За орехами

Стрелки узкоколейки в Тесове приходится переводить на туристический путь.

Когда садишься в поезд на узкоколейной железной дороге, то сразу замечаешь разительное отличие от передвижения по обычным путям. Если в плацкартном вагоне или купе пассажир в окошко спокойно наблюдает за проплывающими мимо него облаками и деревами, то здесь, в товарно-пассажирском, ветка березки может больно хлестнуть по щеке – надо быть все время начеку. Узкая колея – более дешевый вид железнодорожного полотна, но и более опасный. На обычной железной дороге вагон сойдет с рельса – ЧП на всю страну, а тут обычное дело: пассажирам предложат поучаствовать в деле становления своей дрезины, вагончика, или даже локомотива весом 18 тонн на путь истинный. Вот и поучаствуем – но не в прямом, а переносном смысле: не рано ли записали узкоколейки в экспонаты прошлого?

Из путейщиков в музейщики

Раньше в Новгородском районе, близ поселка Тесово-Нетыльский, узкая колея железной дороги переходила на станции Рогавка в принятый российский стандарт, то есть с 750 на 1520 мм, благодаря чему дорога сообщалась с внешним миром. В 90-е годы соединение было разрушено, торфопредприятие распалось на отдельные сегменты, из которых выжило только Тесово-1. К нашим дням единственное производство на грани банкротства, дела там плохи – дай Бог нынче за лето чуть выдать торфа для сельскохозяйственных удобрений. А вот малый туристический бизнес растет. Гостям из Новгорода, Санкт-Петербурга, Москвы интересно покататься на необычном поезде – за грибами, ягодами, орехами, да просто за впечатлениями.

- Когда мы задумали возить туристов три года назад, то рассчитывали работать только на выходных, но практика показала, что спрос на поездки по узкоколейке большой, – рассказал участникам пресс-тура директор музея железнодорожной техники под открытым небом Алексей Помигуев, по образованию инженер-путеец. – Так что мы организуем экскурсии теперь и в обычные дни.

Малое предприятие уже воспользовалось грантом от областного правительства на развитие, но это крохи, если задумал действительно расширяться. Путейщикам-музейщикам остается только локти кусать по поводу утраченного… Если бы с 50-х годов прошлого века можно было оставить всё как есть – какой был бы в Тесово-Нетыльском туристический Клондайк!!! Вы только представьте себе: узкоколейные дороги в отдельно взятом поселке были проложены по сельским улицам и забирали рабочих на очередную смену, детей возили в школу, пенсионеров в магазин…  Предприятие ежедневно отправляло стране по 15 железнодорожных составов торфа, в каждом по 30 вагонов. Тем самым отрасль демонстрировала организационный и технический уровень, превосходящий угольную промышленность. Новгородское Тесово было флагманом торфодобывающей промышленности СССР.Тесово-Нетыльский

Эх, рельзы-рельсы, шпалы-шпалы – ходит поезд запоздалый… Теперь осталось всего 12 км узкоколейки в сторону болота из более чем полусотни путей во все стороны. Котельные в Тосове, стыдно говорить, работают на завозном сырье, а ведь торфяные брикеты ничем не уступают каменному углю. Если же сюда дотянется ветка газопровода, то жизнь в округе перейдет на пенсионную систему. Вот интересно: когда малый народ вымирает, то государство не скупится на поддержку культурных традиций, а когда целая отрасль вместе с укладом жизни десятков тысяч людей загибается, то, вроде, так и надо… Но надо ли?! На дне озера Тигода, что близ Тесова, как уже установлено, лежат несметные, но никому пока не нужные залежи целебного сапропеля.  Инженеры разработали установки по производству природного газа из торфа, но технический прогресс мчится мимо Рогавки как скоростной экспресс – без остановок. Меж тем в Белоруссии освоили производство топливных брикетов и благодаря этому торфяная промышленность там, судя по вики-данным, представлена 37 действующими предприятиями. Коммуналка в соседней нам стране потребляет 100 млн тонн торфяных кирпичиков. Для сравнения – в СССР к 1950 году планировали увеличить производство топливных торфяных брикетов до 1,2 млн. тонн. Не потому ли между Россией и Белоруссией нет газовых споров, что в Белой Руси рационально подошли к развитию торфянки? В России же природа ежегодно дарит людям торф, а торф, подчеркнем, – возобновляемый ресурс, на 260—280 млн. тонн в год, и эти подарки мы игнорируем. У нас, мол, газ есть, да и вообще, олимпийское золото – превыше всего, какой тут торф?!

Тесово-Нетыльский

С упадком торфяной промышленности в запустение приходят и узкоколейные дороги, что хорошо видно на примере Тесово-Нетыльского. Помимо макроэкономического фактора против них действует и «прихватизационный». Так, лет семь назад, когда в Нетыльском тоже решили устроить пресс-тур для привлечения  внимания к проблемам отрасли, тотчас же появились «бизнесмены» –  с болгарками, и давай пилить узкоколейку на металлолом! Остановили, конечно, расхитителей социалистической собственности, но пути из метровых рельсиков уже не восстановить.

Тесово-НетыльскийСейчас мода на поиски инвесторов. Государство не хочет брать на себя финансовую ответственность и старается подтянуть к проектам частные средства – пусть, мол, случай чего они, магнаты и олигархи, разоряются. Однако частник – он тоже не промах. Деньги инвестирует, разумеется, не свои, спрятанные в оффшорах, а заемные в госбанке. Узкоколейки новые хозяева не любят. Потому что там диспетчер, у него строгий учет и контроль: сколько выехало, сколько вывезено – и плати налог на использование земельных недр сполна. А вот если дорожку к болоту гравием присыпать, то за летний сезон самосвалами можно столько вывезти торфа, что ни одна налоговая инспекция не сосчитает! Следовательно, автодорога частнику милее. Себе прибыль в результате сокращения налогообложения, ну и государству достанется… на орехи. И такой расклад – еще один удар по узкоколейке.

ТУ+ТУ = 4

Раньше и рабочим, и туристам в Тесове открывались красоты озера Тигода по всей его береговой зоне – с пляжами, живописными рощами… На дрезине можно было подъехать к той части его, где можно пройти на Ореховый остров. Он действительно покрыт ореховыми деревьями. И нынче урожай, судя по всему, но… ни пройти ни проехать.

Заново прокладывать узкоколейку – это вложения примерно в 4 млн. рублей на каждый километр. Музею с таким объемом финансовых вливаний не справиться. Ищут спонсоров и потихоньку собирают экспонаты. В частности, этой осенью ждут прибавку – узкоколейный тепловоз ТУ-4. Руководство РЖД, узнав про полезные начинания тесово-нетыльских музейщиков, обещало помочь и по автодороге доставить в Тесово восстановленную гордость машинистов советских времен. Стоимость доставки при этом будет больше, чем стоимость самой машины, а что делать?! Сами же энтузиасты закупили и подкрасили товарно-пассажирский вагон-трансформер немецкого производства, полученный еще по репарации в послевоенные годы. Он до сих пор в отличном состоянии! Боковые лавки для сидения в нем превращаются, лавки превращаются, лавки превращаются… в удобные двухъярусные нары!  В арсенале музея также вагон-столовая, дрезина «пионерка» – для желающих покататься с ветерком за ягодами и грибами. Внимание привлекает и автодрезина на базе марки автобуса 50-х Тесово-Нетыльскийгодов – прототип автопоезда, о котором грезило областное правительство в разгар кризиса с местными электричками. То есть 60 лет назад люди легко справлялись с транспортными проблемами, которые сегодня нам кажутся неразрешимыми. И происходит такое в силу капитального отставания инженерных разработок по отрасли. Разумеется, и торфяная, как и та же льняная отрасли, очень трудоемки, а потому требуются новые технические решения, способные механизировать процессы, многократно увеличить производительность труда. И где те институты, что занимаются такими проблемами? Из-за отсутствия предложений от прикладной науки туристическая отрасль в малых российских городах и поселках выходит в лидеры экономического роста, что сейчас наблюдается повсеместно. 

Особенно удачно для туриста оказаться в Тесово-Нетыльском во время проходящего здесь каждое лето фестиваля по военно-исторической реставрации событий Второй мировой войны. Район торфяных болот был местом ожесточенных сражений Второй ударной армии с силами немецкого вермахта. Захватчики, что интересно, едва ступив на богатую торфом территорию, тотчас же принялись вывозить болотный продукт к себе, в Германию. Использовалась развитая сеть узкоколейных дорог и в военных целях – для переброски техники и живой силы. Кстати, некоторые памятники на местах братских захоронений советских воинов достижимы только по узкоколейке, она – лучшее транспортное решение для еще одного уникальнейшего музея под открытым небом, ведь Мясной Бор отсюда совсем рядом – 25 км.

Тесово-НетыльскийПо стране сейчас немало мест, где можно покататься по узкоколейке. В частности, в Гусь-Хрустальном Владимирской области арендуют дрезины, чтобы покатать публику по местам былых торфоразработок. В Полистовском заповеднике в Псковской области начали катать туристов да чайком баловать… Существенное преимущество Тесова – путешествовать можно по «цехам» действующего еще предприятия. Так, болото №7, куда нас привезли, самое богатое в России. Здесь мы увидели множество брошенной, как нам показалось, и явно ржавеющей техники – тракторы, бульдозеры, торфоуборщики, путеукладчик. На самом деле, как нас уверили, эти невольные экспонаты музея под открытым небом еще можно завести и пустить в дело. Руки только приложить надо.

В Нетыльском уверены, что торф – дело перспективное. Настанет день, и «за спиной» локомотива на узкоколейке заработает механизм, превращающий торфобрикеты в механическую тягу. Вот почему машинисты в Тесове до сих пор свято чтут инструкцию по сигнализации на узкоколейных железных дорогах торфопредприятий, утвержденную министерством топливной промышленности РСФСР. Два коротких гудка – сигнал к движению «начать подталкивание».

Юрий КРАСАВИН

Фото автора

Поделиться: