастыря. Это надпись о смерти в июне 1198 года двух малолетних сыновей новгородского князя Ярослава Владимировича - Изяслава и Ростислава. Перевод: «20 июня преставился князь Ростислав, сын благочестивого и боголюбивого князя Ярослава. А сын его Изяслав преставился …июня в своём княжении на Луках [в Великих Луках], живя самостоятельно, чинно. Привезли и положили его в гроб у святого Георгия 15-го числа, при благочестивом архиепископе Мартирии, а в игуменство боголюбивого Савватии. Дай же Бог им [двоим] вечное упокоение со своими святыми! И молите [вдвоём] Бога за нас!».

Сведения о времени ухода в иной мир Ярославичей проливают свет на обстоятельства закладки и строительства жемчужины древнерусского искусства - церкви Спаса на Нередице, заложенной Ярославом в память о своих сыновьях.

Завершая разговор о памятниках древнерусской эпиграфики, хотелось бы поблагодарить известных специалистов в этой области научных исследований Алексея Алексеевича Гиппиуса и Савву Михайловича Михеева, которые оказывают Новгородскому музею постоянную помощь и поддержку.

Фото: Новгородский музей-заповедник

Поделиться: