Крест как знак доверия

Почему европейские монархи не хотели учиться.

Губернатор Андрей Никитин  в своём Телеграм-канале «Никитин Новгородский» поделился соображениями по поводу развития письменности в Великом Новгороде в эпоху раннего Средневековья. Глава региона отметил, что население города было одно из самых грамотных во всей Европе.

«Когда европейские короли вместо подписи ставили крест, простые новгородцы, включая женщин и детей, вели оживлённую переписку на берестяных грамотах, - пишет автор. - Повсеместная грамотность тесно связана с уникальной новгородской демократией. В её основе лежит писаный закон, здесь уже нельзя действовать по принципу «слово дал – слово взял», здесь все ходы записаны, а если что не так – в суд».

Здесь надо бы уточнить. Вот версия доктора исторических наук, профессора Европейского университета в Санкт-Петербурге Альберта Байбурина: «Крест как замена подписи нередко ассоциируется с неграмотностью и низким социальным статусом, но в качестве подписи он проделал интересную эволюцию: подпись начинается с изображения креста, совмещается с ним и заменяется им. Кресты ставились на договорах и означали подпись, «достойную всякого доверия». Изображением креста скреплялись и решения церковных соборов. Другими словами, в особо важных документах вместо имени ставили крест или даже три креста. Поставить такую подпись - более ответственно, чем написать своё имя, поскольку это значило поручиться именем Божьим. Таким образом, кресты в качестве подписи ставили вовсе не обязательно от неграмотности. Об этом свидетельствует и то обстоятельство, что в Средние века во многих странах Европы в важных документах ставили крест, а рядом с ним прописывали своё полное имя. Подпись крестом лишала её индивидуальности, но наделяла этот акт сакральной силой. Крест в качестве подписи скорее похож на клятву».

Кроме того, грамотность не считалась знаком рыцарской доблести. Тут есть условности, которые сейчас трудно объяснить. «Например, французский король Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни - и то по совету врачей. Мытьё привело монарха в такой ужас, что он зарёкся когда-либо принимать водные процедуры, – читаем в работе историка Андрея Дутова «Немытая Европа». –  Русские послы при дворе французского короля Людовика XIV писали, что их величество «смердит аки дикий зверь». В королевском дворце не было туалетов, а нужду справляли в нишах за плотными шторами. На чистоту смотрели с отвращением. Вшей называли «божьими жемчужинами». После того, как французский король Людовик IX (ХIII век) был облит дерьмом из окна, жителям Парижа было разрешено удалять бытовые отходы… через окно, лишь предварительно трижды крикнув: «Берегись!»…

Крещение Руси в 988 году положило начало эпохе духовного воспитания славян. В том же году князь Владимир после крещения киевлян начал строить церкви, назначать священников, собирать детей знатных лиц и «даяти нача на учение книжное». «Причём, если в киевскую школу при Владимире Святославиче отроков набирали силой, так что «матери рыдали по ним как по мертвым»,  – отмечает Андрей Никитин,  – то в Новгороде проблем с набором не было. Грамотность была условием будущей карьеры».

Приведу, однако, отрывок из «Повести временных лет» полностью: «Послав, нача [Владимир] поимати у нарочитые чади дети, и даяти нача на ученье книжное. Матере же чад сих плакахуся по них, еще бо не бяху ся утвердили верою, но акы по мертвеци плакахус» (Перевод: «Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились ещё они в вере и плакали о них как о мертвых»).

Софийская первая летопись о школе в Новгороде: «В лето 6536 (1028). Иде Ярослав … к Новугороду, и събрав от старост и от попов детей 300 учити книгом». То есть через 40 лет после крещения Руси!

Предназначение школ и мотивация Ярослава Мудрого (ПВЛ, 1037 г.): «Любил Ярослав церковные уставы, попов любил немало, особенно же черноризцев, и книги любил, читая их часто и ночью и днём. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди и наслаждаются учением божественным. Как если один землю вспашет, другой же засеет, а иные жнут и едят пищу неоскудевающую, - так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное».

 Вывод г-на Никитина: «Взрывное распространение грамотности и образования в целом неизбежно приводит и к росту национального самосознания и исторической самоидентичности. Можно с уверенностью говорить, что прямым следствием этих процессов стала консолидация древнерусского общества».

 «На Русь пришла уже готовая образовательная система и «библиотека византийского монастыря», – пишет российский историк Александр Гончаров.  – Русская школа повторила схему и методику грамматической византийской школы с её «семью свободными искусствами». Начальная же школа сосредоточилась вокруг храмов и монастырей… Владимиром Святым были открыты дворцовые школы. Здесь мы сталкиваемся с появлением первых ростков высшего образования в Киеве. Имели ли такой же статус школы при дворах князей в Чернигове и Новгороде, достоверно неизвестно. Однако монастырские школы в тех же городах по уровню никак нельзя считать ниже средних».

Обучение в школе на Руси начиналось обычно с 7 лет. И продолжалось около двух лет. Учитель обучал 8-10 учеников по рукописным или, позднее, печатным книгам. Как пишут историки, вначале дети заучивали азбуку, а затем уж принимались за слоги. Вслед за азбукой усваивали богослужебные тексты, последования и правила. Письмо изучалось параллельно с чтением. Дети также получали навыки счёта, приобретаемые в процессе игры…

Конечно, можно говорить, что «взрывное распространение грамотности и образования» привело к «консолидации древнерусского общества».  Вот только Византии её образовательная система отчего-то мало помогла уцелеть в середине XV века.

Геннадий РЯВКИН

На снимке: самый известный новгородский грамотей - мальчик Онфим.

 

Поделиться: