«Страстное письмо»

«ИскусствовИдение» - конкурс эссе в мастерской-музее Александра Варенцова.

Что чувствует зритель при взгляде на музейные экспонаты? Интерес или собственную некомпетентность, стремление погрузиться в детали или желание пройти мимо? Нуждается ли искусство (особенно современное) в том, чтобы его интерпретировали? Что объединяет художника, его творение и аудиторию? И, наконец, может ли обычный человек почувствовать себя в роли знатока искусства, или – того больше – художественного критика?

На эти вопросы призван ответить «Конкурс эссе для искусствоведов-юниоров», проводимый «Мастерской-музеем реалистической живописи Александра Варенцова». В конкурсе могут принять участие ценители прекрасного в возрасте от 13 до 17 лет, обучающиеся на художественных отделениях Детских школ искусств и в художественных студиях.

Темы предполагаемых работ охватывают широкое художественное поле – это может быть отзыв на выставку или картину, посещение музея, размышление об искусстве, жанрах и концепциях, собственная арт-деятельность или исследовательская работа.

Содержание конкурса

«Конкурс эссе для искусствоведов-юниоров» проходит в рамках большого музейного проекта Молодёжная арт-смена в Великом Новгороде «Практика искусствовИдения». Проект адресован учащимся и преподавателям Детских школ искусств из пяти областей и реализуется при поддержке Фонда президентских грантов. Одна из главных задача проекта: апробировать эффективные формы интеграции музейного и детского художественного образования.

Конкурс эссе - важная составляющая программы проекта и современная форма работы музея, направленная на организацию коммуникации со зрителем и на привлечение новой аудитории. За время своего семилетнего существования Мастерская-музей стала местом диалога с посетителями, последовательно выходя за рамки общепринятого представления о музее, выполняющем лишь функции хранения и демонстрации объектов. Конкурс «музейных эссе» прижился в Мастерской-музее как одна из форм организации такого диалога и проводится уже в третий раз, обращаясь к новой теме и новой аудитории.

О темах «музейных эссе»

Традиционно художественный музей ассоциируется с пространством, наполненным произведениями искусства или историческими артефактами. Эти события, персонажи, предметы существовали давно, а значит – для восприятия вам может понадобиться стройная система знаний о периодах истории, развитии мировой культуры и изменении художественных стилей. Кроме этого, экспозицию могут составлять не общепризнанные шедевры, а абстрактные инсталляции, вызывающие неоднозначные оценки. Музей может быть городской достопримечательностью, куда нужно «обязательно сходить» или способом скоротать досуг на модной выставке-блокбастере (и не забыть сделать селфи!). Итак, получается, что музей и выставленные там работы могут быть… не очень простыми для восприятия!

Но вот парадокс: почему, несмотря на всю разнородность концепций и представленных сюжетов, культура снова и снова обращается к музею и художественному творчеству? Почему вопросы, которые ставит перед собой художник, не теряют своей актуальности? Во многом – благодаря формированию интеллектуальных мостов между художественным произведением и аудиторией. На сцене (точнее, в выставочном пространстве) появляется интерпретатор, художественный критик, искусствовед, который делится с публикой своим видением.

Мастерская-музей Александра Варенцова

Подобная необычная задача поставлена перед участниками молодёжной арт-смены «Практика искусствовИдения». Даже если автор эссе понимает, что изображено на полотне, что хотел выразить художник – трансформировать визуальные впечатления в письменное высказывание нужно уметь. Существует ли «правильный» способ писать про искусство? Да, хорошее эссе – это проработанная структура и образность, понимание роли искусства и контекста произведения, но для настоящего арт-критика не существует незыблемых правил!

На что ещё обратить внимание начинающим авторам, кроме собственного эстетического выбора или объекта исследования? Эмоции, впечатления – что в экспозиции или отдельном произведении вызвало отклик, запало в душу, запомнилось? Может быть, это атмосфера музея, цветовые сочетания картины или неуловимые ассоциации? Не столь важно, за что живописное произведение ценят искушённые критики – важно то, почему оно привлекает именно вас

Тематика – почему художник возвращается к одной и той же теме или выбирает определённый жанр? Есть ли в пространстве музея похожие работы? Являются ли они вариациями одного мотива, в чём ощущается исследовательский интерес и поиск нового? Можно ли соотнести эти темы с этапами творческого пути?

Восприятие – какие художественные задачи ставит перед собой художник, опирается ли он на привычные ориентиры или экспериментирует? Что привлекает в произведении – образ, экспрессия цвета или композиция?

Обратимся к жанрам. Изображение человека, натюрморта, уголка природы являются исчерпывающей характеристикой работы? Или художник вложил в свое произведение что-то ещё?

Зачем существуют художественные произведения? Обязана ли картина быть красивой и доставлять эстетическое наслаждение? Какое значение для вас имеет искусство?

В начале XIX века Ш. Бодлер назвал художественную критику «неравнодушным и страстным письмом». Не правда ли, вдохновляющее определение?

Интерпретация и эмоциональное осмысление художественных произведений и их контекстов является темой предлагаемых конкурсных работ, которые принимаются до 9 января на почту sveta_akifeva@mail.ru, всё о конкурсе можно прочитать в дневнике проекта: https://vk.com/skola.art.praktika?w=wall-205856443_227

Ольга САВЧЕНКО

Фото автора и Марины ЯШИНОЙ

Поделиться: