Раненый образ
Новгородский музей-заповедник приобрёл у частного владельца уникальную икону «Богоматерь Боголюбская Московская, с изображением Московского Кремля» (1780-е гг. Москва. Дерево, темпера. 71,6 x 57,5 см).
Икон подобной иконографии, пояснили в музее-заповеднике, сохранилось крайне мало – на сегодняшний день в музейных собраниях известны два подобных списка меньшего размера: первый – икона в серебряном окладе 1784 г.– хранится в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва, второй – в собрании Московского государственного музея-заповедника «Коломенское».
Представленное на иконе изображение Богоматери в рост в молении Христу и с развёрнутым свитком в руках близко к типу древней иконы «Богоматерь Боголюбская» середины XII в. Отличительная особенность «московского» извода данной композиции заключается в том, что на ней перед Богоматерью изображены в несколько рядов молящиеся святые: московские митрополиты Пётр, Алексий, Иона и Филипп, блаженные Василий и Максим; представлены также Алексий человек Божий, апостол Пётр, святитель Василий Великий; преподобная Евдокия, мученицы Анна и Варвара.
Уникальной особенностью иконы является подробно переданная панорама Московского Кремля. Это отличающееся высокой степенью точности изображение, так же, как и помещённая в нижней части иконы молитва к Богородице, связаны с идеей заступничества Богоматери и московских чудотворцев за свой город.
Прославление иконы «Богоматерь Боголюбская Московская» и появление в последней четверти XVIII в. списков чудотворного образа связано с известным историческим событием – Чумным бунтом в Москве в 1771 г., в подавлении которого принимал участие фаворит императрицы Екатерины II граф Григорий Григорьевич Орлов.
По словам владелицы, икона принадлежала её бабушке, жительнице деревни Старое Ракомо Новгородского района. В 1941 году, до начала Великой Отечественной войны, была перевезена в Новгород и после отъезда семьи в эвакуацию осталась в их доме. Во время оккупации Новгорода в доме располагалась немецкая комендатура – икона пострадала во время обстрела, на ней сохранился след от осколка снаряда.
Немаловажно, что икона ранее не подвергалась поновительскому и реставрационному вмешательству. После проведения реставрационных работ в мастерской Новгородского музея она займёт центральное место в музейной экспозиции, посвящённой роли рода Орловых в истории России (в бывшем доме графини А.А. Орловой-Чесменской).
Приобретение уникального экспоната стало возможным благодаря финансовой помощи Русской медной компании, которая является членом Попечительского совета Новгородского музея-заповедника.