Альянс чиновников против «Альянса ВН»
Когда познакомилась с этой ситуацией, пришли на память известные изречения про то, что рука руку моет, да ещё про холодную голову и чистые руки. Ну, да ладно с ассоциациями. Лучше к сути дела.
В многостраничном обращении, поступившем к уполномоченному по защите прав предпринимателей в Новгородской области от руководителя ООО «Альянс ВН», - подробности притеснения организации со стороны чиновников Администрации Новгородского муниципального района.
История такова. ООО «Альянс ВН» осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами в деревнях Божонка, Новоселицы и селе Бронница в Новгородском районе на основании договоров с собственниками МКД. Управляющей организации стало известно, что Администрацией Новгородского муниципального района совместно с Администрацией Савинского сельского поселения и ООО «Управление территориями» ведётся активная агитация жителей многоквартирных домов, которые обслуживает «Альянс ВН», за переход в «Управление территориями». Причём, представители действующей УК на собрания собственников МКД, инициированные органами власти, не приглашались. Тут прямо детективная история разворачивается. Например, сотрудники ООО «Альянс ВН» за несколько часов до проведения аналогичного собрания в деревне Новоселицы узнали о месте и времени его проведения, направили на собрание своих представителей, которые вели аудиозапись происходящего.
Нелогичность поведения чиновников вызывала у управляющей компании вопросы. Ведь если преследовалась цель улучшить уровень управления МКД (и на собрании заявлялось, что ООО «Управление территориями» создано для того, чтобы обслуживать те жилые дома, которыми не занимается ни одна компания, где не созданы ТСЖ, и которые являются фактически бесхозными, и их насчитывается 65 в районе), то к чему «стратегия» с помощью органов местного самоуправления вытеснять с рынка проверенную организацию с профессиональной командой?
Руководство ООО «Альянс ВН» пытается понять истинную причину заинтересованности районных чиновников в переделе «зоны влияния» на рынке коммунальных услуг и доказать неправомерность этих действий, обращаясь за поддержкой к бизнес-омбудсмену.
- Особо стоит отметить, что Администрация Новгородского муниципального района значится среди учредителей ООО «Управление территориями», - комментирует уполномоченный по защите прав предпринимателей в Новгородской области Юрий Михайлов. - Администрациями были организованы собрания актива многоквартирных домов, в том числе находящихся в управлении заявителя. Как представитель собственника муниципального жилья Администрация муниципального района может, в соответствии с Жилищным кодексом РФ, созвать внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Однако в данном случае, по мнению обратившегося предпринимателя, были нарушены форма и порядок проведения такого собрания, которое к тому же проводилось не собственниками одного дома, а многих МКД. Получается, что вновь созданная компания, используя административный ресурс, прибегает к незаконным методам конкурентной борьбы.
Экспертами Общественной приёмной при Президенте РФ по защите прав предпринимателей в Новгородской области было установлено, что в действиях Администрации Новгородского муниципального района имеются нарушения антимонопольного законодательства, они свидетельствуют о неправомерной деятельности органов местного самоуправления в области конкуренции и антимонопольной деятельности. Участие Администрации района в ООО «Управление территориями», реализованное путём внесения муниципального имущества в качестве доли в уставном капитале, является нарушением Федерального закона №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и может привести к ограничению, устранению конкуренции. Исходя из этого, в действиях должностных лиц Администрации Новгородского муниципального района могут усматриваться признаки административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ.
Бизнес-омбудсменом была инициирована проверка прокуратуры Новгородской области. Прокуратура установила, что участие Новгородского района в уставном капитале ООО «Управление территориями» с вкладом 1 250 рублей (12.5%) принято в июне 2018 года на основании решения Думы Новгородского муниципального района. А ранее, в мае прошлого года, распоряжением районной Администрации одобрено приобретение МУП «Коммунальное хозяйство Новгородского района» доли в уставном капитале ООО «Управление территории» в размере 1 250 рублей (12.5%). Непосредственно приобретение доли в уставном капитале юридического лица произведено на основании договора купли-продажи в июне 2018 года.
В официальном ответе прокуратуры Новгородской области на обращение бизнес-омбудсмена указывается:
«Как установлено проведённой проверкой, вышеуказанный правовой акт Думой района принят для решения вопросов местного значения муниципального образования по содержанию муниципального жилищного фонда Новгородского района. Вместе с тем, данный вопрос к вопросам местного значения муниципального района, определенный ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не относится и не предполагает безусловное содержание муниципального жилищного фонда. Кроме того, само по себе участие органа местного самоуправления в действующих юридических лицах посредством приобретения доли в уставном капитале не предусмотрено ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ и законодательством Российской Федерации о приватизации имущества. Указанные действия органа местного самоуправления могли повлечь получение преимущественных, более выгодных условий к доступу на рынок по предоставлению коммунальных услуг населению Новгородского муниципального района по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, что свидетельствует о возможном нарушении ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В этой связи прокуратурой области материалы проведённой проверки направлены в УФАС России по Новгородской области для реализации полномочий по привлечению винновых лиц к административной ответственности. Одновременно прокуратурой Новгородского района в адрес Главы муниципального района внесено представление об устранении нарушений, которое находится на рассмотрении».
Комментируя итог разбирательства, Юрий Михайлов отметил:
- Добросовестная конкуренция является основой развития рыночных отношений, способствует гармоничному развитию экономики, имеет прямое отношение к качеству и стоимости оказываемых услуг. Решая подобные проблемы, мы шаг за шагом, пусть и локально, способствуем улучшению экономической ситуации, и это – наша небольшая победа».
Жаль только, что предпринимателям то и дело приходится бороться с чиновниками, которые обязаны не нарушать законы, в том числе и касающиеся защиты прав представителей бизнеса.