Жемчужина без перламутра
В стиле импрессионизма
Не успели мы, изрядно промокшие под дождём, удобно расположиться на скамейке за деревянным столом в кафе и заказать обед, как на улице распогодилось. За широким окном проглянули не только часть главной городской площади у Троицкого собора, укрытой до этого плотной дымкой из дождя и тумана, но и дальше, в просветах между прибрежными деревьями, в нескольких километрах от нас, очертания Иверского монастыря с золотыми куполами Успенского собора на Сельвицком острове Валдайского озера.
Мы решили, что сейчас быстренько перекусим и снова отправимся на бережок, чтобы оттуда, через озеро, всё-таки снять панораму монастыря, который во время прогулки был совсем неразличим из-за туманной завесы.
Но этому не суждено было сбыться. Дождь, передохнувший несколько минут, вновь забарабанил по карнизам окон, по навесу над входом в кафе, сначала редкими каплями, разбрызгивая лужи на тротуаре и асфальте проезжей части, затем снова пошёл стеной, и, частично растворяясь в тёплом воздухе, вновь окутал густым туманом площадь, сомкнул небо и землю, превратив берег, озеро и обитель на острове в сплошной молочно-белый фон.
Нам немного не повезло – ливни второй день испытывали Валдай. Но, может быть, погода, как художник-импрессионист, даже поспособствовала тому, чтобы несколько размыть, скрасить облик города.
Железное примирение
- Так вы хотите написать о благоустройстве? – переспросили коллеги из местной газеты и, выкатив на принтере карту города, обозначили на ней несколько мест, которые могут нас заинтересовать. К первому объекту – «скамье примирения» на улице Гоголя - нас даже проводили.
Скамейка эта, действительно, симпатичная. Даже милая. Две фигуры – мужская и женская, выполненные из металлических труб. Необычно, забавно.
И это не единственное украшение, подаренное городу Валдайским механическим заводом. Витая решётка, окружившая старую водонапорную колонку, превратила её в настоящий памятник гидроузлу уличного значения. К нему мы дошли по улице Луначарского, минуя ухоженное здание Музея уездного города.
В этом музее, который всем приезжающим в Валдай советуем обязательно посетить, развёрнута великолепная экспозиция истории старинного русского города и быта горожан. Не менее уникальны представленные здесь предметы, относящиеся к истории Иверского Святоозерского монастыря, основанного патриархом Никоном.
Новгородский митрополит, взойдя в 1652 году на патриарший престол, вознамерился основать в России монастырь по подобию Иверского монастыря на святой горе Афон. При нём валдайская обитель приобрела великую славу - в свой Иверский монастырь на Валдае патриарх перевёл из упразднённого в Белоруссии оршанского Кутеинского монастыря типографию, здесь была собрана уникальная библиотека, процветало производство изразцов, и эти изделия стали украшениями не только местных храмов, но и московского Воскресенского монастыря.
Об этих красивейших местах реформатор русской церкви Никон сказал: «На небесах у Бога есть рай, а на земле у нас есть Валдай!».
А мы в музее с удовольствием посмотрели ещё и выставку фоторабот Тимофея Шутова. Того самого жителя Валдая, администратора сайта valday.com, который «создал» Валдайский метрополитен. Карта-схема с красной, синей, зелёной и голубой ветками существующего в виртуальном пространстве Валдайского метро отражает реальные городские места. Как сказал сам Тимофей Шутов, это «графически оформленный список местных топонимов, по сути – настоящий путеводитель по Валдаю».
Но реальные признаки метро тем не менее начали появляться и в городском пространстве – указатели станций стал устанавливать поддержавший идею Валдайский механический завод, который за это пристрастие местные жители даже шутливо прозвали метростроительным.
На фотографиях Тимофея Шутова – природа Валдая и других мест, где он побывал. Но не обошлось и без доли юмора. Шутов напомнил о подземке, предложив «Валдайские оконные наличники как образцы оформления наземных вестибюлей Валдайского метрополитена».
Поглядывая в сторону противоположного берега, где по-прежнему в туманной пелене лишь угадывался силуэт Иверской обители, под моросящим и всё усиливающимся дождём мы обошли благоустроенную прибрежную променадную зону – с приведённым в порядок небольшим парком, разноцветными конструкциями детской площадки, пешеходной аллеей с массивными скамейками. Долго следовали за одинокой молодой парочкой в жёлтых дождевиках, скормившей пару пшеничных батонов многочисленным уткам, чайкам и голубям, обитающим в этом злачном, благодаря туристам, местечке. Драчливый птичий базар чувствовал себя по-домашнему, а голуби даже не постеснялись взгромоздиться на спину девушки, когда она присела у воды, чтобы подбросить крошки юному утиному выводку.
Если цветистые пятна малых форм зоны отдыха показались чуть крикливыми (может быть, из-за несоответствия погоде), то домики на протянувшейся вдоль парка Февральской улице, где в своё время обосновались в том числе и известные москвичи (например, Александр Абдулов), вернули идиллическое ощущение уютного провинциального городка.
Кофе с корицей, удобства на улице
- Нет, руки здесь не вымыть, а туалет – общественный, платный – на соседней улице, за углом, но это недалеко, - информировали мы, уже разведавшие обстановку, двух пожилых интеллигентного вида женщин, похожих на учительниц, вежливо спросивших разрешения присесть за наш стол на скамью напротив. Маленькая кафешка, всего мест на 16, в дождь и обеденный перерыв была переполнена.
Женщины оказались москвичками. Мы вместе с ними посетовали на непогоду. И выслушали восторги путешественниц по поводу красот Валдая и мягкие упрёки за «неухоженность» города.
- Мы здесь в первый раз. Открываем для себя Валдай. Монастырь очень красивый. Мы остановились в гостинице Валдайского национального парка. А вы были в его офисе? Там такие великолепные экспозиции – и природа, и ландшафт! Обязательно побывайте там – впечатления чудесные! Теперь мы отправимся в Музей уездного города – наверно, там много интересного. Жаль, что город бедный, не как монастырь, где всё восстановлено, чистенько, прибрано, он как новенький. А город нет – он требует ухода…
- Вам в капучино корицу добавить? – спросила у нас подошедшая девушка, исполняющая в кафе роль и кассирши, и официантки.
Вот такие контрасты в «Баварии», подумали мы - рукомойника нет, зато могут предложить некоторые гурманские изыски. В сложившейся ситуации это можно считать неплохим комплиментом от заведения.
Но тут, впрочем, был и повод усомниться в правдоподобности рассказа валдайского журналиста о том, как посетившие недавно Валдай представители города-побратима Каньон-Сити из американского штата Колорадо никак не могли найти места, где утром можно испить чашечку кофе. «Кофе они захотели, в Валдае, рано утром», - посмеивался наш коллега. Не знаю, почему американцам было не отправиться в «Баварию», здешний кофе оказался очень даже приличным. Может быть, утро у них было слишком ранним.
Без баранок, форели и шабли
Гостеприимные коллеги, встретившие нас с дороги чайком, похвалили привезённый новгородский торт, а я их угощение - хрусткие сушки.
- Валдайские баранки? - спросили мы.
- Нет, питерские.
- А что, Валдай теперь баранки не печёт?
- Не печёт…
А ведь этот гастрономический бренд, можно сказать, закрепил за Валдаем ещё Радищев в 1790 году, подробно расписавший в своём «Путешествии из Петербурга в Москву» любвеобильных валдайских красавиц, не преминувший сказать: «Кто не бывал в Валдаях, кто не знает валдайских баранок и валдайских разрумяненных девок?».
Ему, спустя тридцать пять лет, вторил Пушкин, посылая своему другу Соболевскому письмо, или, как он его назвал, «Itineraire (путеводитель) от Москвы до Новагорода»: «У податливых крестьянок (Чем и славится Валдай) К чаю накупи баранок И скорее поезжай».
Сразу вспомнились вкусные пожарские котлеты, которыми нас потчевал Торжок в «Столовой №1». Этот бренд ныне тверскому, но бывшему новгородскому Торжку подарил именно Александр Сергеевич, наставляя в том же «путеводителе» своего друга: «На досуге отобедай У Пожарского в Торжке, Жареных котлет отведай (именно котлет) И отправься налегке».
Жаль, по дороге в Валдай мы не остановились в Яжелбицах. Не знаю, нашли бы мы там свежие «форели», чтобы воспользоваться рекомендацией Пушкина: «Тотчас их варить вели, Как увидишь посинели, Влей в уху стакан шабли».
