Пять лет – и коллапса нет?
Нежеланное «наследство»
В сухие погожие деньки можно спокойно передвигаться по тротуарам городских улиц, радуясь, что нет дождей и тем более ливней, зачастую превращающих пешеходные участки в ручьи, реки и озёра, наплывающие с проезжей части, преодолеть которые иногда бывает возможно только при помощи плавсредств. Сколько раз в дождливую непогоду Великий Новгород буквально тонул!
Но что поделаешь, если «ливнёвка» - это самый настоящий бич города. Об этом знают все, но немногие, за исключением специалистов, представляют себе реальную ситуацию с ливневой канализацией в Великом Новгороде. У меня теперь такое представление есть. Как и у представителей предпринимательского сообщества, собравшихся 18 октября на расширенное заседание общественного совета при уполномоченном по правам предпринимателей в Новгородской области.
Посвящено оно было, говоря языком протокола, проблемам тарифного регулирования водоотведения поверхностных сточных вод. Что так встревожило представителей бизнеса? Побудительным мотивом для созыва общественного совета был ряд обращений и жалоб предпринимателей, направленных в адрес бизнес-омбудсмена Юрия Михайлова. В них – непонимание и негодование по поводу нового тарифа на услуги водоотведения.
Дело в том, что в 2017 году МУП «Новгородский водоканал» обратился в комитет по ценовой и тарифной политике Новгородской области за установлением тарифа на водоотведение поверхностных сточных вод. Как пояснил заместитель председателя комитета Виталий Павленко, постановлением комитета от 12 сентября 2017 года был установлен тариф на 2017 год, а 6 декабря 2017 года – на 2018 год. Новый тариф - 20 рублей 84 копейки за м3. В чём загвоздка? А в том, что до этого стоимость услуги составляла всего 1 рубль 90 копеек за кубометр отведённых поверхностных стоков.
Увеличение тарифа в 10 раз – это, конечно, нагрузка для бизнеса. Чтобы понять, чем вызвана эта непопулярная мера, обратимся к предыстории вопроса.
В декабре 2016 года 129 участков сетей ливневой канализации протяжённостью 87 км, принадлежащих ОАО «Ремстройдор», которое признано банкротом и в отношении него возбуждено конкурсное производство, были переданы МУП «Новгородский водоканал». Отмечу, что ОАО «Ремстройдор» до этого было единственным предприятием в городе, в функции которого входила канализация сточных поверхностных вод. Кроме того, администрация Великого Новгорода провела инвентаризацию бесхозяйных сетей ливневой канализации и вторым этапом, в мае 2017 года, передала из муниципальной собственности на праве хозяйственного ведения «Новгородскому водоканалу» ещё 645 участков сетей «ливнёвки» протяжённостью 175 км. Добавлю, что на баланс МУПа также поступило 62 выпуска канализационных сетей в водные объекты. В итоге «Новгородскому водоканалу» досталось этакое незавидное наследство – 262 км канализационных сетей, находящихся далеко не в лучшем состоянии.
Брать или не брать?
По словам директора МУП «Новгородский водоканал» Сергея Золотарёва, предприятие «не особо желало брать ливневую канализацию». Но сделало это по одной причине - в городе никто больше этим заниматься не сможет. И через пару-тройку лет в областном центре мог бы наступить самый настоящий канализационный коллапс.
Теперь подробнее о «наследстве». Городские канализационные сети находятся в крайне неудовлетворительном состоянии. Износ сетей составляет более 70%, что, в общем-то, не удивительно - большая часть из них была построена в 50-х и 70-х годах прошлого века. В перекладке нуждаются 183 км ливневых сетей. При этом надо знать, что стоимость восстановления 1 км сетей составляет 2,6 млн. рублей, а чтобы восстановить всю «ливнёвку» города, необходимо порядка 600 млн. рублей.
Повторюсь, «Ремстройдор» обслуживал лишь треть существующих в городе сетей водоотведения поверхностных сточных вод. В целом же ситуация с «ливнёвкой» сложилась таким образом, что не займись решением этих проблем комплексно - жди, без преувеличения, техногенного ЧП.
- Стоит обратить внимание на то, что при передаче ливневой канализации «Новгородскому водоканалу» материально-техническая база для обслуживания сетей отсутствовала. Мы создавали службу с нуля, - говорит Сергей Золотарёв.
Исходя из реальной ситуации и производственных нужд, стал формироваться новый тариф. Обоснован ли он? Виталий Павленко, заместитель председателя комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области, утверждает, что тариф установлен правомерно. Тем более, документ проверялся прокуратурой, другими контролирующими органами.
В структуру плановых расходов, определяющих тариф, в 2018 году включены: амортизация – 6,48 млн. рублей, содержание и ремонт канализационных сетей (это основные расходы предприятия) – 69 млн. рублей, заработная плата – 19,3 млн. рублей, начисления на зарплату – 5,84 млн. рублей, налог на имущество – 3,1 млн. рублей, разработка проектов – 1,3 млн. рублей, лизинг – 5,9 млн. рублей, расходы на осуществление производственного контроля состава и свойств сточных вод – 4,2 млн. рублей, прочие расходы – 0,7 млн. рублей.
Итого расходы составляют 115,93 млн. рублей. При этом объём оказываемых услуг – 5562 тыс. м3 сточных вод.
Стоит обратить внимание на то, что в структуре расходов львиную долю, а точнее 59%, составляют расходы на содержание и ремонт сетей и 17% - зарплата работников.
Новгородская область, в общем-то, не особо выделяется по этому нормативному показателю среди российских регионов. На общественном совете была предоставлена информация по другим городам. К примеру, в Твери тариф на водоотведение равен 41,36 руб. за м3, в Череповце – 16,77, в Вологде - 22,37, в Ульяновске - 20,46, в Сочи - 25,66, в Липецке - 36,07 руб. за м3.
Скорая канализационная помощь
Прежде чем перейти к тому, какие претензии высказывали члены общественного совета и присутствующие предприниматели, остановлюсь на том, куда «Новгородский водоканал» тратил деньги и достаточно ли их.
Для сведения приведу ещё несколько цифр. В соответствии с нормативными документами, регламентирующими техническую эксплуатацию систем водоснабжения и водоотведения населённых пунктов, профилактическая чистка сетей должна проводиться не менее одного раза в год. То есть, в Великом Новгороде один раз в год нужно проводить чистку 9 000 колодцев и промывку 262 км трубопроводов. Утверждённый тариф предусматривает плановую чистку 2 000 колодцев и промывку 5,4 км трубопроводов, что в 48 раз меньше принятых коммуникаций в хозяйственное ведение МУП «Новгородский водоканал». Вот такой расклад.
Теперь о том, что сделано. В течение 2017-2018 годов специалистами «Новгородского водоканала» были промыты и прочищены 28 км сетей ливневой канализации. Заменена «ливнёвка» на участках общей протяжённостью 69 погонных метров. Кроме того, отремонтировано 429 канализационных колодцев. Сети, которые промывались, были практически полностью заилены или забиты песком. Это было и на улице Зелинского, и на улице Октябрьской. «На каждый погонный метр уходил колоссальный промежуток времени, не говоря уже о колодцах, которые захламлены», - поделился Сергей Золотарёв.
Для обслуживания ливневой канализации создано 4 ремонтные бригады численностью 18 человек. Общая численность службы составляет 23 человека. Предприятие приобрело технику и спецоборудование в лизинг, в том числе две каналопромывочные машины на базе автомобилей КАМАЗ на сумму 15 млн. рублей. Причём, деньги удалось сэкономить благодаря участию в федеральной программе – в обычной ситуации за эти КАМАЗы пришлось бы выложить более 20 млн. рублей. В октябре «Новгородский водоканал» ожидает поставку трёх автомастерских на базе ГАЗ. Их приобретение обойдётся в 7,7 млн. рублей, но бригады, обслуживающие сети, будут более мобильными.
Что касается оплаты по выставленным счетам, то «Новгородским водоканалом» за два года заключено 644 договора на услуги, по которым начислено 82 млн. рублей. Увы, в виде оплаты поступило всего 30 млн. рублей. Так что на сегодня у предприятия недостаточно средств для выполнения в полном объёме производственной программы, которая предусмотрена в тарифе.
Платить или не платить?
На что жалуются предприниматели? Для многих из них, как говорит Максим Димитров, руководитель одной из двух работающих в Новгородской области общественных приёмных уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, пришедшие в январе счета от «Новгородского водоканала» стали полной неожиданностью. Кто-то, оказывается, вообще ничего не платил за сброс сточных вод, может быть потому, что «Ремстройдор» был не слишком взыскателен. И они удивляются: откуда такая напасть, неужели за это надо платить? Но делать это придётся, тем более что все хотят всё-таки жить в городе, где на улицах чисто и сухо.
С другой стороны, если предприниматель или юридическое лицо считает, что его права нарушены и предъявленный счёт неправомерен, не нужно ждать полгода, отложив счёт в сторону, не оформив протокола разногласий, не высказав своих претензий, как это сделали некоторые, пока «Новгородский водоканал» не обратился в суд. Между тем на предприятии создана специальная рабочая группа, которая призвана заниматься разрешением споров с абонентами.
Были и справедливые обращения, например, когда предприниматель не соглашался, что для него оплата рассчитана по тарифу хозяйственно-бытовой канализации, хотя на его территории находится «ливнёвка».
А по обращению ЗАО «Трест зелёного хозяйства» в другую общественную приёмную федерального бизнес-омбудсмена, как сообщил её руководитель Алексей Богданов, эксперты выявили проблему, связанную с достоверностью сведений о наличии и работоспособности канализационных сетей. Этими сведениями пользуются в «Новгородском водоканале» при заключении договоров на услуги водоотведения. По мнению экспертов, постановление администрации Великого Новгорода № 4900 от 08.11 2017, которым утверждены зоны централизованной системы водоотведения, мягко говоря, не совсем объективно. Этот нормативно-правовой документ составлен на основании данных 80-90-х годов, конкретнее - акта о передаче на баланс сетей канализации, который датирован 29 декабря 1987 года.
На заседании общественного совета решено направить обращение в прокуратуру с целью проверки не только этого постановления администрации Великого Новгорода, но и того, как и на каком основании документ принимался.
В то же время правомерность принятого тарифа подтверждается судебной практикой по взысканиям задолженности по оплате за оказанные услуги. К примеру, «Новгородский водоканал» выиграл дела по искам к «Новгородавтодору», «Трансвиту», комитету записи актов гражданского состояния. В Федеральной антимонопольной службе России рассматривалась жалоба одного из предприятий города. Нарушений ФАС не усмотрела.
Убежать от коллапса
Но с другой стороны, и в комитете по ценовой и тарифной политике, и в «Новгородском водоканале», и в Новгородском УФАС России, что подтвердила руководитель управления Ольга Виниченко, также принимающая участие в заседании общественного совета, готовы идти на диалог с предпринимателями и детально разбираться в каждом отдельном случае по их обращениям.
На встрече у предпринимателей и представителей общественных объединений была возможность напрямую задать вопросы руководителям этих структур. Вопросы были самые разные. В основном интересовала методика расчётов тарифа и площадей, с которых взимается плата за отведение поверхностных сточных вод. Но в следующем вопросе прямо сквозила обида - почему тарифная нагрузка легла в основном на субъекты предпринимательской деятельности, а жители многоквартирных домов избавлены от такого бремени? По мнению Сергея Золотарёва, на управляющие компании тоже должна быть возложена обязанность платить за ремонт и содержание близлежащих сетей водоотведения, но в настоящее время методика таких расчётов отсутствует.
Александр Мамулат, представляющий в Общественной палате РФ Новгородскую область, обратил внимание на одну из составляющих тарифа – плату за негативное воздействие на окружающую среду по выпускам ливневой канализации, которая в нынешнем году составляет 4 млн. рублей. Его вопрос был таким: через сколько десятков лет мы получим разрешение на сбросы в водоёмы?
Из ответа директора «Новгородского водоканала» стало понятно, что платить «негативку» предприятию придётся, и она будет только увеличиваться. Для того чтобы получить разрешительные документы, 62 выпуска ливневой канализации в водные объекты надо «одеть» в очистные сооружения. Такую инвестиционную программу попробовали сформировать, но стоимость её оказалась неподъёмной ни для города, ни для области – 10 млрд. рублей. И даже с технической точки зрения это сделать не представляется возможным – места хоть и отмечены на генплане города, но в настоящее время одни полностью затоплены, на территории других расположились садоводческие товарищества, а, к примеру, в кремлёвском парке необходимо проводить масштабные археологические изыскания. Город и область тем не менее проблему решать намерены, ищут варианты. Находят же решения в других городах, идя даже на то, чтобы поменять категорию хозяйственного использования водного объекта, чтобы не нести огромные траты на строительство очистных сооружений.
Впрочем, одно из сообщений, прозвучавших в ответ на очередной вопрос, можно считать оптимистичным. По мнению руководства «Новгородского водоканала», если в городе каждый год будет происходить замена 7-8 километров пришедшей в негодность «ливнёвки», то лет через пять городскую систему ливневой канализации можно будет назвать нормальной.