Большая тропа Local-ID
Новгородская область примет участие в первом в России конкурсе на создание туристско-рекреационных кластеров и развитие экотуризма, сообщила пресс-служба правительства региона. Конкурс национальный, но название не наше – «Local-ID». Этим таинственным кодом хорошо знакомое нам Агентство стратегических инициатив (АСИ) пометило свою «Программу развития территориальной идентичности локального наследия»*.
*Иногда название предлагается такое: «Программа развития территориальной идентичности и локального наследия», – что придаёт «программе» глубокий смысл, ибо без союза «И» получается какая-то ерунда: в контексте «территориальная» и «локальное» – синонимы.
Питчинг и митап
Программа Local-ID «направлена на развитие экологического туризма на природных территориях России за счёт интеграции особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в экономику региона посредством формирования комплексных планов развития туристско-рекреационных кластеров и создания благоприятных условий для развития предпринимательства». Если кто-то не понял, что, кроме консультаций (инвест-питчингов (на традиционном языке – презентаций), офлайн-сессий (очных семинаров), митапов (встреч с бизнесменами и т.д.), рассчитывать нам не на что.
На портале АСИ популярно разъясняется, что это учреждение в рамках Local-ID лишь «поддерживает лидерские инициативы по переосмыслению социокультурной среды и эффективному использованию потенциала локального наследия». Нет, это, пожалуй, чересчур бескомпромиссно. Ещё АСИ добавляет от себя: «Разрабатываем и тиражируем модели создания и развития социокультурных кластеров (этно-, эко-, агро-, гастро-, культурных)».
Немаловажно, что авторы проекта Local-ID своё предназначение видят не только в «создании новых видов бизнеса в сфере экотуризма», но и в «решении социальных и экономических проблем регионов… увеличении средней продолжительности жизни населения», потому что «АСИ поддерживает развитие экологического туризма в регионах за счёт создания благоприятных условий для ведения предпринимательства и привлечения инвестиций в экономику отрасли».
Какой-нибудь скептик-резонёр вроде меня заметит: «Это же всё слова – питчинги, митапы, – а что конкретно-то сделать планируется?». В том-то и цимес, что всё придумать нужно самим. Да побыстрее! 23 июня пресс-служба облправительства объявила, что «область примет участие в конкурсе», а уже к 10 июля необходимо сформировать заявку и попасть в финал конкурса.
Как нам сообщили, «заявку на конкурс формирует региональное министерство инвестиционной политики. Туристический офис «Русь Новгородская» займётся определением целевой аудитории, разработкой маршрутов, а также продвижением проекта». Какого проекта? Куда – продвижение? Это преподносится, как всем понятное: «От региона будет представлен Национальный парк «Валдайский» и прилегающая муниципальная территория».
Когда города опустеют
Видимо, парк с прилегающим муниципалитетом и станут туристско-рекреационным кластером. Если я угадал, хотя и не уверен, то в «Руси Новгородской» уверены, что «подобное продвижение внутреннего туризма [через конкурс?] создаст благоприятные условия для инвестирования в инфраструктуру проектов». А министр Носачёв подливает масла: «После длительной самоизоляции люди хотят покинуть большие города и отдохнуть на природе, и мы готовы им это предложить».
Это своевременно! Губернатор и сегодня отмечает, что к нам много истосковавшегося народа едет из двух столиц, игнорируя запреты. А скоро «распогодится — тогда запреты снимут», и народ валом повалит. Потому как, «нам есть что предложить». Вот только расшифруйте, г-н инвест-министр, что именно? Большую Валдайскую тропу? 59 км, 5 суток на преодоление «без возможности пополнения припасов» – ночёвки в палатках, стоянки для привалов, мосты, лестницы, настилы, обзорные площадки, навигация. Раздолье для измученных урбанизмом россиян.
Надо понимать, ставка делается именно на Большую Валдайскую тропу, которая по истечении первого года туристической Меккой не стала. А всего лишь – местечковая достопримечательность или, как принято говорить в АСИ, локальное наследие.
Зато «у нас появится больше возможностей для создания новых туристских маршрутов, гастрономических, этнокультурных, историко-культурных комплексов, которые притягивают туристов», – считает директор Национального парка «Валдайский» Виктор Соколов. Тут я не совсем согласен. Для создания гастрономических или историко-культурных комплексов главное – не возможности, а потребности, востребованность. Но пока нам нужно преодолеть свои провинциальные комплексы.
Кричать про Большую Валдайскую тропу, по меньшей мере, не скромно. Большая Байкальская тропа имеет протяжённость более 500 км. Точнее – это не тропа, а тропы, сеть маршрутов.
Совсем коротко об истории байкальского проекта. Идея родилась, когда АСИ ещё не было. Может быть, потому и удалась, что питчинги и сессии не ставились во главу угла. В 1997 году на Байкале реализовывался проект Bed and Breakfast and Baikal («Кровать, завтрак, Байкал») в рамках Агентства США по международному развитию. Россияне вышли с идеей создания сети частных микрогостиниц, связанных тропой вокруг Байкала. В 1999 году проект был презентован на выставках в Шотландии и Голландии, в 2000-м – в Бразилии и США. Заинтересовалось руководство туристического центра «Озеро Тахо»** (Калифорния, США). Через год на Байкал приехала делегация Национальной службы леса США, заинтересовалась и профинансировала серию обменов между специалистами-строителями экотроп. Потом был грант Фонда российско-американского экономического сотрудничества. И дело постепенно пошло.
**Оба озера славятся глубиной. Глубина Тахо – до 500 м, Байкала – более 1600 м. Это и привлекло американцев.
Наш ответ Байкалу
С 2003 года строится Байкальская тропа. Только в Прибайкальском национальном парке проложены 4 тропы – от 1,5 до 24 км… Хотя четыре - это разве много?
«Мы запустим сразу 10 новых туристических маршрутов, – обещает новый гендиректор АНО ТО «Русь Новгородская» Ольга Шармиашвили, – чтобы на любой запрос туриста было своё предложение. Таким образом, приезжающие в регион гости смогут получить максимальное удовольствие от отдыха: насладиться прекрасными лесными ландшафтами, проехать по тропе на велосипеде, разбавить свою городскую жизнь эмоционально и физически».
Г-жа Шармиашвили была назначена на должность 25 июня и, естественно, не могла обойти вниманием проект Local-ID. Более того, она видит этот проект краеугольным в своей работе. «Туристы из больших городов устали сидеть дома, они хотят на свежий воздух, их интересует экотуризм, – уверена гендиректор. – Поэтому затишье мы использовали для подготовки инфраструктуры, пересмотра и обновления предлагаемых турпродуктов».
Турофис даже рассказал о содержании некоторых маршрутов. Например, маршрут «Пленэр на тропе» – «для любителей отдыха и творчества, где на каждом участке тропы – удивительные точки любования – озёра, мосточки, живой обитаемый лес. На тропе «История и легенды Валдая» найдут следы татаро-монгольской орды. «Обед в стиле ЭКО» будет интересен для любителей походной кухни. «Отдохни по-своему» – для тех, «кто хочет посвятить себя занятиям йогой или просто отдохнуть от суеты»…
Между прочим, для тех, кого суета городов и потоки машин не напрягают, скоро выйдет первая серия культурно-познавательного видеопроекта «Новгородские усадьбы». Как говорит Ольга Шармиашвили, «феномен русской усадьбы важен для Новгородской земли не только как комплекс построек, а действительно уникальное явление».
Почему усадьба является уникальным явлением для России или, в частности, для Новгородчины, туристам ещё предстоит разгадать. Например, в путеводителе И.В. Аничкова «Обзор помещичьих усадеб Новгородской губернии», изданном в 1916 году, рассказано о 56 помещичьих усадьбах. А дворянские (усадьба Аракчеева в Грузине, усадьбы Суворова в Каменке и Кончанском и т.д.) вообще в книгу не вошли. Другое дело, что большинство усадеб разрушены, находятся в запустении. Но и это не уникальное для нас явление…
Ну-ка, все вместе!
Нет, я не спорю: лучше делать что-то (даже с АСИ), чем просто сидеть на завалинке. К тому же АСИ сегодня позиционирует себя как «агент изменений», работающий вместе с лидерами над масштабными инициативами и объединяющий усилия общества, бизнеса и государства». Звучит многозначительно. Я скажу проще. АСИ – это агент по исправлению социально-экономической трансгендерности; оно помогает провинциальным турофисам (в частности) определиться с тем, что же они, провинциалы, из себя представляют и чего хотят. Могут и подсобить.
Только нужно поспешить и стать прилежными. Программа Local-ID реализуется в рамках стратегии развития АСИ в 2019-2021 гг. Не исключено, что через полгода она схлопнется.
В январе 2019 года АСИ представила в пакете с Local-ID ещё 13 масштабных инициатив. И вдруг – коронавирус, первая волна. А там, поди, - вторая, третья… В пору резервации-обсервации для туристов строить.
Вчера казалось, что сегодня – это завтра, а уже, глядь, и времени инсценировать раздумье не остаётся.
Геннадий РЯВКИН
В заголовке: Большая Валадйская тропа, переправа через реку Полометь
Фото: еловые-заметки.рф, baikal-olkhon.ru, wisconsin-explorer.blogspot.com