Завтра туриста
«…Хочу особенно выделить развитие промышленного туризма. В пример поставили компанию Lego. В промышленный тур в эту компанию выстраивается длинная очередь. В нашем регионе такими возможностями обладает «Крестецкая строчка». Промышленный туризм – очень интересное направление, и его можно развивать на базе ОАО «ОКБ - Планета», АО «НПО «Квант», предприятий пищевой промышленности».
Заместитель председателя правительства Новгородской области Евгений БОГДАНОВ,
из интервью СМИ на Сочинском инвестиционном форуме.
16 февраля 2018 г.
«Два путника шли, тяжело хромая, по склону холма. Один из них, шедший впереди, споткнулся о камни и чуть не упал. Двигались они медленно, усталые и слабые, и напряженные их лица были покрыты той покорностью, какая является результатом долгих страданий и перенесенных лишений. К плечам их были привязаны тяжелые мешки. Головные ремни, проходящие по лбу, придерживали ношу на шее… Они шли согнувшись, выдвинув вперед плечи, с глазами, уставленными в землю»...
Была бы охота…
Нет, друзья, это не реконструкция будущих подвигов покорителей Большой валдайской тропы. Это первые строки из рассказа Джека Лондона «Любовь к жизни» (существует байка, что им зачитывался тов. Ленин). Вспомнился рассказ, когда в недавней телебеседе (21 февраля) на областном ТВ куратор новгородских инвестиций и туризма, заместитель председателя областного правительства Евгений Богданов посоветовал брать пример с коллег из Канады и с Аляски (США). Ведь они, дескать, зарабатывают сотни миллионов долларов на прокладывании туристических троп, а мы – дотациями из федерального бюджета.
Кроме того, аляскинцы развивают «охотный» (охотничий, надо полагать) туризм. «У нас тоже есть предрасположенность к охоте и рыбалке, но почему-то сотни миллионов это приносит не нам, – заметил он. – А ведь этот вид туризма не требует особых вложений». Из интервью я понял, что миф о «сверхприбыльном рыбно-охотном туризме на Аляске» г-н Богданов привез с инвестиционного форума только что прошедшего в Сочи. На деле рыбный промысел – вторая по величине статья дохода штата Аляска (первая – нефтегазовая добыча). Аляска обеспечивает 50% потребности США в рыбе. Каков вклад туристов в этот успех, не берусь судить. Но замечу, в среднем в год Аляску посещают 1,5 млн. туристов. Если даже их всех заинтересовать ловлей рыбы…
Вернём колбасные электрички!
Впрочем, не стану уподобляться чиновнику-фантазёру. Но допускаю, что Евгений Владимирович тоже думал в этом направлении. Он с сожалением заметил в разговоре с тележурналистом, что «сегодня большинство туристов у нас даже на полтора дня не задерживаются». А как было бы здорово забросить их на валдайскую тропу (статистика длительности пребывания туристов на территории региона резко скакнёт вверх) или на рыбалку-охоту (с конкретным заданием по ловле, добыче). И тогда не валяй дурака, Америка!
Однако не Аляской единой. Креативный чиновник, знакомя телезрителей с магистральными тропами развития, посоветовал быть активнее в сфере промышленного туризма («в Удмуртии показывают предприятие, где делают автоматы Калашникова, и у нас есть что показать на предприятиях ОПК»), пищевого («заодно и пропагандировать продукты, производимые на наших предприятиях. У нас в колбасу, извините, туалетную бумагу не кладут»). Разумеется, аудитория, к коей обращался г-н Богданов, была несколько неопределённой, и он счёл необходимым уведомить потенциальных собеседников, что и правительство не сидит, сложа руки. Параллельно идёт подписание соглашений с регионами о полноценном сотрудничестве в сфере развития туризма, чтобы знать, «а как вот происходит работа у них». И потому мы будем продолжать соглашения подписывать.
Так хочется куда-то выехать
Здесь не могу не подчеркнуть, что сказанное зампредом нашего правительства во многом совпадает с концепцией председателя «АгроТуризмАссоциации» Тараса Астахова, который посетил Окуловку за три дня до описываемого телеэфира. Алтайский предприниматель ратовал за развитие сельского туризма.
Его козыри сколь общеизвестны, столь и парадоксальны. «Интерес у населения к сельскому туризму растёт, – не устаёт г-н Астахов повторять из года в год. – Этому способствует много факторов. В том числе, что у людей доходы сокращаются, международная ситуация в целом тоже влияет. Кроме того, в выходные, бывает, хочется куда-то выехать… Здесь вам и экологически чистые продукты, и с хозяевами можно в контакт войти». Население наше живёт всё хуже (особенно – деревенское), так что к заданным Евгением Владимировичем направлениям непременно следует добавить «сельский туризм».
В начале прошлого года бодренько звучала тема «медицинского туризма». Прошёл (и был подхвачен) слух, что к нам из мегаполисов охотно едут зубы лечить. Как ни нелепо звучал этот месседж, но он воодушевил многих чиновников и даже Андрея Никитина (ныне – губернатор Новгородской области). «К нам приезжают лечить зубы из Санкт-Петербурга, – сказал он на заседании облправительства, проходившем 23 мая. – Необходимо принимать меры по привлечению туристов такого рода со всего Северо-Запада».
Упустили! Не дорабатываем. Питерский кариес, московская гиперстезия и вологодско-мурманская патология стирания зубов по-прежнему дают устойчивый доходом местным эскулапам. А нашим «где на всех зубов найти, значит – безработица», значит - уезжают…
И вновь вспомню г-на Астахова: «Практика показывает, что сегодня использование туристско-рекреационного сектора и туристских услуг не соответствует их потенциалу». Это про нас, клянусь! Про наши зубы, наши охоту и рыбалку, про истосковавшуюся по богатеньким гостям деревню, про нашу «Русь Новгородскую»…
Русь уходящая
Кстати, куда она делась, наша «Русь»? Так звонко стартовала, такие надежды на неё возлагали! И молчок…
31 января распоряжением Правительства Новгородской области № 18-рг был утверждён Единый календарь культурных событий Новгородской области на 2018 год. Кажется, в нём «Русь Новгородская» должна играть первую скрипку. Увы, из 213 пунктов подробнейшего календаря непочтенное учреждение упоминается всего в ЧЕТЫРЁХ. 16 июня «Русь» примет участие в проведении V межрегионального фестиваля народной игровой культуры «Игры и люди» (с ещё тремя партнёрами). Причём фестиваль вместо привычных трёх дней прокрутят в один. А затем – три «спасовки» в августе, к изобретению которых (кроме названия) «Русь» отношение имеет весьма косвенное. Вот и всё.
Для сравнения: Новгородская епархия в Едином календаре упоминается 14 (!) раз; Новгородское областное театрально-концертное агентство – 29. Возможно, «Русь Новгородская» махнула рукой на культуру и сосредоточилась на промышленном туризме или на поиске контактов с преуспевающей Аляской. Так скажите нам, Евгений Владимирович, интересно ведь…
Знаете, чему учил 18 февраля в Окуловке г-н Астахов? «Решать задачу нужно комплексно, – учил он, – а значит, есть необходимость создания межведомственной группы, в состав которой войдут представители власти, бизнеса, общественных организаций». Не исключено, что для здоровой конкуренции будет правильно создать ещё один туристический офис – «Новгородская Русь» – и дать второй шанс г-ну Катаеву. Или г-ну Новичкову…
Звёзды под гипнозом
Всё это было бы смешно… Однако год проходит, как мы бьём в бубны и барабаны о перспективах развития туризма. И ничего нет, кроме сомнительной новации – уравнять в статусе туристов с посетителями музеев, благодаря чему к нам теперь приезжает столько же туристов, сколько на Аляску. И Бог с ним, с аляскинским лососем!
Актуальнее позаимствовать у них идею создания службы воздушного такси. Там ведь тоже с дорогами не всё ОК. Евгений Владимирович, вы же в курсе: у нас за прошлый год «привели в порядок» 1000 км дорог, а «отремонтировали» - только 314 км. Небольшой самолётик для туриста был бы очень кстати. Только чтоб он мог садиться (и взлетать) на болото, на лужок.
Почему они смогли сделать, а мы можем только говорить? Если так будет продолжаться, вас скоро Максим Галкин в программу «Звёзды под гипнозом» позовёт…