Два часа в тонкой коже
В своё время роман британского писателя Марка Хэддона созданный в 2003 году, вызвал фурор в литературном мире. Он получил несколько литературных премий, разошёлся двухмиллионным тиражом, был переведён на множество языков, в том числе на русский. Пьеса Саймона Стивенса начала набирать обороты после ошеломительного успеха Королевского Лондонского национального театра: журнал «Тайм» признал постановку главным театральным событием сезона.
...В маленьком городке 15-летний Кристофер Бун находит заколотого вилами соседского пуделя Веллингтона. И как в хорошем детективе, подозрения падают даже на самого Кристофера. Этот мальчик – аутист. Дети с таким заболеванием испытывают огромные сложности в общении с людьми. Чтобы найти виновного, он решается на собственное детективное расследование, которое перевернет всю его жизнь. Он уверен, что его мать умерла от сердечного приступа, что его собственный дом – это безопасная крепость, а отец самый близкий ему родной человек. Но в скором времени тайны следствия заведут Кристофера очень далеко от родного дома – в столичный Лондон, где ему предстоит расследовать не только убийство собаки, но собственные семейные тайны.
В России до новгородского театра пьесу решились поставить лишь на двух площадках: в Тверском ТЮЗе и Московском «Современнике».
Режиссёр Надежда Алексеева вложила в постановку, в буквальном смысле, все силы своей команды: в спектакле задействовано 11 актёров, каждый из которых читает детектив от имени мальчика-аутиста. Главная роль же досталась актрисе Марине Вихровой, что стало удивлением для частых посетителей «Малого». А зрители, плохо знакомые с труппой театра, и вовсе гадали все два часа: мужчина или женщина играет Кристофера?
На сцене практически нет диалогов глаза в глаза, герои смотрят на зрителя, и все свои реплики адресуют ему. Это многоголосая история, взгляд на странного для окружающих подростка с точки зрения мамы, папы, соседей, учителя и полицейских. В очередной раз покорили минималистичные декорации и световое решение. Актёров, рассказывающих свой отрывок пьесы, подсвечивала обычная настольная лампа на тумбе. Как только монолог заканчивался, щелчок - и свет гас. Таким образом, возможно, была восстановлена атмосфера кабинета детектива, который ведёт расследование.
Не хватало музыкальной составляющей в какие-то пиковые моменты. Но, возможно, этой тишиной как раз подчёркивался накал страстей: иногда казалось, что воздух в зале трещал от напряжения. Зрителя одевали в тонкую кожу аутиста, мы были в тех же условиях, что и напуганный подросток: взрослые вокруг дико кричат, нервничают, выясняют отношения, чего-то от тебя требуют и ты не можешь ничего с этим поделать. Хочется сбежать, провалиться сквозь землю, чтобы этот нервный звон наконец прошёл, но – не можешь, и просто ждёшь. В какой-то момент исходящие со сцены эмоции впиваются в тебя так, что и вправду хочется, подобно Кристоферу, закрыться в каком-нибудь шкафу и сидеть в ОДИНОЧЕСТВЕ, в тишине.
Это - трудные ощущения, но благодаря им ты встаёшь на место «других» людей, которые вынуждены жить среди непонятного и агрессивного мира. Он вообще сложно уживается с людьми. Ему проще бы жилось в космосе, где нет никого, кроме него, а ещё он был бы рад, если бы люди на всей планете исчезли, оставив его в одиночестве. Однако он считает, что люди не обязательно неполноценны, если у них есть особые нужды. У Кристофера таких нужд много: он ненавидит, когда овощи в тарелке касаются друг друга, никогда не врет, оттого не любит выдуманных историй, он не доверяет незнакомцам и не выносит прикосновений. Представьте, каково и такому ребёнку переживать переходный возраст... А с другой стороны - спросите себя: нормально ли то с чем мы, «обычные», свыклись, считая ложь, ненависть, эгоизм, предательство – повседневной действительностью, среди которой приходится строить своё счастье.
«Загадочное ночное убийство собаки» не заставит вас ломать голову над тем, кто же всё-таки убил пса, и не пробудет сострадание к животным. Нет. Эта пьеса вытряхивает скелеты из шкафов главных героев и страхи из вас. Это история о хрупком, нестандартном и гениальном ребёнке, с которым не умеют обращаться окружающие, и о взрослых, которые не научились общаться друг с другом.