Византия на Мирожке

«Младший брат» не всегда был бережен с подарком «старшего брата», но всё же его сохранил.

Любя и ревнуя

Псков - ближайший сосед Великого Новгорода. Когда-то давно, в XII-XIII веках, Новгород и Псков были главными центрами Земли Новгородской – крупнейшего территориально-государственного образования в истории восточной Европы. Судьба территориально и административно развела наши города. Господин Государь Великий Новгород, всегда ратовавший за собственную автономию, не противился ей и в подчинённых территориях, ведь и понятие вече - не только новгородское. «Единодержавный государственный принцип», централизация власти не были фетишем Новгорода, за что он, не имеющей к тому же достаточного войска, чтобы отстаивать свою независимость, и поплатился, не устояв, как говорит историк Николай Костомаров, «против московского покушения».

Новгород в своё время пошёл навстречу амбициям Пскова и позволил ему обособиться в виде отдельной земли. С тех пор мы живём рядом, но отдельно. Псков больше никогда не входил, как это случалось с другими территориями, в состав Новгородской губернии.

Но, как и раньше, в идеологии наших взаимоотношений реально присутствует братская приязнь. На любых совместных мероприятиях  псковичи обязательно называют Новгород «старшим братом». Ну, и как в жизни любые братья, Новгород и Псков пристально, даже ревностно посматривают в сторону друг друга, отмечая успехи или неудачи.

Вспомним - Великий Новгород, трудолюбивый «старший брат», проторивая дорогу, вытянул на своих собственных плечах Международные Ганзейские дни в 2009 году, превратив их в великолепный праздник. И теперь рад за более везучего «младшего», получившего мощную поддержку со стороны Федерации, готовящегося принять Ганзейский союз в 2019 году. 

«Вече» не всегда право – это показали в Пскове скандальные баталии с общественностью, восстававшей против застройки исторического места на берегу реки Великой. Но псковская «Золотая набережная» сооружена, радует симпатичными зданиями и милыми кафешками, которые вовсе не портят, не заслоняют величественный вид псковского Крома на противоположном берегу. Разрабатывая же собственную концепцию обустройства двадцатикилометровых набережных Волхова, Новгород учитывает негативный опыт соседа и уже пригласил к сотрудничеству все общественные организации, всех жителей города.

Псков

Наши города разделены административно и территориально. Но мы по-прежнему ощущаем нашу давнюю, историческую, братскую связь. Которая возникла в древности, можно сказать, «на генетическом уровне». Подтверждением этому – подарок, сделанный новгородцами псковичам в XII веке, бережно сохраняемый «младшим братом».

Ожидание под дождём

Псков снова встречает дождём. Неужели и на этот раз не удастся попасть в Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря? Храм открывают только в сухую погоду. Такие меры обязательны,  собор хранит настоящее сокровище – единственные в России, дошедшие до нашего времени почти Мирожский монастырь, Спасо-Преображенский соборв неизменном виде, фресковые росписи XII века.

Но в монастырский двор можно войти, церковь святого Стефана тоже открыта, этот храм действующий в отличие от собора Спаса Преображения, который относится к Псковскому музею-заповеднику и где литургии проводятся лишь двенадцать раз в году с соблюдением особых условий – с участием малого количества людей, с одной лишь горящей свечой.

Серое небо начинает проглядывать голубовато-бирюзовыми просветами, косой редеющий дождик серебрится под лучами солнца, мокрые листья монастырских яблонь поблёскивают гладкой изумрудной зеленью. Капельки дождя, как сок, стекают со спелых плодов, прозрачными бриллиантиками застывают на увядающих бутонах цветов у поклонного креста. Но лохматый пёс, хорошо знакомый с местным уставом, не торопится покидать деревянный домик, где расположена касса музея, и присев на крылечке, как будто бы так же, как и его хозяева, проговаривает нам одно короткое слово: «Ждите».

Снаружи храм, за девять веков погрузившийся в культурный слой метра на полтора, кажется немного приземистым. Первоначальная его византийская архитектурная конструкция XII века – в виде равноконечного креста – со временем была изменена. Полукружия посводного, позакомарного покрытия сменила плоская четырёхскатная кровля, вместо шлемовидного купола теперь глава луковичной формы. К западной стене пристроены притвор и звонница.

Ни новгородский архиепископ Нифонт, выбравший для строительства монастыря красивое место на берегу реки Великой при впадении в неё маленькой речки Мирожки, ни артель строителей, прибывшая из Новгорода, не предусмотрели, что возможные наводнения будут затапливать главное каменное сооружение обители. А вода может подниматься выше уровня человеческого роста. Первое же половодье привело к решению надстроить вторым этажом угловые комнаты на западной стороне храма.

В одну из них были подняты ризница и библиотека, кстати, богатейшая – в 1924 году, когда монастырь закрывали, а ценности передавали музею, здесь насчитали 300 книг древней печати и рукописных свитков, в том числе уникальный, со «Словом о полку Игореве».

Таинственный монах-отшельник

С другой западной комнатой-палаткой на втором этаже связана необычная история. Насколько она правдоподобна – утверждать не может никто. Но псковичи верят в легенду: в этом помещении обитал монах-отшельник. И не простой монах, а Иоанн Попьян, предшественник архиепископа Нифонта на новгородской кафедре. Новгородская летопись говорит, что в 1130 году «отвержеся архиепископ Иоанн Новагорода, и поставиша архиепископа Мирожский монастырь, Спасо-Преображенский соборНифонта». Позже гробница святителя, находившаяся в Мартирьевской паперти собора Святой Софии в Новгороде, была разорена, и её место занял саркофаг умершего в 1163 году первого всенародно избранного новгородского архиерея Аркадия, принявшего новгородскую кафедру после Нифонта. Причину отставки Иоанна Попьяна, столь непочтительное отношение новгородцев к этому владыке, запрет поминать его во время церковных служб академик Валентин Янин объяснил тем, что Попьян был верным сторонником князя и решительно противился республиканским преобразованиям в Новгороде.

А псковичи его приняли и продолжали почитать. Может быть, «младший брат» Псков делал это в пику «старшему брату» Новгороду. Так же, когда во время политического конфликта в Новгороде, положившего начало вечевой республике, раскрыл объятия изгнанному новгородцами в 1136 году последнему киевскому ставленнику князю Всеволоду Мстиславичу, сыну киевского князя Мстислава Владимировича и внуку прославленного князя Владимира Мономаха. Вместе с опальным Всеволодом почти на десять лет в Псков переместился и архиепископ Нифонт, не поладивший с новым новгородским князем Святославом Ольговичем, отказав ему в повторном венчании.

Княжеская артель строителей, возводившая в это время церковь Успения Богородицы на Торгу, тоже отправилась в Псков, и новгородский храм достраивался уже в 1144 году, после возвращения архиепископа Нифонта в Новгород.

Построили «слоёный пирог»

Находясь в Пскове, владыка приступил к выполнению своей программы христианизации русских земель, ведь к тому времени даже в главных форпостах Новгородской земли на северо-западе – Ладоге и Пскове – продолжало процветать язычество.

«Ещё недавно языческая Русь, только что обретшая из рук Византии новую веру, через христианство активно приобщалась к многовековой художественной культуре Средиземноморья. Этот период отмечен активным участием в создании храмов греческих мастеров – зодчих и художников, которые несли с собой веками отточенные навыки, художественные традиции и мастерство. (…) Русская художественная школа находилась в стадии становления, и работая под руководством греков, местные мастера овладевали не только техническими навыками, но и богатейшими иконографическими, богословскими и художественными знаниями, которые активно затем распространялись в русской среде. Собор Мирожского монастыря и его фрески оказываются одним из ярких примеров этого процесса, наглядно демонстрируя нам пути ассимиляции византийских художественных традиций молодой русской культурой», - писал Владимир Сарабьянов, художник-реставратор, искусствовед, автор многочисленных книг по домонгольским храмам Руси.

Мирожский монастырь, Спасо-Преображенский соборАбсолютно точную дату закладки собора Спаса Преображения ученые назвать не могут, но предположительно начало строительства, которое шло два года, относится к 1137-1138 годам. Строили храм новгородцы под руководством византийского мастера – псковичи строить из камня ещё не умели. Возведённый в новгородской строительной технике - с чередованием кирпича и камня, плинфы и известняка, - храм вначале напоминал слоёный пирог.  

Когда храм возвели, он начал украшаться росписями. Для этого пригласили  мастеров из Византии. Живописцы работали два строительных сезона. Писали храм от самой верхней точки купола до самого пола. До нашего времени сохранились 80 процентов росписей. Безвозвратно утрачены росписи нижнего уровня, размытые водой, которая приходила в храм через пол с поднятием грунтовых вод, подтапливанием территории монастыря при разливах рек Великой и Мирожи.

Лазурит, малахит, киноварь…

Солнце заливает монастырский двор, лохматый пёс сопровождает хозяйку-экскурсовода, и нам, уже довольно большой группе собравшихся посетителей, наконец, разрешено войти в собор.

По ступенькам спускаемся в притвор и через него попадаем в храм. Его внутреннее пространство неожиданно оказывается огромным. Собор внутри не похож на ранние новгородские шестистолпные храмы. Он более прост в интерьере, и, несмотря на меньшие размеры, выглядит просторнее. Если снаружи его вид поменялся, то внутри  осталась неизменной первоначальная форма в виде равноконечного Фрески Спасо-Преображенского соборагреческого креста. Плоскости стен гладкие, не украшенные лопатками, плавно перетекают в своды. Необычайно широкий, специально увеличенный купол. Ощущение просторного зала - но именно на образцы греческой архитектуры и ориентировались зодчие при строительстве Спасо-Преображенского собора. Сюжеты фресок плавно следуют друг за другом. Легко обозримое, открытое пространство, как говорят специалисты, вместило одну из самых насыщенных догматико-повествовательных росписей своего времени. Храм нацелен на главную задачу – просветительскую, его стены можно сравнить с огромной развёрнутой книгой, посредством живописи рассказывающей о земной жизни Христа.

Имена живописцев, увы, неизвестны. Артель художников состояла примерно из десяти человек, было три ведущих мастера – это установлено по технике письма, каждому помогали два-три подмастерья.

Одно из достоинств техники фрески – её долговечность. Поэтому Спасо-Преображенский храм может радовать своими росписями и сейчас, спустя девять веков после их рождения. Минеральные краски наносятся на штукатурку. Делать это надо очень быстро, пока слой штукатурки не высох. Византийские, греческие мастера (о том, что работали они, говорит большое количество надписей на греческом в сюжетах фресок) использовали дорогостоящие минеральные краски на основе полудрагоценных камней, привозя их с собой.

Фрески Спасо-Преображенского собораОсновные тона мирожских росписей – вариации синей и зелёной краски. Синий цвет – это афганский лазурит, очень редкий камень в то время, его единственное месторождение было известно в Бадахшане. Для зелёных тонов использовался малахит, обладающий изумрудным цветом, а для более тёплого тона позёма брали глауконит, имеющий оливковый оттенок. Красный цвет – это в основном китайская киноварь. Золотистую и красную охру также привозили сюда с Востока.

Краска наносится на штукатурку, а штукатурка – это известь, в её состав входит кальций. Кальций высыхает, кристаллизируется, превращается в монолит и фиксирует всё, что находится в верхнем слое. Когда стена высыхает, сверху образуется слой карбоната кальция. Все знают, яичная скорлупа – тоненькая и очень прочная - это тоже карбонат кальция. Фреска имеет такую же структуру, только более мощную, с верхним монолитным слоем из полудрагоценных камней, зафиксированным известью. Поэтому фрески долговечны. В соборе Мирожского монастыря они сохранились, несмотря на то, что прошли сотни лет.

Два века в забвении

Но сколько же им досталось испытаний, фрескам! Два века – с XVII по XIX – их вообще никто не видел, об их существовании, о том, что храм был расписан, вовсе забыли, потому что к XVII веку внутренние стены храма были полностью забелены. По какой причине? Неизвестно. И только случай помог вновь открыть живописное сокровище.

Был необходим ремонт иконостаса, и когда его разобрали, со стен в некоторых местах посыпалась побелка, стали проступать фрагменты живописи. Фрески Спасо-Преображенского собораПригласили специалистов, которые установили, что это древняя византийская роспись. Решили её открывать.

Но злоключения стенописи Спасо-Преображенского собора тогда, в  XIX веке, не закончились. Вид открытых фресок, потёртость красочных слоёв некоторых участков, естественная для столь древнего памятника, смущали местное духовенство. По указу Синода приглашённая артель иконописцев, безжалостно, как говорят учёные, с использованием железных щёток промыв изображения, полностью переписала их «в древнем стиле», сохранив лишь иконографию сюжетов. Вновь раскрытие фресок началось в 1920-х годах, работы продолжаются по сей день.  

Мы увидели: есть композиции, где частично смыта верхняя часть рисунка, остался лишь абрис - контур фигуры, то есть то, с чего начинается рисунок. 

Повреждённые фрески жаль. Но это помогло узнать, как работали художники, некоторые были учениками и допускали ошибки - говорит нам экскурсовод. Предварительный рисунок делали рефтью – берёзовым углем, смешанным с водой. В сюжете, рассказывающем о Рождестве Христовом, к Богородице с Христом поднимаются три волхва, несущие подарки. Можно обратить внимание, что отставленная нога у одной из фигур первоначально была нарисована коротенькой. Скорее всего, ученик ошибся, нарушил пропорции. Это исправил мастер, нарисовав ногу чуть длиннее. А когда рисунок раскрашивали, нанося слои краски, этой ошибки не стало видно.

Как «читать» символы

О том, что росписи - древние, говорят детали многих изображений.  Вот фреска Крещение. Обнажённого Христа, стоящего в реке Иордан, крестит Иоанн Предтеча. А у ног Христа – маленький человечек, он держит кувшин, из которого в реку течёт вода. Это дух реки Иордан. Так наследие Фрески Спасо-Преображенского собораантичного искусства попало в христианские росписи. А с точки зрения естественных наук этому есть объяснение: Иордан впадает в Мёртвое море, но речная пресная вода не смешивается с солёной морской, продолжает оставаться рекой в море. 

На фреске Тайной вечери на столе, в середине не хлеб, как диктует традиция, а более редкое изображение – рыба на блюде. Древние христиане в аббревиатуре греческих слов, выражающих исповедание Jesous Christos Theou Yios Soter – Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель, увидели слово ICHTHYS (рыба). Рыба стала одним из раннехристианских символов Христа. Один из апостолов тянет руки к блюду, это Иуда, над головой у него горит нимб, это пока ещё действующий апостол, он ещё не совершил предательства.

В храме мы находимся около часа. Но это ничтожно малое время, чтобы рассмотреть подробности, детали сюжетов росписей. Их множество, часть изображений недоступна взгляду - здесь, в соборе, постоянно идут работы по открытию и реставрации древних фресок, в  центре храма сооружены строительные леса.

Но и то, что можно видеть, - пронзительно. Распятие Христово – страшная казнь. Тело Христа показано обнажённым - изначально художник сделал набросок набедренной повязки, а затем по какой-то причине повязку рисовать не стал. Казнённый распятием человек мучается в течение нескольких суток. Кровь начинает приливать к грудной клетке, его сводят судороги, и он умирает от удушья. Но Иисус Христос и двое преступников были распяты накануне грандиозного иудейского праздника Пасхи. В честь праздника и в знак милости им «смягчили» мучения – воин копьём пронзил грудь каждого из казнённых, умертвив их. Известно, что когда воин пронзил грудь Христа, из раны, в том месте, где сердце, полилась не кровь, а кровь и вода. Врачи знают точный диагноз такой смерти: человек Фрески Спасо-Преображенского собораумирает от разрыва сердца, вокруг которого скапливается жидкость с кровью. Христос умер от разрыва сердца – его человеческая природа не вынесла всего, что он взял на себя, пытаясь спасти человечество.

Очень красивая фреска в полукружии верхней части северной стены - трогательное Оплакивание. Обычно на иконах изображаются сюжеты, рассказывающие о снятии с креста или положении во гроб, а сцена оплакивания встречается очень редко. Эта композиция – одна из лучших по сохранности в соборе, говорят реставраторы. Здесь очень сложная роспись, насчитывается до девяти слоёв краски, последними прописывали лица. Художник, работавший над этой композицией, был очень талантливым, возможно, самым лучшим в артели. Ему удалось передать всю эмоциональную напряжённость происходящего. Белый плат. Вытянутое безжизненное тело Христа. К изголовью, щека к щеке приникает Мария - последнее объятие матери своего ребёнка. За руку держит Христа и прощается с ним его друг и ученик Иоанн Богослов. Жёны-плакальщицы… За фигурами позади - Голгофский крест, с которого только что сняли тело Христа, и открытый проём пустой гробницы. Скорбит об Иисусе Христе не только земля, но и небо - между рукавами креста изображены плачущие ангелы.

И снова символика. В куполе храма уникальная композиция – большое изображение Вознесения. Такое же купольное изображение сохранилось и в нашем, древнем новгородском храме Спаса на Нередице, что рядом с Рюриковым городищем. Особенность композиции – число ангелов. В византийских аналогичных композициях летящих ангелов два, четыре, редко шесть. А здесь Христа несут восемь ангелов. Их фигуры динамичны, даже чувствуется их движение в шаге, или танце. Восемь – это время. Бог творил Землю шесть дней, на седьмой отдыхал. Восьмой день – это день Второго пришествия. И получается, что ангелы возносили Христа, а теперь опускают его - в алтарь. Прошлое и грядущее соединились.

Солнце движется по-гречески

Храм Спаса Преображения – византийский. Родина этой архитектуры – Греция, солнечная страна. И здесь, в соборе, солнечный свет используется не только для освещения (вхраме очень много Фрески Спасо-Преображенского собораокон, восемь в подкупольном барабане, три в алтаре, в стенах), он играет свою роль в богослужении. В ясную погоду солнечные лучи «идут» по стенам - слева направо, так же, как и повествование в композициях последовательно развивается слева направо. Но никогда лучи солнца не попадают в композиции Распятие и Оплакивание – там солнца быть не может, там трагедия.

Другого светового эффекта мы не увидели, но представить происходящее легко. Нужно только смотреть на вытянутую, расположенную по двум сторонам от алтаря, фреску Причащение. Шесть апостолов слева и шесть апостолов справа движутся к центру алтаря, где дважды показан Христос. Слева он держит хлеб и причащает апостолов плотью. С правой стороны у него кувшин вина – причастие кровью. В канун праздника Преображения, где-то около четырёх часов вечера, из юго-западного окна барабана солнечные лучи проникают в храм и падают на крайнюю слева фигуру. И дальше лучи солнца начинают двигаться по ряду апостолов, отмечая каждого из них, через полчаса достигают фигуры Христа, держащего хлеб. Затем свет переходит на второе изображение Христа и поочерёдно на каждого из шести апостолов, изображённых справа…

Заговорён от ядер и снарядов

Волею каких судеб этот храм, возникший на западной окраине Пскова, остался сохранённым? Ведь над ним пронеслось столько времён, столько Псковский кремльвойн! От монастырских стен хорошо виден на противоположном берегу псковский кремль, Кром, крепость. В конце XVI века в Мирожском монастыре располагался венгерский лагерь Стефана Батория. Из пушек, поставленных на монастырских сооружениях, неприятель стрелял по крепости. А псковичи вели ответный огонь, и часто ядра попадали в стены храма.

Это место часто подвергалось разорению, сюда приходили немцы, литовцы, поляки, занимали монастырь, монахов часто убивали. Жизнь в этом месте была равна подвигу.

Чудом называют то, что храм не погиб в Великую Отечественную войну. В 1941-1944 годах Псков был оккупирован немцами. При освобождении советская артиллерия с востока наносила мощный удар по Пскову, буквально накрывая город. Во время обстрела один из снарядов пробил алтарь храма, пролетел через всё его пространство и ударил в противоположную стену, застряв в ней. Снаряд мог взорваться и полностью уничтожить храм, но к счастью детонатор не сработал. После освобождения сапёры вытащили снаряд из стены и вынесли его из храма.

Мирожский монастырь, пережив за века и расцвет, и существование в статусе третьеклассной обители, когда его имущество было изъято в государственную казну, и годы небытия в советское время, когда бывшие монашеские кельи использовались как жильё, всё-таки продолжает жить. Он открылся вновь в 1993 году. И сюда пришёл известный иконописец отец Зинон, создавший школу иконописи на примере византийского искусства фресок. В монастыре сейчас вместе с настоятелем семь монахов, некоторые из них работают в иконописной мастерской. А три года назад тут открылась детская иконописная школа. 

Мирожский монастырь, Спасо-Преображенский собор

Миссия выполнима

Удивительно всё-таки, как сама судьба хранит этот уникальный храм с фресковым ансамблем, единственным в России. Хранит, возможно, для того, чтобы он продолжал выполнять свою единственную главную миссию, которая не прекращалась, независимо от того, оставалось ли сооружение, в Паломник-схимонахкотором находились росписи, культовым или музейным объектом. Миссию, которая заключается в том, чтобы каждый вошедший в храм человек, независимо от того, верующий он или неверующий, «прочитав» византийские письмена, насыщенные простой, но изящной и глубокой символикой, задумался о себе или открыл в себе что-то глубинное, потаённое, доброе – что в нас от Бога, или Вечности, или Космоса, это кому как угодно трактовать.

В алтаре этого храма – не образ Богородицы, как принято, а Иисус Христос, сидящий на престоле. В руках у него книга, книга закрыта. Что он прочитает о тебе, когда ты предстанешь перед ним во время Страшного суда? Но сама сцена не пугает. Встреча с Высшим судьёй не будет фатальной, композиция называется Деисис (моление, прошение) - за тебя, склонившись к Христу, молят Богородица и Иоанн Предтеча. И за ними – все-все святые. Достоин ли ты их заступничества?

Каждая деталь композиций полна смысла. Адам и Ева, которых Христос спасает из ада, - без нимбов над головой. Они изображены не как святые, они просто люди, представляющие всё человечество. Не обязательно быть святым, чтобы надеяться на спасение.

Симметричные композиции на предалтарных стенах – Рождество Христово и Успение Богородицы. Богородица держит младенца – это земная жизнь. А в композиции Успение Богородицы младенец в руках у Христа. Это душа Богородицы, рождённая для бессмертия. Земная жизнь и жизнь после смерти – в чём она заключается для каждого из нас?  

«Любой человек, который заходил в этот новый храм и видел эти великолепные росписи, конечно же, был потрясён тем, что увидел. Выходя из храма, он рассказывал о том, что видел, и тем самым вкладывал Мирожский монастырь, Спасо-Преображенский собормаленькую толику в укрепление христианской веры здесь, на окраине Древнерусского государства», - говорит нам экскурсовод.

Конечно, миссию храма строивший его новгородский архиепископ Нифонт видел в христианском просвещении. Но в целом, для любого входящего в храм эта красочная стенопись - не только поучительная проповедь о жизни Христа. Это большая живописная книга, рассказывающая человеку о нём самом, о том, каким он может и должен быть, о незыблемых моральных ценностях, которыми пренебрегать грешно.

Недаром, покидая храм, каждый должен пройти под аркой с композицией, рассказывающей о большом празднике – Троице, или Пятидесятнице. На апостолов, собравшихся в пятидесятый день Пасхи в Сионской горнице, у Богородицы, спускаются лучи, оканчивающиеся языками пламени. Сошествие Святого Духа - это момент рождения апостольского служения, ученики Иисуса Христа получили необходимый дар для создания церкви, которая должна восстановить некогда разорванную связь Бога и человека. Стоит отметить, что праздник Пятидесятницы имеет ветхозаветное происхождение. Он был установлен в память о даровании десяти заповедей израильскому народу на горе Синай. В религиозном смысле заповеди обозначают святые постулаты, переданные от Иисуса Христа людям. Но это – предписания по поводу нравственной жизни.

Прислушайся: не произойдут ли и в тебе какие-то изменения, когда ты будешь проходить под аркой с нисходящими лучами.  

Наталья МЕЛКОВА

Фото автора и Сергея БРУТМАНА

Поделиться: