Золотой мой человек...

В городе Нур-Султан - более семи чудес света.

Поездка в столицу Казахстана выпала мне не совсем случайно. Был очень рад, что отобрали среди пишущих журналистов на освещение 5-го Международного фестиваля классической музыки и конкурса юных пианистов «Astana Piano Passion».

Впервые в жизни довелось лететь в эту среднеазиатскую страну. И вот первое и генеральное впечатление: в головах у россиян в отношении бывшей союзной республики царит не совсем верное представление. По сложившемуся стереотипу, заграница – это  Европа, Египет, Таиланд… Тем временем на бескрайних просторах Великой  степи, практически на пустом месте, вырос удивительно современный город, со множеством достопримечательностей и национальным колоритом.

Шатёр в степи

Название Нур-Султан - совершенно свежее. До марта этого года город «светлой власти» назывался Астана. Ещё ранее, в 90-е, его можно найти на картах как Акмола. В советские времена в 1961 году казахский Акмолинск был громогласно переименован в Целиноград. Собственно, построенный  посреди целины краевой центр никуда не делся. Его теперь зовут «старый город», и на автобусе  маршрута №15, проехав несколько остановок, можно оказаться среди привычных нашему взору жилых панельных многоэтажек, «пятёрочных» магазинов, простецких кафе и столовых.

А вот в новом городе - всё новое. Казахстан решил построить себе ещё одну столицу, на замену Алма-Ате, и не пожалел на это сил и средств. Были привлечены лучшие архитекторы, строителям были поставлены серьёзные задачи, и сегодня приезжему человеку предстаёт что-то похожее по размаху строительства на Абу-Даби и Лас-Вегас, но с казахской спецификой. Гигантский шатёр «Хан Шатыр» с торговыми центрами и бассейном, 97-метровая стрела в небо «Астана-Байтерек», символизирующая новый этап в жизни казахского народа, Дворец мира и согласия в виде пирамиды,  поющие фонтаны, парк влюблённых, Дворец независимости, мечети «Хазрет Султан» и «Нур-Астана» расположились в степном пространстве на почтительном расстоянии друг от друга. Очень красиво, и ни один объект не загораживает другой.

Пешком, правда, не управиться. Стремительно растущая в последние годы Астана нарушила вековые правила пошаговой доступности объектов в одном микрорайоне агломерации, и к новым пространствам привыкнуть не просто. По новому городу, как  и в Париже, курсирует двухэтажный автобус для туристов. Он делает остановки возле самых интересных достопримечательностей: океанариум, университет, триумфальная арка, Дворец творчества «Шабыт» и другие. Велосипедные стоечки, как и в Брюсселе, позволяют туристу брать двухколесный транспорт напрокат по карточке. Кстати, если менять «коней» почаще, то можно передвигаться по столице Казахстана бесплатно. Такси, как и в Москве, приходили по вызову через известное приложение на смартфоне за пару минут. Паста в уличном ресторанчике с навесом и зонтиками, как и в Риме, благоухает приправами средиземноморской кухни. В ста метрах от него гостей ждёт немецкий  «дворик», где меню точь-в-точь как и в Берлине: с разливным пивом и баварскими сосисками. Телевизор в отеле, как и в Лондоне, на две сажени в ширину, а сантехника - словно вчера привезена из Мадрида.

Проехал кольцо по городу, заняв удобное сиденье с наушниками на втором этаже автобуса. Послушал экскурсию, визуально ознакомился с «Французским двориком», Бейджин-сараем (Пекин-дворец) и многими другими небоскрёбными фишками для туристов. Понял, что в казахской столице количество архитектурных достопримечательностей  просто зашкаливает. Мне не хватило десяти пальцев, чтобы пересчитать все эти чудеса света. На осмотр города требуется не меньше недели, а у нас было только три дня, причём   наполненных в основном звуками классической музыки и увлекательным конкурсом  юных виртуозов. Но так как информации о жизни в Казахстане у россиян мало, а интерес велик – ну, как там?!! – то продолжу о необычном городе и соседней стране.

На крылатом барсе

В отличие от России, национальная политика в Казахстане формируется активно. Намечены как стратегические задачи, так и тактические шаги. Под идеологические выкладки подводится историческая подоплёка. Вот, например, даже в Москву и Казань в этом году привозили «Золотого человека». Первого сакского воина в золотой одежде археологи откопали близ Алма-Аты ещё в 1970 году, но лишь с обретением РК независимости «Золотой человек» на крылатом барсе стал национальным символом казахского народа. Духовное обновление и единение всех казахов при укреплении суверенитета позволит им выйти на новые рубежи в экономике и политике. Это следует из президентской программы Нурсултана Назарбаева, в честь которого город  получил очередное новое имя.

Словом, народ вдохновили, цветущий город-сад уже построили, осталось только… его заселить.  Астана ещё в 2017 году преодолела планку в миллион жителей и продолжает строиться, да так, что главное впечатление у туриста – в Нур-Султан срочно нужно ещё 2-3 миллиона человек. Ниспадающую кривую численности населения 90-х Казахстану удалось развернуть в начале нынешнего века вверх, и сейчас здесь проживают рекордные 18 млн. человек. В советские времена было 14–15 млн. Правда, по плотности населения Казахстан всё равно только на 184-м месте в мире.  Мы ходили по улицам нового города и замечали, что пешеходов немного, что новые рестораны и развлекательные центры в мае простаивают, хотя улицы города уже залиты солнцем, а быстротечный дождь превращает асфальтовые отражения «сараев» в золотые. Виной тут, правда, и рамадан – почти весь май мусульмане соблюдают пост, в ходе которого в дневное время ни пить, ни есть нельзя.

Юные пианисты заканчивали музыкальные состязания поздно вечером, так что мы отправлялись в поисках ужина тоже уже после захода солнца, но даже в казахских ресторанах было не всегда многолюдно. Мои московские коллеги с удовольствием пили кумыс, хвалили шурпу, манты и другие блюда среднеазиатской кухни. С трудом представляю себе француза с пиалой в руке, наслаждающегося жёлтым чаем с травами и приправами «по-ташкентски», а я ничего, пил да похваливал.  А ещё очень хотелось заглянуть на восточный базар, где было бы шумно, где можно торговаться и пробовать восточные сладости, купить горсть орехов, но такой возможности в новом городе нет.

Русское население Казахстана продолжает убывать. Если в советские годы здесь проживало до 48% русских, то к 2009 году их осталось 23,7%, а на начало 2019 года – 19,23%. Переход на латинский алфавит может спровоцировать и новый отток. Среди русских достопримечательностей в Нур-Султане можно назвать разве что Успенский собор, он в старой части города, в квадратном окружении многоэтажек.

Туристический бизнес занимает в Казахстане лишь 0,3% от ВВП страны. Будем надеяться, что это временное явление. Возможно, массового туриста пугают европейские цены в столичных отелях и ресторанах на фоне вселенского кризиса. Американские санкции над Казахстаном не довлеют, пока были только угрозы, но заработки здесь невысокие. Впечатление такое, что работодатель на весь евразийский континент один.

Между тем, слово «дешевле» продолжает быть ведущей движущей силой при формировании туристических вояжей. Это актуально для всех народов, даже и для западноевропейских. Что, если Казахстан вдруг облюбуют китайцы? Вопрос очень интересный. При президенте Назарбаеве Казахстан не раз выступал в СНГ как ведущая интеграционная сила. Было похоже, что на постсоветском пространстве формируются четыре разные модели государственного и социального устройства, и это создаёт конкурентную среду в борьбе за миграционные потоки. У Казахстана были шансы выиграть в таком соревновании, но не хватало инфраструктуры. Теперь таковая есть, по крайней мере, в столице.  Есть ещё и время показать Москве, где большие зарплаты зимуют…

Форте, пиано!

Если город умеет приютить у себя странствующих музыкантов, то будьте уверены, он будет всегда процветать. Фестиваль классической музыки с конкурсом юных пианистов был учреждён в Астане в 2012 году. Денис Мацуев, пианист с мировым именем, нашёл здесь прекрасную площадку для проведения задуманного им мероприятия мирового масштаба. Всего за семь лет Astana Piano Passion выдвинулась в тройку лучших по рейтингу конкурсов классической фортепианной музыки. Во-первых, участникам фестиваля и юным конкурсантам в возрасте до 18 лет на неделю предоставили шикарное здание «Астана Опера», шедевр архитектурной мысли итальянца Ренато Аркетти. Молодым талантам оплатили проезд из дома до столицы Казахстана, проживание, устроили бесплатные мастер-классы с ведущими преподавателями мира по классу фортепиано. К их услугам был симфонический оркестр, способный играть под солиста сложные партитуры таких композиторов, как Прокофьев, Шостакович, Шопен, Сен-Санс. И прекрасный инструмент! Из инсайдерской информации: настройщики фортепиано до того долго и тщательно готовили рояль к концертам, что… утомились и уснули прямо под ним.

Ни один из выступавших не остался без подарка. Были оглашены приглашения на другие конкурсы по всему свету, на учёбу в престижные музыкальные школы. Стоит ли удивляться, что на конкурс при таких условиях просились сотни музыкантов со всех континентов, и жюри удалось собрать лучших из лучших. Когда задумались о вручении гран-при, то жюри смогло позволить себе не выбирать, а вручить сразу две высших награды по миллиону тенге.

Классическая музыка и сегодня является делом престижа для многих, и особенно ведущих государств мира. Тут ставки, пожалуй, не меньше, чем в спорте. Наблюдается бурный рост талантов в Китае. На конкурсе Astana Piano Passion 2019 представители КНР были очень заметны, они искали тропки к сердцам зрителей через самые чудесные, самые популярные произведения европейских композиторов. Очень интересно выступила украинская пианистка Анна Небаба. Казахстанскую школу успешно представила Алия Асанова. Однако с россиянами им соревноваться пока трудно. Всё же авторитет советской школы фортепианного искусства не растерян. Воспитанники Центральной детской музыкальной школы при Московской консерватории им. П.И. Чайковского каждый раз демонстрировали безупречную технику исполнения и выдавали яркие интерпретации.

Американскую школу представлял 14-летний Адриан Ромофф с блестящим исполнением первого концерта для фортепиано с оркестром Фредерика Шопена. В штате Джорджия, где он живёт, один из майских дней празднуют как «День Адриана Ромоффа» в знак его заслуг в исполнении и популяризации музыкальной классики. И вот такому титулованному пианисту из США вынужден был противостоять 12-летний Пётр Акулов. Концерт для фортепиано с оркестром №2 Камиля Сен-Санса был исполнен им столь виртуозно, что профессиональные пианисты разводили руками: «Как, как можно так быстро исполнять пассажи?!». Зрители отдали явное предпочтение игре россиянина, ему пришлось дважды выходить на поклон к жителям казахской столицы из-за шквала аплодисментов, и, казалось, дело решено: гран-при будет за Россией. Но в дело вмешалась, видимо, политика. Победителями объявили двоих, что случается  редко. Это всё равно что признаться в собственном бессилии перед талантами или перед обстоятельствами.

Бог любит троицу

Маэстро Денис Мацуев, художественный руководитель конкурса, на пресс-конференции словно извинялся: «Да не придавайте вы большого значения, кто первый, а кто потом. Это весьма условно. Классика победила, классическая музыка, и это главное».

Позволю себе тогда присудить и третий Grand Prix, от журналистов: городу Нур-Султан за его беспримерное гостеприимство.  И – мелкая деталь: место проведения следующего конкурса серии Piano Passion  пока не оглашено. Поживём – услышим.

Юрий КРАСАВИН

Фото автора

 

Поделиться: