Легенда № 19
В минувшую пятницу в небе над Новгородским кремлём можно было увидеть уникальный самолёт времён Великой Отечественной войны - штурмовик Ил-2. Эта крылатая машина является вторым по-прежнему летающим самолётом этого типа в мире. Несмотря на то, что легендарных самолётов Ил-2 за годы войны было выпущено более 36 тысяч, в послевоенный период все они были отправлены в металлолом.
Единственный существовавший в советские годы музей авиации в подмосковном Монине получил такой уникальный экспонат только в начале 80-х годов после реставрации на одном из заводов КБ Ильюшина. За три года до этого на территории КБ установили памятник, на стелу которого был водружён макет знаменитого штурмовика Ил-2, основой которого стала реальная боевая машина. Оба этих самолёта были найдены на болоте Невий Мох в Новгородской области лётчиками лесной авиации Виктором Куцем и Владимиром Крохалевым. Весть об уникальной находке не без старания автора этих строк была доведена до ильюшинцев, и в 1977 году оба самолёта группой специалистов под руководством заслуженного лётчика-испытателя, дважды Героя Советского Союза В.К. Коккинаки были подняты из болота и отправлены в Москву.
Если первый Ил-2 подвергся лишь внешней реставрации и уже через несколько месяцев занял своё место на стеле памятника во дворе КБ, то второй реставрировали несколько лет, но до лётного состояния в то время, увы, довести не смогли. Если бы это удалось сделать, то именно наш, новгородский самолёт стал бы первым в мире вновь летающим Ил-2.
А Ил-2, показанный в нашем небе 24 мая, был поднят в 2011 году со дна озера Кривое в Мурманской области. Поиск и подъём штурмовика были осуществлены совместными усилиями поисковых групп «ФРОМ» и «ИКАР», фонда «Крылатая память Победы», а также сыновьями и дочерью пилота Ил-2 младшего лейтенанта Валентина Скопинцева.
При поддержке ПАО «ОАК» и Авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина Фондом содействия сохранению военно-исторических самолётов «Крылатая память Победы» был реализован проект по восстановлению исторического самолёта. Его реставрация осуществлялась в Новосибирске, на первом этапе – в мастерских ООО «Авиареставрация», а затем на площадях Сибирского научно-исследовательского института авиации (СибНИА) им. С.А. Чаплыгина. Пилотировал самолёт в первом полёте 16 июня 2017 года директор СибНИА лётчик-испытатель Владимир Барсук.
Ил-2 в годы войны получил название «летающий танк». Штурмовик имел бронекорпус, являвшийся несущей конструкцией. До этого ни один самолёт в мире не имел такого бронирования, которое в то же время являлось несущей конструкцией - основой фюзеляжа, к которой крепились консоли крыльев и хвостовое оперение. Это позволяло снизить общий вес самолёта при повышенной защищённости двигателя и пилота. Штурмовик имел достаточно мощное вооружение, состоящее из двух крыльевых пушек калибра 20 мм ШВАК (позднее – 23 мм пушек ВЯ, некоторое количество Ил-2 вооружалось двумя пушками НС-37), двух пулемётов калибра 7.62 мм ШКАС, одного пулемёта калибра 12,7 мм УБТ, точек подвески реактивных снарядов РС-82 или РС-132 и авиабомб. Максимальный вес бомбовой нагрузки – 600 кг, нормальный – 400 кг для самолётов, выпускавшихся с 1943 года. Взлётная масса – 6,3 тонны, максимальная скорость - 414 км/час, дальность полёта -720 км, практический потолок - 5,5 км. Экипаж – 2 человека (первые варианты 1941 года не имели второго члена экипажа – стрелка, что значительно снижало возможности самообороны от атак истребителей).
Особенности боевого применения штурмовика - работа с малых высот при сильной противовоздушной обороне противника и противодействии истребительной авиации, прикрывавшей немецкие войска, - обуславливали высокие потери самолётов этого типа. По печальной статистике войны потери Ил-2, несмотря на их относительно высокую защищённость, почти в два раза превышали потери истребителей и бомбардировщиков. Например, с августа 1942 года по май 1943 года на одну безвозвратную потерю приходилось 69 боевых вылетов у истребителей, 48 – у бомбардировщиков и только 26 – у штурмовиков. Лётчики-штурмовики гибли в среднем после 8-10 вылетов, стрелки – после 3-5.
К сожалению, воздушный стрелок Ил-2 был практически не защищён бронекорпусом: его кабина находилась вне броневой защиты, в хвостовой части фюзеляжа, представлявшей фанерно-деревянную конструкцию. Но не будем о грустном...
Штурмовики Ил-2 были настоящими солдатами неба. Их героические экипажи выполняли свою задачу, прорываясь через огонь зениток, отбиваясь от истребителей. Возвращались на аэродромы битыми-перебитыми, но снова вставали в строй после ремонта и громили врага, приближая Великую Победу.
Экипаж штурмовика Ил-2 с бортовым номером 19, о котором пойдёт речь дальше, получил от военной судьбы самую ценную награду – жизнь. И пилот самолёта, младший лейтенант Валентин Михайлович Скопинцев, закончивший войну старшим лейтенантом, и воздушный стрелок, краснофлотец Владимир Иванович Гумённый, начав воевать в 1943 году, прошли огонь, воду и медные трубы, выжили в пекле войны, дошли до Победы и прожили потом долгую мирную жизнь.
В тот день, 25 ноября 1943 года, две эскадрильи 46-го штурмового полка Северного флота получили приказ атаковать финский аэродром Луостари, на котором базировалась 5-я истребительная эскадра «Айсмеер» - подразделение истребителей люфтваффе. На подходе к цели штурмовиков встретили 25 истребителей Ме-109. У младшего лейтенанта Валентина Скопинцева это был всего третий боевой вылет, у стрелка Владимира Гумённого – второй. В воздухе завязалась настоящая «собачья свалка». Дым разрывов и пожаров внизу, трассы авиационных пушек и разрывы зенитных снарядов в небе, круговерть самолётов... Казалось, что отсюда живыми не выбраться. Но удача любит смелых. Несмотря на ранение, стрелок Гумённый меткой очередью снял с неба атакующий Ме-109. Каким-то образом вывалились из боя. «Ильюша» был подбит, но всё ещё держался в небе. Тянул за собой дымный след, и всё же кое-как цеплялся за воздух. Внизу - белая гладь озера. Не выпуская шасси, приледнились, выбрались из самолёта, добрались к своим. А боевую машину проглотила озёрная глубина.
Там Ил-2 и дождался своего часа, чтобы через семьдесят четыре года снова взлететь в небесную синь. Жаль, что до этой минуты совсем немного не дожил его экипаж...
После возвращения в часть лётчик и стрелок получили новую боевую машину и продолжили боевой путь. Славный путь! После пяти боевых вылетов Владимир Гумённый был удостоен первой боевой награды - ордена Отечественной войны 2-й степени. Вот выдержка из наградного листа:
«25.11. 1943 г. При ударе по аэродрому Луостари с мл. лейтенантом Скопинцевым принял участие в уничтожении 2-х самолётов на земле и одной точки зенитной артиллерии. В этом же полёте краснофлотец Гумённый , будучи раненным на подбитом самолёте, самоотверженно отражал атаки истребителей и сбил самолёт противника Ме-109...
За совершение пяти боевых вылетов, за участие в уничтожении одного 2-х этажного дома, 2-х самолётов на земле, одной точки ЗА, потопление крупного транспорта противника и за лично сбитый самолёт противника Ме-109 достоин правительственной награды – ордена Отечественной войны 2-й степени.
Командир 46 ШАП ВВС Северного флота майор Павлов».
После 36 боевых вылетов воздушный стрелок Владимир Гумённый, ставший сержантом, получит вторую высокую награду: орден Красного Знамени. Приказ о награждении подписан 15 октября 1944 года. К этому времени его боевой счёт значительно пополнится.
В мае 1945 года командир 46-го штурмового Краснознамённого авиаполка майор Павлов подписывает на заместителя командира 2-й авиаэскадрильи старшего лейтенанта Скопинцева Валентина Михайловича представление на звание Героя Советского Союза. К тому времени старший лейтенант Скопинцев уже имеет три ордена Красного Знамени и медаль «За оборону Заполярья». В наградном листе представлены 25 боевых эпизодов. В резюме к приказу значится: «За дерзкие и активные действия на коммуникациях противника, в результате которых лично потопил 3 транспорта противника водоизмещением 14-16000 тонн, 3 мотобота, 1 самоходную баржу, повредил один СКР (сторожевой корабль – А.О.), уничтожил 209 солдат и офицеров противника, 2 самолёта, 3 склада с боеприпасами, 2 причала, 9 автомашин, 1 автоцистерну, 3 повозки с грузом, 5 жилых домов, 1 точку зенитной артиллерии, подавил 1 минометную батарею, 1 точку ЗП (зенитный пулемет – А.О.), 1 батарею среднего калибра, вызвал три очага пожара, обеспечил потопление 4 транспортов общим водоизмещением 23-25000 тонн, 1 тральщика, 1 вспомогательного судна 600-800 тонн водоизмещением, группой повредил 1 транспорт 2000 тонн водоизмещения.
За образцовое выполнение заданий командования и проявленное при этом мужество, отвагу и геройство достоин высшей правительственной награды, присвоения звания «Герой Советского Союза».
Высшее командование по неизвестным автору причинам представление к званию «Герой Советского Союза» не утвердило. Старший лейтенант Скопинцев В.М. был награждён орденом Ушакова 2-степени. Приказ об этом подписал 1 августа 1945 года командующий ВВС Северного флота генерал-лейтенант Андреев.
Счастливой оказалась судьба героического экипажа Валентина Скопинцева и Владимира Гумённого, прошедшего всю войну до Победы. Счастливой оказалась и судьба самолета Ил-2 с бортовым номером 19: он снова в небе.
Александр ОРЛОВ
Фото автора, Марины Лысцевой и с сайта МО РФ