А вот обещанной Александром Сергеевичем в Валдае сельди (кто знает, какую солёную местную рыбку подавали поэту-гурману) мы не увидели. Зато потолкались вместе с жителями города, спешащими купить привезённую морскую рыбу, в ставшей традиционной по четвергам, как нам пояснили, очереди на центральной улице, прилегающей к главной площади.
Впрочем, вяленую местную рыбку во время прогулки мы всё же обнаружили – на крохотном лоточке среди мокнущих под дождём детских колясок и велосипедиков у магазина детских товаров.
«Ушки», «яски» и «саркофаг» на площади
Мы присматривались к Валдаю, как к старому другу, с которым давно не виделись. Над старым другом при встрече можно подтрунивать: «Да, постарел. Но возмужал. Выглядишь неплохо. Улыбку голливудскую сделал. Седина, правда, появилась, но зато причёска новая. А волосы красить не пробовал?».
Милый «старый друг» Валдай, конечно, изменился. Но подтрунивать над ним не хотелось. Проступающие морщины и ветшающая одежда стареющих городов у меня всегда вызывают щемящие чувства.
Время, как правило, не красит – ни людей, ни творения их рук. Но думалось лишь об одном: в любом случае лишь человек остаётся хозяином положения – и в том, что касается его личного физического состояния и внешнего вида, и среды его обитания.
Стоя на высоком крыльце Музея уездного города, можно было не уклоняться от фонтанов воды, бьющих из-под колёс мимо проезжающих автомобилей. Зато как на ладони была видна вся огромная главная городская площадь – Свободы, или по-старому Базарная. Лицо города.
Слава Богу, этому историческому месту Валдая далеко до практически абсолютно разрушенного исторического центра Выборга, где я недавно побывала. Руководство Ленинградской области даже выдвинуло тезис о том, что исторический квартал, в силу невозможности его восстановления, нужно просто снести, что вызвало набирающую силу бурную дискуссию.
Но и сравнить «лицо» Валдая с превращённым в игрушечку историческим центром, например, Торжка, о котором я уже упоминала, невозможно.
Нет, она не безобразна главная площадь Валдая. И то, что город стараются приводить в порядок, – видно. Справа на площади – нежно-розовая доминанта колокольни Троицкого собора. За ним – ухоженный мини-парк с комплексом Вечного огня. Площадь свежезаасфальтирована, оборудованы остановки. А то, что дождевые потоки с площади стекают и, соединяясь с журчащими ручьями, несущимися по уклону перпендикулярной улицы Луначарского, направляются в сторону берега Валдайского озера, – дело в ближайшем будущем поправимое. При исполняющем обязанности губернатора Андрее Никитине доведены до логического завершения предпринятые экс-губернатором Сергеем Митиным попытки получить федеральные средства на восстановление валдайского коллектора.
Вдоль площади расположены симпатичные здания, как, например, кафе «Бавария» (правда, без санузла внутри - вот же, зацепило), с опознавательным знаком Валдайского метрополитена – станция метро «Город». На отходящей от площади улице Октябрьской внимание привлекает необычная архитектура кафе «Урарту», стилизованного под южно-азиатскую крепость.
Но…
В целом площадь производит впечатление какой-то незавершённости и неряшливости. По-видимому, довольно продолжительное время её украшает нарисованный на баннерной ткани фальшфасад длиннющего здания – камуфляж скрыл целый комплекс бывших купеческих домов, возможно, готовящихся к реставрации.
Напротив собора Святой Троицы раньше располагался рынок, и торговые ряды были этаким милым историческим элементом уездного городка. Сейчас ряды снесены, но взамен ничего не появилось, и эта часть периметра площади представляет собой заброшенный пустырь. Над ним, с улицы, расположенной выше, нависают унылые стены бывшего универмага, ныне торгового центра, с разноцветными пятнами вывесок.
Кстати, о вывесках. Они, разношёрстные, налепленные на некоторых фасадах в хаотичном порядке и в неимоверном количестве, придают зданиям абсолютно вульгарный вид. А «МТС», к примеру, размещая вывеску своего «офиса» на одном из зданьиц на площади, и вовсе прикрыл баннером лишь часть ржавой металлической решётки. Экономия – дело хорошее, но не настолько же.
Прямо напротив аккуратного здания Музея уездного города, являющегося филиалом федерального государственного учреждения – Новгородского музея-заповедника, и поэтому, наверно, содержащегося в идеальном порядке, находится близкое по архитектурному стилю сооружение. Это угловое здание завершает с одной стороны площадь Свободы. Завершение, мягко говоря, неказистое. О том, что в этом бывшем двухэтажном особняке в не очень давние времена располагался торговый центр, говорят сохранившиеся вывески. Правда, какие товары рекламировались, понять уже трудно, буквы стёрты, в наименованиях остались лишь «яски» и «ушки». Тротуарчик у заброшенного здания и входная лестница заросли травой.
Бывшая улица Посадская, теперь именуемая Народной, уходящая влево от музея и как бы продолжающая площадь, тоже явно нуждается в обновлении. Здесь расположены старые дома – это сохранившийся квартал старинного уездного города. Прогуливаясь, мы вспоминали средневековые немецкие городки Люнебург и Херфорд, где бывали на Ганзейских днях. Там приятно было отметить, как бережно отнеслись к восстановлению обветшавших и разрушенных зданий или их частей: вставки из нового кирпича, элементы украшений фасадов – лепнина, решётки, карнизы – после реконструкции выглядели аутентично.
Может быть, поэтому особо смутил и новый вид ресторана «Дар Валдая» на площади. Объект этот, честно говоря, и не был никогда шедевром архитектуры. Но сейчас обновляют его фасады, и одетое в серую плитку здание, да простят меня валдайцы за некорректное выражение, стало похоже на огромный унылый саркофаг, воспринимающийся совершенно чуждым элементом в этом пространстве. Может быть, затевая ремонт, стоило подумать - с прицелом на перспективу - о концепции реконструкции всей площади, с приведением в порядок всех расположенных на ней зданий, сносе странных ненужных, захламляющих её строеньиц, чтобы это историческое место приобрело настоящий вид площади старинного русского уездного города, где могла бы быть сосредоточена в том числе и вся туристическая жизнь. А «Дар Валдая», вместо того, чтобы превратить его в серую коробку, можно было бы обновить, допустим, в псевдоклассическом стиле, соответствующем соседним постройкам прошлых веков. Правда, средств на это потребовалось бы, надо думать, гораздо больше.
В общем, мы смотрели на исторический центр Валдая в этот дождливый день глазами наших собеседниц в кафе - туристок из Москвы. И, наверно, не только их одних.
И нам тоже показалась не совсем правильной и логичной ситуация, когда на одном берегу можно видеть благолепие Иверского монастыря (который отреставрирован за счёт федеральных средств), а через озеро – неухоженный городок, достойный гораздо лучшей участи. Которому вся стать быть привлекательным туристским центром.
Надежда есть
Но надежда есть. Евгений Родионов, председатель комитета туризма департамента культуры и туризма Новгородской области, когда мы поинтересовались у него, участвует ли Валдай в федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации», ответил отрицательно. В рамках программы в этом году выделяются средства на проект создания туристско-рекреационного кластера «Старорусский», а от Валдайского района подобных инициатив не было.
Но, отметил руководитель комитета туризма, ещё в апреле исполняющий обязанности губернатора области Андрей Никитин поручил департаменту культуры и туризма совместно с администрацией Валдайского муниципального района разработать проект концепции «Валдай – город-музей».
В районном центре было проведено совещание, и к означенному сроку – 1 июня – предложения были представлены. Это пока ещё, как я поняла, не совсем программный документ с проработкой мероприятий, ответственными лицами, источниками финансирования и т.д., а скорее, стратегия развития города с точки зрения туристской привлекательности. Документ, пояснил Евгений Родионов, включает предложения по развитию музейной зоны, зоны отдыха, зоны сервисных услуг, туристской навигации и другие.
Дальнейшие действия – за специально созданной для этих целей в регионе структурой, туристическим офисом «Русь Новгородская».
Чтобы город притягивал туристов, чтобы они не жаловались на то, что здесь скучно и негде потратить деньги, потому что нет инфраструктуры, мест развлечений, нужно немало потрудиться. Может быть, всё-таки со временем Валдай обретёт лоск, как жемчужина перламутровый блеск.
Надеемся, что наши наблюдения и предложения, высказанные в этом материале, будут полезны при детализации концепции.