Своя рубашка ближе к телу?

Новгородские предприниматели о фактах коррупции со стороны должностных лиц.

ФАКТ:

На заседании комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Новгородской области, которое 17 июня провёл губернатор Андрей Никитин, обсуждали антикоррупционную работу в районах области, органах исполнительной власти, областных учреждениях, проведённую в 2018 году и I квартале 2019 года. О том, какие обращения в адрес уполномоченного по защите прав предпринимателей в Новгородской области с фактами коррупции поступают от представителей бизнес-сообщества, на заседании комиссии рассказал бизнес-омбудсмен Юрий Михайлов.

КОММЕНТАРИЙ:

Юрий МИХАЙЛОВ, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Новгородской области:

- В аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей поступают обращения, в которых напрямую заявитель указывает на наличие в действиях должностных лиц тех или иных коррупционных факторов. Например, к нам поступило обращение о нарушении законодательства при организации ярмарки на территории Пролетарского городского поселения Новгородского муниципального района. Экспертом в ходе рассмотрения обращения были выявлены коррупционные факторы и материалы были направлены в прокуратуру Новгородской области. По результатам прокурорской проверки доводы экспертов аппарата и Общественной приемной уполномоченного подтвердились.

Советом депутатов Пролетарского городского поселения нарушены требования действующего законодательства. Принимая решение об организации ярмарки, представительный орган муниципального образования превысил свою компетенцию, поскольку ни Уставом Пролетарского городского поселения, ни Федеральным законом «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» он не наделён полномочиями по организации ярмарок, установлению порядка предоставления торговых мест и платы за пользование торговым местом. Эти вопросы отнесены к компетенции исполнительного органа местного самоуправления либо организатора ярмарки. Более того, представительный орган муниципального образования наделил двух предпринимателей правом организовывать ярмарку на неопределённый срок, что фактически санкционировало организацию торговой деятельности на бесконкурсной основе.

Указанные обстоятельства привели к ограничению конкуренции и установлению дискриминационных условий по отношению к иным хозяйствующим субъектам, право которых выступать организатором ярмарки оказалось ущемлённым, что является нарушением Федерального закона «О защите конкуренции».

Отмечу, что принятым решением была незаконно определена и обязанность организатора ярмарки один раз в квартал по договору пожертвования перечислять на расчетный счет администрации Пролетарского городского поселения 50% от суммы сбора за предоставление торговых мест на ярмарке. При этом какие-либо формы контроля за количеством предоставленных организатором торговых мест со стороны администрации поселения не были установлены.

С целью устранения выявленных нарушений прокуратурой на противоречащий закону правовой акт принесён протест с требованием его отмены. Одновременно материалы проверки были направлены в УФАС России по Новгородской области для решения вопроса о наличии в действиях должностных лиц представительного органа местного самоуправления состава административного правонарушения.

Аналогичная ситуация с организацией ярмарок была выявлена в ходе процедуры оценки регулирующего воздействия в Окуловском муниципальном районе. В апреле 2018 года проводилась экспертиза постановления администрации Окуловского муниципального района о проведении регулярных ярмарок и прекращения движения на участках автодорог г. Окуловка.

Муниципальный нормативный правовой акт также определял организатором ярмарки конкретного предпринимателя, устанавливал ему срок, до которого вышеуказанный субъект предпринимательской деятельности будет являться организатором ярмарок, что фактически санкционировало организацию торговой деятельности на бесконкурсной основе, ограничивало конкуренцию и приводило к установлению дискриминационных условий по отношению к иным хозяйствующим субъектам. Кроме того, отсутствовала какая-либо информации для субъектов предпринимательской деятельности, являющихся непосредственными участниками ярмарки. Мы представили отрицательное заключение, и постановление администрации Окуловского муниципального района было отменено.  Предполагаю, что в других муниципальных районах могут быть приняты и действовать нормативно-правовые акты об организации и работе ярмарки, имеющие коррупционные составляющие. К сожалению, выявить коррупционные факторы в действиях тех или иных должностных лиц удаётся не сразу, даже несмотря на изложенные напрямую заявителем доводы.

В качестве примера приведу обращение предпринимателя из Любытинского района, который жаловался на то, что администрация района создаёт определённые условия, не допуская местный бизнес, занимающийся ремонтом и содержанием автомобильных дорог, к муниципальным закупкам. В частности заявитель указал, что глава администрации отменил все аукционы и намеревался распределить бюджет по содержанию и благоустройству между своими знакомыми, составив для этого договоры ценой менее ста тысяч рублей.

Материалы дела были направлены в прокуратуру Новгородской области. Спустя время, после проведённой прокуратурой проверки соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, нарушения всё-таки были выявлены. Все работы по контрактам оказались идентичны и направлены на достижение единой хозяйственной цели – осуществление уличной уборки, чем фактически образовывали единую сделку, о чём изначально и сообщал обратившийся к региональному уполномоченному предприниматель. Подтвердилась информация о «дроблении» контрактов в целях избежания конкурсных процедур определения подрядчика: выявлены нарушения при заключении в 2017-2018 годах договоров на проведение работ по ремонту дворовых территорий в посёлке Любытино и зимнему содержанию муниципальных дорог.

По данному факту прокуратура области возбудила 3 дела об административных нарушениях, должностные лица оштрафованы на общую сумму 90 тыс. рублей.

К уполномоченному по защите прав предпринимателей поступают и коллективные обращения от субъектов предпринимательской деятельности. В ноябре 2018 года на личный приём приехала целая делегация предпринимателей, 6 человек, из Демянского района с жалобами на действия директора Новгородского областного автономного учреждения «Демянский лесхоз» при заключении договоров на заготовку древесины с одной определенной организацией.

Экспертом сделано заключение о том, что имеет место нарушение требований антикоррупционного законодательства, материалы были направлены в региональную прокуратуру, которая подтвердила нашу позицию. Установлено, что директор лесхоза в период времени с 2017 года по 2019 год заключил 32 договора на заготовку древесины - на общую сумму более 2 млн. рублей), а также купли-продажи древесины на общую сумму более 19 млн. рублей с ООО, учредителем которого он является. В настоящее время управление обществом передано в доверительное управление его сыну. Директором данного ООО является родной брат директора Демянского лесхоза.

Прокуратурой области установлено, что при заключении указанных договоров с аффилированной фирмой у директора лесхоза возникла личная заинтересованность при исполнении должностных обязанностей, обусловленная возможностью извлечения прибыли фирмой, подконтрольной ему и его близким родственникам.

Однако в нарушение требований Федерального закона «О противодействии коррупции» и должностной инструкции директор НОАУ «Демянский лесхоз» не уведомил представителя нанимателя - министра природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, меры по предотвращению конфликта интересов приняты не были.

Кроме того, в целях сокрытия личной заинтересованности при заключении договоров с ООО он принял меры к укрытию от членов наблюдательного совета учреждения информации о заключении им сделок. В ходе проверки установлено, что предварительное одобрение на заключение договоров с ООО у членов наблюдательного совета не получено.

Допущенные нарушения привели к ущемлению прав субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся заготовкой и переработкой древесины на территории Демянского района, которые фактически были лишены возможности на приобретение древесины на равных с аффилированной фирмой основаниях. По данному факту на имя министра природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области прокурором области внесено представление.

Отмечу, что в соответствии с законодательством, регламентирующим деятельность уполномоченного, полномочия государственного органа «Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Новгородской области и его аппарат» ограничены. В рамках взаимодействия с правоохранительными органами уполномоченный может запрашивать информацию и информировать правоохранительные органы о фактах нарушения прав и законных интересов предпринимателей на территории области. Считаю, что для более эффективной реализации полномочий регионального бизнес-омбудсмена необходимо ввести на региональном уровне административную ответственность за нарушения сроков по предоставлению уполномоченному запрашиваемой в рамках рассмотрения обращений субъектов МСП информации.

На заседании комиссии я также предложил инициировать проведение в муниципальных районах области проверку принятых и действующих муниципальных нормативных правовых актов, регламентирующих организацию ярмарок и ярмарочной торговли на предмет выявления коррупциогенных факторов.

РЕПЛИКА:

Интересно, что в итоговой официальной информации пресс-службы регионального правительства сказано, что «в числе решений комиссии местным администрациям рекомендовано провести встречи с представителями средств массовой информации, включая областные, общественных организаций и других институтов гражданского общества по вопросам противодействия коррупции». Увы, на это заседание комиссии журналисты наших изданий – интернет-журнала «Портал 53» и «Новой новгородской газеты» - приглашены не были. 

На фото: Юрий МИХАЙЛОВ

Поделиться: