Как играючи запомнить?

Учительские лайфхаки к ЕГЭ по русскому языку.

Школьная мнемотехника -  подчас кажущиеся бессмысленными стишки или скороговорки, в чьих рифмах и ритмах зашифрованы правила, которые следует заучить и запомнить, - существует с давних пор. Некоторые из них дошли до нас с гимназических или бурсацких времён. Они реально помогали учащимся. Во всяком случае, тем, кто обладает образным мышлением. Что до внешней нелогичности этих рифмовок, в том не было беды: кто помнит своё детство, знает, что «бессмысленность» дразнилок или хулиганских стишков не только никого не смущала, а скорее наоборот - всё это запоминалось куда быстрее, чем чудесные стихи классиков.

Я предлагаю оригинальный  и неплохо зарекомендовавший себя на деле способ усвоения  группы орфографических правил по теме «Чередования гласных в корне». Слова на эти правила часто встречаются в контрольных диктантах и в заданиях ВПР, начиная с 5-го класса. Не запомнив их, невозможно решить задание №9 ЕГЭ по русскому языку.

Я предлагаю разделить все чередования в корне на три подгруппы.К первой отнесём правила, в которых  написание гласной зависит от ударения. Заметим, что орфографические правила «работают» только для тех слов, в которых гласные находятся в безударном положении, то есть когда у нас возникает сомнение: писать а или о? В ударном положении вопросов не возникает: вместо слова загар не напишешь загор.

 1. В корнях, связанных с горением,

в случае сомнения

О  пиши без промедления:

загОреть , угОреть.

 

2. ТВОР или ТВАР?

Если неясно,

«твОри» О,

не гадай напрасно:

твОрить, сотвОрить

Искл.: утвАрь.

 

3. В корнях ПЛОВ – ПЛАВ,

где есть вода,

в «мутном» случае только А.

Например: сплАвлять, поплАвок.

Искл.: плОвец, плОвчиха.

 

4. ЗОРЗАР – засомневался?

Ква –ква рисуй  А:

зАря, озАрять

 

Вторая подгруппа правил требует от нас просто посмотреть на букву, которая находится за корнем:

 

  1. КЛАН - КЛОН?

то-то и онО,

что в спорном случае

перед Н – может быть только О:

склОнение, наклОниться.

 

  1. ЛАГ – ЛОЖ?

И здесь немудрено:

перед  Г пиши  А,

а перед  Ж «полОЖи» О.

ПрилАГать, слОЖить.

 

  1. В корнях, связанных с ростом,

перед ст и щ

в неясных случаях «вырАстет» А:

            рАсти, вырАщивать

Искл: РоОстовщик РОстислав уехал в РОстов.

 

  1. СКАК – СКОЧ?

Грациозно и легко перед

перед Ч «выскОЧит» О,

а перед Ка  - Аа:

скАкать, вскОчить

Искл.: скАчок, скАчу.

 

  1. Если в слове суффикс А,

в корне И пиши всегда.

Вот пример – запоминАй:

ноги вытЕрвытирАй,

а также:

выбЕру – выбИрай,

выдЕру – выдИрай,

выжЕг – выжИгай

запЕр – выпИрай,

замЕр – замИрай,

застЕли – застИлай,

блЕстел – заблИстал,

отнИмал, проклИнал.

И ещё:

вычЕсть – вычИтание.

Исключение: сочЕтать, сочЕтание.

 

К третьей подгруппе относятся слова, правописание которых зависит от их значения.

  1. Корень МОК  воду пропускает,

а корень МАК – в воду окунает.

ПромОкнуть под дождём,

Но мАкать печенье в молоко.

 

  1. Если ровный, гладкий,

пиши РОВН – и все в порядке.

А если что-то ничем не отличается,

РАВН писать полагается.

Например:подрОвнять волосы (сделать ровными, гладкими),

но урАвнять в правах  (поставить знак равенства между ке-то)

Искл.: рАвнина

 

Чтобы запомнить правила о чередованиях в корне, я рекомендую читать рифмовки не только про себя, но и вслух. Желаю успехов!

 

А.Г. ГУСЕВ, учитель русского языка                                 

 

Поделиться: