Серьёзные и несерьёзные одновременно
Сегодня в Великом Новгороде в Музее изобразительных искусств открылась выставка «Архетип. Авторская и народная игрушка из собрания Новгородского музея-заповедника».
В числе представленных экспонатов более 200 игрушек - из коллекции Музея игрушки в Санкт-Петербурге, которую, в количестве почти 16 000 предметов, приобрёл Новгородский музей-заповедник в нынешнем году.
В витринах выставочного зала – куклы, неваляшки и болванчики, пирамидки и укладки, игрушки-головоломки, игрушки-футляры, фигурки животных и птиц, качели и карусели, каталки, игрушки с сюрпризом, свистульки.
Выставку пришедшим посетителям и журналистам представили заместители генерального директора музея-заповедника Олеся Рудь и Юлия Коломыцева и куратор выставки, кандидат искусствоведения Мария Марченко.
Мария Марченко обратила внимание на авторскую игрушку:
- Если бы я просто начала перечислять имена художников, авторские работы которых здесь представлены – это просто первая линейка художников. Это скульпторы, известные дизайнеры, известные театральные художники, архитекторы. Не стали бы эти серьёзные люди заниматься чем-то несерьёзным. Если они игрушку сделали, значит, это было вдохновение, требование времени, требование души.
Сегодняшняя культура – игроизированная, уверены организаторы выставки. Игра, из которой, собственно, выросла художественная культура, сегодня начинает довлеть в художественной культуре, занимает всё более и более серьёзные позиции. Тема актуализировалась в современном искусстве. Поэтому игрушка достойна быть представлена в музее.
- Мы могли бы представить объём, завалили бы вас игрушками, могли бы представить самые уникальные и самые зрелищные экспонаты, - сказала Мария Марченко. - Но мы решили показать небольшой срез, 15 блоков, 15 архетипов. Но именно этот чистый срез позволит людям, которые далеки от этой темы, и взрослым, и маленьким, понять, что такое игрушка, в каких ипостасях она существует. Поэтому не удивительно, что современные авторские игрушки стоят рядом с маленькими народными коньками, с предметами из фонда археологии в одной витрине. Это даже нахально выглядит, но мы это сделали, потому что хотели показать, что это один и тот же архетип, существующий веками.