Солдатская финка Ряховских

Андрей Ряховский передал в дар Новгородскому музею-заповеднику часть изобразительного наследия своего отца, художника Юрия Ряховского (1923-2006).

СПРАВКА: 

Юрий Васильевич Ряховский — советский художник и писатель. Родился в Москве в 1923 году в семье писателя Василия Дмитриевича Ряховского, ученика Максима Горького. Выпускник 2-й Московской специальной артиллерийской школы, ушёл на фронт с парада, который проходил в Москве на Красной площади, 7 ноября 1941 года в возрасте 18 лет. Артиллерист, разведчик, в боях с 1941 года под Москвой, в составе 1-го Московского Краснознаменного артиллерийского училища. Воевал на Волховском и Первом Белорусском фронтах. Победу встретил майором в Берлине. Награждён четырьмя боевыми орденами и многими медалями. После тяжелого ранения и контузии демобилизован в конце 1945 г. Работал художником на студии «Союзмультфильм», в 1946 году поступил в Государственный институт кинематографии, с 5 курса был вновь призван в Советскую Армию, служил в морской пехоте Балтийского флота. В 1954 году с отличием окончил Военную Академию имени Фрунзе, служил в Забайкальском военном округе начальником штаба, потом командиром стрелкового полка. Демобилизован по сокращению штатов армии, полковник в отставке. После увольнения из армии работал заместителем главного художника VI Всемирного Фестиваля молодежи и студентов в Москве, главным редактором почтовых марок СССР. Являлся автором более 80 почтовых марок и многих других изданий Министерства связи СССР, художником-оформителем в московских книжных издательствах. Лауреат премии Всесоюзного конкурса на лучший киносценарий 1956 года. Член Союза журналистов СССР. 

Это уже не первый дар в коллекцию музея от Андрея Ряховского. В начале мая 2017 года он передал в фонд изобразительного искусства НГОМЗ натюрморт Юрия Ряховского «Солдатский паёк». 

Хранитель фонда живописи Новгородского музея-заповедника  Виктория Карпова:

- В собрании Новгородского музея хранятся сотни рисунков на тему Великой Отечественной войны, среди которых наибольший интерес представляет коллекция работ Юрия Ряховского.

Ю. Ряховский. Солдатский паёкВойна сломала судьбы многих мальчишек 1941 года, но Ряховский был человеком очень цельным, целеустремлённым. В 1946 году он поступает во ВГИК. Но доучиться, к сожалению, не удалось: с 5-го курса он был вновь призван в армию, в морскую пехоту Балтийского флота. А после хрущёвского сокращения армии ему вновь пришлось начинать жизнь заново – и опять получилось.

Повесть Ряховского «Путник» - одно из немногих художественных свидетельств о буднях Волховского фронта. После войны Юрий Васильевич не раз приезжал в Новгород. Верный фронтовому братству, побывал на местах боёв под Мясным Бором вместе с зачинателем поискового движения Николаем Орловым.

Хочу обратить ваше внимание на натюрморт «Солдатский паёк». Работа довольно поздняя, написана к 50-летию Победы. Сразу понятно, где происходит дело. Ведь Волховский фронт – это оборона. И на натюрморте мы видим уже оструганный стол, фотографии на стене… То есть обжитое место. Крыша над головой и комфорт, пусть и скупой – очень важны для солдата, который и на фронте остаётся прежде всего просто человеком. Набор продуктов из пайка, кусочек хлеба… Конечно, паёк не исчерпывался такой порцией, а кусочек потребовался художнику, видимо, для того, чтобы показать нож. Нож интересный: финский, с наборной рукоятью. Такие рукояти делались из остекления подбитых фашистских самолётов. Особенно ценились цветные кусочки. Это очень трогательное свидетельство того, что и в таких условиях люди старались как-то украсить свой быт. Такой нож, кстати, сохранился в семье Юрия Васильевича.

Андрей Ряховский:

- Я попросил отца написать этот натюрморт специально для телепередачи в 1995 году. А потом потерял из виду. Даже спрашивал: папа, ты его не замазал случайно, как иногда делают художники, чтобы использовать холст для другой работы? И вот нашёл картину весной нынешнего года.

Я и нож этот, 1943 года изготовления, постараюсь подарить музею. Трудность одна: всё-таки холодное оружие, в поезд с ним просто так не сядешь… Правда, нож не отцовский, но – брата моего деда, на нём написано «Полковник Иван Ряховский»: все мужчины в семье так или иначе попали на фронт.

В одной из послевоенных поездок в Новгород отец нашёл свой блиндаж - артиллеристы хорошо чувствуют топографию. А потом появились работы о Волховском фронте… 

Среди открыток, переданных в дар Новгородскому музею, редкие экземпляры - открытки ограниченного тиража, иллюстрированные листы для марочных альбомов и иллюстрированные марочные кляссеры, книга Леонида Лепешинского «Филателистическая география» (1965), которая полностью иллюстрирована Ряховским, включая карты и суперобложку.

 Ю. Ряховский

Андрей Ряховский:

- Марки Юрий Васильевич создавал на самые разные темы: и юбилей Еревана, и флот, и геология… Я передал музею гуашевые оригиналы, в том числе эскизы, которые не пошли в тираж. Например, серию марок к Олимпиаде в Токио.

Работая главным редактором почтовых марок, он однажды решил, что достаточно хорошо владеет полиграфической технологией. Ему предложили работу в «Гознаке», и он пошёл туда именно для того, чтобы овладеть сложными технологиями: художникам очень обидно, когда печатники портят их красивые работы. А «Гознак», кроме денег и открыток, делал и представительскую продукцию для заграницы. Например, поздравительное письмо для премьер-министра Великобритании.

Ю. Ряховский

На «Гознаке» есть прекрасный музей. В нём, в частности, хранятся работы выдающегося художника Ивана Билибина. И вот перед вами серия марок по мотивам билибинских рисунков, подготовленная отцом. Это была, так сказать, его «дембельская работа» - перед выходом на пенсию.

Екатерина ВЕЛИХОВА

Фото: Сергей КОЗЛОВ

 

Поделиться: