Провинциальный портрет

12 августа 2016, 17:17 / 0

В Музее изобразительных искусств открылась мини-выставка дворянских и купеческих портретов.

В цикле «Живая экспозиция» на выставке «Для памяти потомству своему. Дворянский и купеческий портрет XIX в. из собрания Новгородского музея-заповедника» представлено шесть работ.

В Новгородском музее-заповеднике сообщили подробности об экспонатах.

К числу дворянских портретов относится небольшое изображение неизвестной девушки  в сшитом по моде 1840-х гг. белом платье с рукавами-буф и легкой газовой пелериной на плечах. Автор портрета Н. Чемесов, возможно, сын прославленного гравера екатерининского царствования Е.П. Чемесова. Аналогичный портрет находится в собрании Эрмитажа, а Новгородским музеем работа была приобретена в начале 2000-х гг.                                                                                                                                                         

Среди представленных на выставке купеческих портретов особого внимания заслуживает исполненный  в 1818 г. нижегородским художником П.П. Веденецким «Портрет И.П. Кулибина». Известный изобретатель и механик-самоучка сидит у стола с циркулем в руках. На столе изображен телескоп, на нём - часы «в гусиное яйцо мерою, достойные удивления и великой похвалы», на фоне – чертеж инженерного чуда своего времени – однопролетного трехсотметрового деревянного моста через Неву.

Музей изобразительных искусств

Находясь на службе в Петербурге, Кулибин, верный обычаям своего сословия, отказывался оставить русское платье и сбрить бороду, чтобы получать общие отличия – чины, ордена и т.д. Императрица, узнав об этом и одобряя уважение талантливого изобретателя к обычаям, пожаловала ему в 1778 году особую золотую медаль «За заслуги» для ношения на шее на Андреевской ленте, с которой он и изображен на портрете. 

Музей изобразительных искусств                                                                                                                   

Интересны парные портреты супружеской четы неизвестных боровичских купцов работы провинциального живописца А.С. Валялова. Художник сохранил для нас образ и колорит купечества, в котором царили патриархальные отношения. Статика поз, подчеркнутая суровость лиц, внутренняя неподвижность и замкнутость создают ощущение застывшего времени, в котором существуют изображенные. Они словно являются зримым воплощением предписаний «Домостроя». Но эти внешние  формальные признаки на языке сословной культуры имели совершенно иное значение. Они оказывались равнозначными пониманию незыблемости, уважительности, серьезности и добротности.

Музей изобразительных искусств

Дворянский  усадебный портрет  –  порождение провинциального представления о том, каким должно быть столичное искусство. Понимание это возникало из рассказов людей, видевших произведения «grand art» и из собственных впечатлений художников от немногих доступных  образцов. Желание  изобразить своего заказчика «не хуже» столичного мастера  является одним из главных творческих стимулов провинциального портретиста, наделяющего своих родовитых моделей благородными чертами с некоторой образной идеализацией. И, конечно же, во многих усадьбах на стенах гостиных висели фамильные портреты кисти «домашних мазунов» - безвестных крепостных художников – они также составляли предмет гордости хозяев. 

Выставка будет работать до 30 октября.

Поделиться: