Почём право самовыражения?

Судьба плёночной фотографии в эру цифровых технологий.

Фотография на плёнку уже давно морально устарела. Сейчас для того, чтобы снимать. не обязательно даже покупать профессиональную камеру, достаточно обычного телефона. Однако до сих пор остаются люди, которые покупают и проявляют плёнку.

Распространённые на сегодняшний день плёночные фотоаппраты делятся на зеркальные и «мыльницы». В чём разница? «Мыльница» очень проста в управлении, в ней есть встроенная вспышка и иногда даже автоматическая перемотка катушки. Мыльницы» стоят дёшево и их можно найти не только на «Авито», но и в шкафу у родителей. Зеркальный же фотоаппарат  стоит  гораздо дороже. Он сложнее в управлении, поэтому для новичков советуют первый вариант камеры.

Однако, у «мыльницы» есть и свои минусы. В силу простоты, её объектив «видит» меньше и не так глубоко. Достаточно часто автоматическая вспышка сильно портит картинку, пересвечивая её. А дорогая плёнка может стать пустой тратой денег из-за примитивности оптики и не выдать всю красоту цвета.

Зеркальный фотоаппарат  придётся настраивать для каждой фотографии,  подстраиваясь под условия окружения. Начинающий фотограф, который вчера размышлял только над тем, оставить вспышку или выключить, взяв в руки Zenit, сталкивается со значением ISO, выдержкой и диафрагмой. Кроме того, цифры на коробке самой плёнки теперь тоже имеют значение. В зарубежных фотошколах не просто так начинают обучение именно с плёночных фотоаппаратов. Полностью ручная настройка напрямую влияет на результат, а их количество снимков ограничено, и с каждым щелчком камеры улетает на ветер вполне конкретная сумма денег.

Три самые главные настройки - ISO, выдержка и диафрагма - не изменились с приходом цифровых фотоаппаратов. Изменилось только то, что теперь все три настройки «вшиты» в корпус самого устройства.

Когда снимаешь на цифровой фотоаппарат, картинку видно сразу, и света на кадре можно отрегулировать без потери качества. С плёнкой же так не получится. Нужно, во-первых, понимать, какая светочувствительность у плёнки (эти цифры и указаны на упаковке), во-вторых, знать соотношение настроек для конкретных условий. Если снимать на плёнку с низкой светочувствительностью в тёмное время суток или пасмурную погоду, то фотографии получатся смазанными, а вспышки в стандартной комплектации зеркального фотоаппарата нет. Фотоискусство - это светопись, и аналоговая фотография отлично учит понимать свет. Лучше всего с этим справляется чёрно-белая плёнка. Если неправильно расставить акценты при съёмке в ч/б, картинка превратится в кашу. На помощь новичку может прийти экспонометр. Сейчас не обязательно искать раритетное устройство -  такого помощника можно скачать себе на телефон в виде удобного приложения.

Плёнка заставляет замедлиться. Из-за того, что количество кадров ограничено, начинаешь гораздо избирательнее относиться к каждой фотографии. Когда  имеешь под рукой телефон с хорошей камерой, есть большой соблазн нащёлкать много фотографий, и весь процесс в конце концов сводится к отбору более-менее удачного кадра. Однако, когда берёшь в руки плёночную камеру, при каждом нажатии чувствуешь не стоимость каждой фотографии, а её особую художественную значимость.

Ценители плёнки отмечают красоту цветопередачи. Технически правильно снятая плёночная фотография сразу же будет казаться людям красивой. Именно поэтому так много людей гонятся за «эффектом плёнки» для своих цифровых снимков. Тысячи видео в Интернете посвящены тому, как с помощью фильтров и настроек цвета, резкости и зернистости создать эффект плёночной камеры. Некоторые люди даже находят особую красоту в дефектах фотоплёнки вроде засветов.

Есть также целый ряд кинорежиссёров, снимающих на киноплёнку. Проблемы у неё те  же: дороговизна исходника и ограничения по количеству дублей. Однако к съёмке на киноплёнку обращаются, в основном, по той же причине, что и к фотографии на плёнку - ради особого вида картинки и цветопередачи.

И конечно, немаловажный аспект выбора плёночной фотографии - особенность процесса. Фотограф проживает вместе с одной катушкой плёнки целую историю, ведь зачастую тридцать шесть кадров растягиваются не на один месяц и хранят в себе много воспоминаний. Пока снимаешь, а потом ждёшь результат из фотолаборатории, можно с лёгкостью забыть, что фотографировал полгода назад, и это такое удовольствие - просматривать полученные кадры!

 

Кроме того, плёночные фотоаппараты очень красивы внешне, и механика работы с ними - отдельное волшебство.

Конечно, в условиях современной коммерциализации плёночная фотография совершенно проигрывает, но, как мы уже выяснили, её берут в руки совсем не для этого. Плёночная фотография - это хобби, это особый взгляд на фотографию. Результат при фотографировании на плёнку, по сути, не так важен, важны ощущения. И пока есть люди, заинтересованные в плёночной фотографии, она будет жить. 

Ирина КИРИЛЛОВА

Фото в заголовке: Александр ОРЛОВ 

Фото в тексте: Ирина КИРИЛЛОВА

Поделиться: