Всё будет хорошо, даже если было плохо
Губернатор Андрей Никитин подчеркнул на открытии фестиваля: «Мы с вами живём в историческое время. Часы истории ускорились, и наш фестиваль как никогда актуален сегодня. Прекрасная программа, огромное количество премьер, посвящённых очень важным, очень значимым событиям нашей истории, Великой Отечественной войны».
Однако с премьерами на очередном «Вече» было напряжённо. Вот, скажем, документальный фильм «Дело Романовых. Следствием установлено» был показан на Первом канале ещё 30 января. Но автор этих строк показ пропустил. А интересно посмотреть-то…
Увы, так только казалось, потому что ничего нового нам не показали и не рассказали. Общеизвестно, что в ночь с 16 на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге были убиты император Николай II, императрица Александра Фёдоровна, их дети Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и наследник императора, цесаревич Алексей. А также – семейный доктор Евгений Боткин, горничная Анна Демидова, лакей Алексей Трупп и повар Иван Харитонов.
Расследование продолжается больше 100 лет. Первое началось уже в конце июля 1918 года. Но тогда тела 11 человек не удалось найти. В 1991 году одно из захоронений было вскрыто в Поросёнковом логу под Екатеринбургом. В нём находились 9 из 11 тел. В 2007 году исследователи и археологи нашли второе захоронение с костными фрагментами ещё двух тел.
Автором сценария и руководителем кинопроекта стал Александр Звягинцев (не путать с режиссёром Андреем Звягинцевым, лауреатом Венеции и Канна) - юрист, правовед, деятель органов прокуратуры, писатель и историк, лауреат премии «Золотой орёл» за серию фильмов о Нюрнбергском процессе. И пусть «Дело Романовых» не вошло в конкурсную программу, но автор получил приз зрительских симпатий в секции документального кино.
Ещё один приз зрительских симпатий «За лучший исторический сериал» достался сериалу «Собор», которого тоже не было в официальной афише кинофорума. Но его в конце сентября крутили на Первом канале.
А вот фильм «Искренне ваша» был введён в программу уже по ходу действа. К историческому кино он отношения не имеет. Это мелодрама о челябинской почтальонше, время действия – 1961 год, но, видимо, кому-то из жюри очень понравилась Соня Зайка (главная роль), и ей дали приз за лучшую женскую роль.
Кстати, организаторы кинофорума открыли его сугубо детской лентой «Календарь ма(й)я» (возрастное ограничение 6+). Несколько слов о сюжете. Шестиклассник Глеб во время экскурсии к археологической находке, якобы относящейся к цивилизации майя, нацарапал на древней стене в раскопе дату «23.05.2013» - и на следующий день отправился с несколькими одноклассниками сначала в 22 мая, а затем в 21-е, 20-е, 19-е… И так далее, потому что нужно выбираться назад, то есть вперёд. Губернатор присудил ленте приз своего имени…
Ещё один фильм из той же серии (и тоже 6+) – это «Наследница. Усольские тайны». Приключения десятилетней Ани начинаются в городе Усолье, куда она приезжает на экскурсию. Попав в местный музей, Аня случайно переносится на 400 лет назад. На протяжении фильма девочка путешествует по разным векам, встречаясь как с реальными историческими персонажами, так и с вымышленными героями. Но всё закончилось хорошо.
Не то что у героев картины «Портрет незнакомца». 1974 год. Главный герой, Олег, актёр так себе. Его главным достижением является участие в дешёвом радиоспектакле про шпионов. Грубо говоря, Олег – неудачник. Жена в итоге его выгнала из дома. О чём конкретно кино? Да ни о чём! Олег слоняется туда-сюда. И бухает вместе с другим героем, писателем Николаевым, у которого, несомненно, есть талант, и (но) писать он категорически не хочет. Тоже история, которую никто не напишет. Одна из рецензий на фильм называется «2 диссидента + реки водки = «Портрет незнакомца» (рекомендую на https://posletitrov.ru/). Приз фестиваля «Вече» за лучший сценарий.
Порадовался, увидев в афише 10-серийный фильм Никиты Михалкова «Сентиментальное путешествие на мою Родину. Музыка русской живописи». С 1995 года Михалков знакомит со своими любимыми картинами российских живописцев XIX века. Зрителю представлен квалифицированный взгляд на художественные направления и пристрастия того периода. Фильм о судьбах художников и героев их полотен, истории создания шедевров, общей картине русской художественной культуры. Устарел? Да ничуть! Такие ретроспекции нельзя не повторять, хотя это не фестивальный формат: 10 серий за три дня! Как зрителю спланировать свой день?
Обратил на себя внимание и конкурсный фильм «Аманат», повествующий о трагической истории любви Джамалуддина, сына имама Шамиля, и русской дворянки Елизаветы, внучки государственного секретаря Российской империи Алексея Оленина.
История вполне реальная. В 1839 году во время осады укреплённого горного аула Ахульго девятилетний сын имама Шамиля по требованию русского генерала Павла Граббе был передан российской стороне в качестве заложника/аманата. При этом между Николаем I и Шамилем был заключён договор. Император заявил Джамалуддину: «Ты будешь мой, а я - твой!». И определил его сначала в Москву, в Александринский сиротский институт, ставший впоследствии знаменитым Александровским военным училищем. Но там не было мусульманского священника, и потому мальчика перевели в Александровский кадетский корпус для малолетних сирот в Царском Селе. К перемене веры Джамалуддина никто не принуждал. Ему даже позволили одеваться не по форме корпуса, а носить свой национальный костюм. В 1841 году его и вовсе переводят в Первый кадетский корпус, где воспитывались сыновья Николая I.
В 1849 году Джамалуддин и Елизавета знакомятся, вспыхивает чувство. Но у Николая I появляется план: обменять горца на внучек последнего грузинского царя, захваченных Шамилем в плен. Джамалуддин был против…
Серьёзные историки не подтверждают эту версию, критикуя авторов картины. Но на мой взгляд, «Аманат» - фильм интересный. Не зря ж ему дали не только Гран-при, но и специальный приз Российского военно-исторического общества.
Кроме «Аманата», два приза получил фильм «Первый Оскар» – за лучшую мужскую роль (Антон Момот) и за режиссёрскую работу (Сергей Мокрицкий). Фильм посвящён истории создания советского документального фильма «Москва наносит ответный удар». По сюжету студенты-операторы Лев Альперин и Иван Майский добиваются направления на фронт, чтобы с кинокамерами оказаться в эпицентре битвы за Москву. В итоге их труд был удостоен первой для наших соотечественников премии «Оскар» как лучший полнометражный документальный фильм в 1943 году.
Геннадий РЯВКИН
Фото: www.novreg.ru