Местных бьют

Новгородцы просят защиты от пришлых.

Были времена, когда новгородские власти, не без напора местного бизнеса, сопротивлялись вхождению федеральных торговых сетей на территорию области. Те времена канули в Лету, и в регионе благополучно развивают свою деятельность уже 12 ритейлеров, в том числе такие крупные, как «Лента», «Магнит», Х5 – «Пятёрочка» и другие. Активная экспансия федеральных торговых сетей происходила в период губернаторства Сергея Митина. И, если вспомним, молва даже приписывала ему связи с «Вольным купцом», от чего сам экс-глава региона публично открещивался.

Но речь не об этом, а о том, как складываются взаимоотношения крупных торговых сетей с местными производителями продукции и поставщиками.

Судя по тому, что в начале года Правительством РФ и Федеральной антимонопольной службой региональным ведомствам ФАС было дано поручение провести мониторинг соблюдения торговыми сетями требований положений закона о торговле, а недавно аналогичное поручение от Генеральной прокуратуры России поступило региональным прокуратурам, вопросы в этой сфере существуют в федеральном масштабе.

Первый заместитель прокурора области Виктор Тепляков провёл заседание межведомственной рабочей группы по защите прав предпринимателей. Рассматривался вопрос соблюдения крупными сетевыми компаниями прав производителей и поставщиков области при заключении договоров поставки продовольственной продукции.

- Этот вопрос не случайно вынесен на повестку, - отметил Виктор Тепляков. - Проведённый нами анализ свидетельствует о том, что присутствуют факты ущемления прав наших предпринимателей при заключении соответствующих договоров. В первую очередь это касается таких крупных сетевых компаний, как «Манит», «Лента» и других организаций. Они изыскивают механизмы и пути обхода закона о торговле - устанавливают финансовые обременения для поставщиков, расширяют списки штрафов, например, за недопоставленную продукцию, за нарушение сроков поставки и другие. Это в свою очередь влияет на формирование цен на продукцию и напрямую касается населения. Сложившаяся практика недопустима, и сегодняшнее совещание направлено в первую очередь на то, чтобы выработать механизмы влияния на данную ситуацию.

Юрий Михайлов, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Новгородской области, в том числе и по инициативе аппарата которого собралась рабочая группа, обратил внимание на то, что, безусловно, надо слушать обе стороны - и реализаторов, и поставщиков, это спор двух предпринимателей. Но сегодня рынком продиктованы обстоятельства, когда большая часть малого бизнеса, микробизнеса перепрофилируется, переходит в сферу услуг, а в розничной торговле начинают превалировать крупные формы хозяйствования. И тут должны быть задействованы регуляторные функции, чтобы область могла и произвести продукцию, и донести её до покупателя.

- Сегодняшнее положение на рынке федеральных сетей поспособствовало тому, что местные производители сельскохозяйственной продукции имеют всё меньше и меньше возможностей в её поставке и реализации на прилавках федеральных сетей по тем ценам и в тех объёмах, которые их интересуют, - констатировал Юрий Михайлов.

А что предприниматели? «Местных бьют» - так или примерно так можно выразить основной тезис выступлений на рабочей группе двух присутствующих производителей сельскохозяйственной продукции.

- Общаясь со своими коллегами, знаю ситуацию в Татарстане, Ингушетии, Дагестане, - говорит Иван Пиреев, председатель совета регионального некоммерческого партнёрства крестьянских (фермерских) хозяйств «Вече». - Там такой ситуации с торговыми сетями нет. Там преимущество отдаётся развитию местных сетей, местных торговых сообществ и кооперативов, и они вытесняют федеральные торговые сети, а покупатель выбирает рублём то, что ему больше нравится. Патриотизм очень высоко ценится в этих регионах.

Новгородским производителям, по словам Пиреева, ничего не остаётся, как сотрудничать, зачастую на невыгодных условиях, с «тремя-четырьмя торговыми сетями, которые завладели более 80% площадей». Договоры на поставку продукции заключаются как бы в добровольном порядке. Протоколы разногласий ничего не дают – у торговых сетей есть выбор среди поставщиков.

- Особенно среди холдингов, - уточняет предприниматель. – Москва, Санкт-Петербург готовы предложить те условия, которые торговым сетям, в том числе и по цене, более интересны. Объёмы, которые они заявляют в торговые сети, более привлекательны, чем наши с десятками или сотнями тонн продукции. Сегодня продукция покупается очень легко в Санкт-Петербурге, на любой из баз, Софийской или Калининской, без всяких документов. Цена, например, на картофель составляет 7-8 рублей. Там не включены те затраты, которые мы несём: апробация полей, анализы, сертификаты, санитарные паспорта на автотранспорт и санитарные книжки водителей и так далее. Могу назвать десятки пунктов, которые заставляют нас брать на себя обязательства и гарантировать качество поставляемой продукции.

Отправляя торговым сетям свои предложения, хозяйство Ивана Пиреева называет возможную цену для реализации продукции в 10-13 рублей за килограмм. Торговые сети отвечают: цена высокая, не соответствует рынку.

- Мы вынужденно снижаем её до 7-8 рублей, и только тогда они высылают нам заявку, - продолжает предприниматель свой эмоциональный рассказ. – Но у нас есть кредиты, и мы не можем отдать их банку картошкой, мы вынуждены её продавать. Нас принудят сдать продукцию по той цене, которая выгодна торговым сетям. А ведь мы ещё, как кооперация, должны поставить продукцию других членов кооператива, что тоже несёт свои затраты. Не может себестоимость честной продукции быть такой низкой.

Говорит он и о необоснованных, на его взгляд, штрафных санкциях, к которым прибегают торговые сети - и Х5, и «Лента», и «Магнит», те, с которыми он работает. Впрочем, им не уступают и местные торговые сети «Квартал» и «Осень», которые, по словам предпринимателя, «нагибают нас в ту же сторону, что и федеральные».

Без понимания того, что сегодня нужно повернуться лицом к сельхозпроизводителю, без развития своих торговых сетей улучшения ситуации не будет, считает Иван Пиреев.

- Органы местной власти должны ужесточить требования к торговым сетям, которые находятся на территории области. Они получают максимальную прибыль, выводят денежные средства из оборота нашей области. А на полках мы видим не всегда качественную продукцию, не нашу продукцию. Мы видим варианты поставки, когда нашей продукции менее 5%, хотя на всех уровнях – и правительством, и министерством сельского хозяйства - говорится, что 20-30% торговых полок должны быть заняты продукцией местных сельхозпроизводителей. Продукция есть. И сегодня как никогда она может быть востребована. Покупатели в торговых точках, которые нам удаётся открыть, благодарны нам за продукцию, которую мы поставляем, они её берут и становятся патриотами, - заключает Иван Пиреев.

Предприниматель Денис Павлюк вроде бы даже пытается поспорить с Иваном Пиреевым: мол, конкуренция на самом деле есть и среди торговых сетей, можно не работать с теми, которые ставят палки в колёса, есть сети, которые ведут себя порядочно. Он основывается на своём опыте – работает более 10 лет с местными торговыми сетями и пять лет с крупными федеральными сетевыми фирмами.

Но, тем не менее, он соглашается со старшим товарищем, что есть проблемы, как с торговыми сетями работать. Многие вопросы приходится решать в ручном режиме. По его словам, постоянно приходится держать под контролем то, что происходит на приёмках и распределительных центрах торговых сетей.

Он подготовил три конкретных предложения, «которые можно внести в регулирование механизма нашей работы с сетями». Первое затрагивает проблему сезонности.

- В сезон, особенно весной, у нас заходит очень много импорта, - поясняет Денис Павлюк. - Причём сети начинают отказываться в пользу импорта от российской продукции. Хотелось бы, чтобы, когда есть предложение на рынке нашего местного продукта, импорту бы отказывали, не завозили. Зачастую случается, что мы просто вывозим на свалки кучи произведённой продукции в то время, когда сеть законтрактовалась на большие фирмы и на импорт, сделала предоплату и повезла продукцию. Когда менеджеры нам говорят: ребята, извините, у нас импорт, вы не продадите ни свой картофель, ни морковь, ни что угодно.

Во-вторых, предприниматель считает, что у сетей не должно быть такой уловки, как исправление накладных при приёмке.

- Сегодня действительно вопрос по поводу оплаты решён, практически все сети заплатят вам деньги вовремя, через десять дней после поставки. Но некоторые сети при приёмке исправляют накладные. Контроль качества таков – каждый раз нужно вскрыть одну коробку, сетку, упаковку. Соответственно, в накладной будет на одну единицу меньше. Сети исправляют накладную. И до тех пор, пока вы не предоставите оригиналы исправленных документов, не начнётся отсчёт количества банковских дней по договору для оплаты.

Третье предложение Дениса Павлюка касается наведения порядка в декларировании продукции.

- Сегодня декларируют где угодно. Декларации приходят из Дагестана, из Чечни, фирм, торгующих из Питера. Что там за продукция – зачастую непонятно, - говорит предприниматель. – Кроме того, в декларации есть сноска на ГОСТ. Но сети не закупают по ГОСТу. У каждой сети – свои требования. Они хотят свой размер, диаметр, цвет, который не соответствует ГОСТу. Но если у нас есть ГОСТ, то и в сети должна быть позиция, ему соответствующая. Всё остальное уже должно быть выше рынка – как премиум-сегмент, например. Иначе – для чего придуман ГОСТ?

Эти три вещи самим предпринимателям не побороть, заключает Денис Павлюк. Тут нужна поддержка и прокуратуры, и антимонопольной службы, позицию которой, к слову, в своём выступлении Иван Пиреев назвал пассивной.

Новгородское же управление ФАС со своей стороны уже с января нынешнего года проводило мониторинг соблюдения торговыми сетями требований положений закона о торговле. Были проведены внеплановые проверки 12 федеральных и трёх региональных торговых сетей, представленных на территории области, проанализировано более 180 договоров поставок и договоров возмездного оказания услуг.

Об этом сообщил Сергей Паньков, главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля УФАС. В ходе проверок были выявлены нарушения.

В торговой сети «Лента» устанавливаются различные размеры штрафных санкций для различных поставщиков за поставки некачественного товара. То есть торговая сеть «Лента» создаёт дискриминационные условия для поставщиков. В случае проверок УФАС это касалось поставщиков мясной и упаковочной продукции.

Сама торговая сеть «Лента» представила в управление пояснения о том, что установление различных размеров штрафных санкций при заключении договоров поставки связано с переговорным процессом в отдельности с каждым поставщиком. И такие условия договоров якобы принимались поставщиками в добровольном порядке.

- Управление с данной позицией сети «Лента» не согласилось, - говорит Сергей Паньков. - И в настоящее время антимонопольное расследование продолжено. А именно - управлением проводится опрос поставщиков – контрагентов торговой сети «Лента» о возможном навязывании им невыгодных условий договоров.

Кстати, в ходе мониторинга проводился и письменный опрос крупнейших региональных поставщиков о фактическом соблюдении торговыми сетями требований положений закона о торговле при исполнении договоров поставки.

- На основании предоставленных поставщиками сведений в отношении ООО «Ритм – 2000» (торговая сеть «Разница») были выявлены признаки нарушения закона о торговле по совокупному размеру вознаграждения по договору поставки и по договору возмездного оказания услуг, превышающего установленный законодательством 5-процентный барьер, - уточнил представитель новгородского УФАС.

За подобные нарушения возбуждаются только административные дела по месту совершения нарушения и нахождения юридического лица. Так как  договор поставки был заключён в Тверской области, новгородские антимонопольщики материалы на ООО «Ритм – 2000» для возбуждения административного дела по статье КоАП РФ направили в Тверской УФАС России.

Анализ форм типовых договоров с поставщиками, размещённых на официальных сайтах торговых сетей, показал, что это не более чем шаблоны. В них не указаны ни сроки оплаты за поставленный товар, ни размер вознаграждения за поставки товара, не прописаны штрафные санкции. Поэтому, говорит Сергей Паньков, изначально выявить в типовых договорах наличие условий, которые могут приводить к ущемлению прав поставщиков и производителей не представляется возможным.

Ну, а сами поставщики, как считает представитель УФАС, в общем-то, не торопятся в антимонопольную службу с жалобами на торговые сети.

По информации прокуратуры области, в результате проверок, проведённых антимонопольным ведомством в ООО «Ритм – 2000» и ООО «Лента», будет решён вопрос о назначении крупных штрафов от 1 до 5 млн. рублей.

По мнению Ирины Лебедевой, председателя регионального отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», необходимо пересмотреть закон о торговле в том плане, чтобы он чётко прописывал, сколько процентов в объёме реализуемой продукции в любой сетевой организации должно быть отведено для местного малого бизнеса.

Подводя итог заседания рабочей группы, первый заместитель прокурора области Виктор Тепляков сообщил, что будет принят дополнительный комплекс мер для усиления надзора за исполнением законодательства о торговой деятельности, соблюдения прав товаропроизводителей и поставщиков, предотвращения неправомерных действий торговых сетей. Прокуратурой области совместно с антимонопольным ведомством запланировано проведение проверок деятельности ряда крупных региональных торговых сетей при заключении договоров поставки продовольственных товаров.

Наталья МЕЛКОВА

Фото автора

Поделиться: