О людях с расстёгнутой харизмой

Хорошее дело муралом не назовут?

В  Валдае торжественно открыли набережную с удивительным для нашего рационального времени названием «Поляна сказок». Набережная реконструирована и благоустроена за счёт спонсоров. Берег Валдайского озера преобразился, благодаря продуманной компоновке игровых и спортивных зон, зон отдыха, обновлению пирса и т.д.

Однако событие не вышло за границы местечкового. Оно было заслонено, отодвинуто на периферию общественного интереса Всероссийским фестивалем уличного искусства «Страницы истории». Мероприятие со столь пафосным статусом (всероссийское) проводится у нас второй год подряд и почему-то вызвало дикий восторг в чиновничьей среде.

«Фестивальные работы очень органично вписались в архитектурную среду нашего города и полюбились новгородцам, – подводила итоги того первого нашествия художников-муралистов на Новгород вице-губернатор Елена Кирилова. – Это прекрасный подарок к юбилею* нашего города. Несмотря на вашу творческую смелость, вы смогли сохранить древний облик Великого Новгорода и внести в него яркие, современные краски».

*В 2019 году Великий Новгород отмечал 1160-летие. Вообще-то согласно рекомендациям Министерства культуры РФ (письмо «О юбилейных датах» № 34-01-16/32 от 25 апреля 2003 года) юбилеями в таком случае (с городом, предприятием и т.д.) «следует считать: 25, 50, 75 и далее каждые 25 лет». Но этак-то можно на всю вменяемую жизнь без праздника остаться.

Это «смогли сохранить» звучит несколько двусмысленно: видно, опасения всё-таки были. Возможно, из-за той креативной «лужи», что появилась на площади перед  Домом правительства под именем «3D-арт». Дескать, мы вам не мешаем – импровизируйте, но сперва завизируйте. Да и была бы просто лужа! Что с неё взять? А тут артобъект. По нему на кривой козе не проедешь. Хотя и неуместность очевидна…

Тем не менее, и в наших чиновниках раз в год да пробуждается служебная сердечность, граничащая со снисходительностью. Фестиваль не просто разрешили, но и повторили – в Валдае, Боровичах и в неюбилейном нынче Новгороде.

29 июля фестиваль стартовал в Валдае, где были расписаны фасады двух домов, 31 июля – пять фасадов в Боровичах, потом – четыре в Новгороде. Дело поручили 17 граффити-райтерам**, представлявшим Москву и Московскую область, Санкт-Петербург, Великий Новгород, Волгоград, Иваново, Краснодар, Красноярск, Уфу. Россия-то, если вспомнить о статусе фестиваля, пошире будет, но событию предшествовал конкурсный отбор.

**Граффити-райтеры – это легальные художники по росписи стен. Как сказано в «Словаре граффити-терминов» (crossarea.ru), «Right (Райт) – это спокойное рисование, либо легальное, когда в беспалевном месте выдрачиваются линии; чёткость и техника тут должны быть на уровне».

Что интересно, даже в областном министерстве спорта и молодёжной политики заранее не знали, как и что будут «выдрачивать» райтеры. Корреспонденту ТАСС было сказано: «На муралах будут картины, связанные с историей Новгородской земли. Художники пока не раскрывают подробностей сюжетов, которые планируют изобразить». Вот она, свобода творчества! Без барьеров.

Кстати, если кого-то смутило слово «мурал», охотно объясню: хоть оно не очень благозвучно, но происходит от испанского el muro, то есть «стена». Когда-то давно (в 1922 году) группа мексиканских художников во главе с Давидом Сикейросом (тем самым, который в мае 1940-го неудачно покушался на Троцкого) выпустила «Декларацию революционного синдиката работников техники и искусства», провозгласив возврат искусства к «индейским истокам». А именно: «искусство должно выйти на улицу, влиться в жизнь, быть обращено к народу и поднимать его на революционную борьбу». Картины лучше всего – на фасады, народ – на улицы. И всё у нас получится.

Конкретно у нас – в России, в СССР – получилось не всё и не сразу. На рубеже 50-60-х годов прошлого века муральные устои были селекционированы, но на фасадах кинотеатров, которые стали тематически разрисовывать ракетами и космонавтами, потом на домах появился Ильич, указующий рукой в светлое будущее; потом – Ильич 2.0 со звёздами и бровями. Сегодня – что в голову взбредёт.

Но критиковать явление не комильфо. Одобрено же и поддержано бюджетированием! Однако споры имеют место быть. El muro – это искусство или декорация? Или просто место (стена) для самовыражения тех, кто объявили себя художниками? Ответ даёт Большая российская энциклопедия. «Мурализм» – это «стенные росписи на фасадах и в интерьерах обществ. зданий, основанные на нар. и нац. мотивах, опирающиеся на традиции доколумбовой настенной живописи, европ. иск-ва Возрождения, а также совр. модернистской живописи, с которой мастера М. познакомились во время путешествий в Европу».

И не будем копья ломать типа «мне не нравится». Кому-то и Малевич не нравится, и даже Илья Глазунов, так что из того? Вы думаете отремонтировать фасады, замазать трещины, чтоб красиво было, легче или дешевле?  А тут Садко нарисовал – красота, и ни трещин, ни щербин! Есть-таки в искусстве страшная сила созидания. Не поспоришь с этим. Опять же в Пскове рисуют на стенах, в Архангельске рисуют. Не будем и мы кобениться, мы же культурные, мать вашу, люди!

Геннадий РЯВКИН

На снимке в заголовке: это фото 3d-лужи - старое. Она пересохла, потому что выцвела. В отличие от настоящих новгородских луж.

 


Поделиться: