Угощение духовное

В экспозиции Музея письменности будет представлена русская печатная книга XVI – начала XVIII веков из собрания Новгородского музея-заповедника.

Мы продолжаем публикации о формируемых экспозициях готовящегося к открытию Музея письменности в Лихудовом корпусе Новгородского кремля – нового объекта экскурсионного показа Новгородского музея-заповедника. Здесь нашлось место не только рукописям, но и печатным книгам. Казалось бы, с этой стороной книжного дела все мы знакомы с детства - печатной книгой никого не удивишь. Но всё не так просто. Почему? Об этом нам сегодня рассказывают кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Новгородского музея-заповедника, доцент кафедры всемирной истории и международных отношений НовГУ Константин ДЕСЯТСКОВ и кандидат культурологии, научный сотрудник Новгородского музея-заповедника и лаборатории этнологии и истории культуры НовГУ Илья МЕЛЬНИКОВ.

- На Руси книгопечатание, насколько известно, появилось позже, чем в Европе?

Илья Мельников: - Да, на столетие. Но отзвуки изобретения Гутенберга доходили и до русских земель значительно раньше. Благодаря обширным связям Великого Новгорода с Европой ещё с конца XV века здесь стали появляться первые печатные книги на других языках. А в 1490-х годах, при приглашении любекского печатника Бартоломея Готана в Россию, речь шла и об организации типографии в Новгороде. Существует версия, что печатнику хотели доверить издание знаменитой Геннадиевской Библии. В окружении архиепископа Геннадия пользовались печатными книгами Готана, в частности, немецкими изданиями Псалтыри и Библии, а также переводом «Диалога жизни со смертью».

- Сохранились ли эти книги в нашем музейном собрании?

Константин Десятсков: - В фондах рукописной и старопечатной книги и декоративно-прикладного искусства Новгородского музея находится свыше 1800 книг кириллической печати. Это книги XVI – XX веков. Кроме того, есть более 2000 старопечатных книг гражданской печати, в том числе издания петровского времени и книги на иностранных языках XVI – XVIII веков.

- Что значит «кириллические» книги? Чем они отличаются от обычных?

И. М.: - От обычных в современном понимании – отличаются. А вот для людей XVI века, когда на Руси и появились первые типографии, более привычными были рукописные фолианты. Под них и стилизовали печатную книгу. Текст в ней набирался литерами, в основе которых лежали начертания букв того времени. В начале XVIII века Пётр I реформировал алфавит и ввёл более привычный нам гражданский шрифт. А старая кириллическая традиция продолжала существовать в церковных изданиях.

Великий Новгород, Музей письменности, печатные книги

- Много ли было на Руси типографий?

К. Д.: - Считается, что первая русская типография возникла в Москве в начале 1550-х годов. Она получила название Анонимной, потому что на книгах её печати отсутствовали выходные данные. В 1563 году в Москве на средства казны по повелению Ивана IV была создана вторая типография. В ней была издана первая русская датированная книга – Апостол 1564 года. Руководил типографией знаменитый Иван Фёдоров. В 1620 году появляется отдельный Приказ книжного печатного дела, в будущем – Печатный двор. В XVII веке печатное дело становится всё более и более востребованным. Появляются новые типографии в Москве – Василия Бурцова, Верхняя типография, издававшая сочинения Симеона Полоцкого. Множество типографий кириллического шрифта работали не только в Московской Руси, но и на территории Польско-Литовского государства.

- Новгород, конечно же, не был в стороне от этих процессов?

И. М.: - Благодаря патриарху Никону была организована типография в Иверском монастыре на Валдае. Из-за гонений во время русско-польской войны сюда переселилась братия Кутеинского Богоявленского Оршанского монастыря. В 1655 году на Валдай доставили типографский станок и оборудование для печатни. Типография Иверского монастыря продолжала действовать до декабря 1665 года, когда её перевели в Новоиерусалимский монастырь под Москвой. Здесь, на Валдае, печатали различную духовную литературу. Одну из книг с замысловатым названием «Брашно духовное» (брашно – устар. еда, пища, угощение – Н.М.) начали печатать ещё в Кутеине, а допечатывали уже на Новгородской земле.

Великий Новгород, Музей письменности, печатные книги

- Надо понимать, в основном русские типографии в XVI – XVII веках печатали церковные издания. А когда стали печатать светскую литературу?

К. Д.: - Уже в 1648 году на Печатном дворе выходит «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, а в 1647 году первая светская книга – «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» Иоганна Якоби фон Вальхаузена. Оба эти издания есть в фондах нашего музея. Но конечно, значительно больше светской литературы начали издавать в петровскую эпоху. Это уже новая история русского книгопечатания, которая тоже будет представлена в постоянной экспозиции.

Великий Новгород, Музей письменности, печатные книги

- Если резюмировать вкратце, чем всё-таки отличались первые русские печатные издания от современных?

И. М.: - Кроме шрифта непривычна для нас сама структура книги. Например, отсутствовал титульный лист, выходные данные приводились в конце книги, в так называемом колофоне. И это не две-три скупые строчки, как сейчас, а текст на несколько страниц, в котором рассказывалось, по чьему повелению, на память какого святого, в какой день и год начинали печатать эту книгу. Кстати, номеров страниц в такой книге тоже не было, нумеровались листы. Эта система называется фолиацией. А вот привычная нам пагинация, то есть когда проставляют номера страниц, появилась в изданиях Московского печатного двора лишь во второй половине XVII века.

Печатались первые русские книги в два цвета. Киноварными красными строчками, как и в рукописях, выделяли заглавия, вспомогательные указания в богослужебных книгах, инициалы. Во всём остальном старопечатные издания имитировали рукописи – те же переплёты из досок в коже, застёжки, жуковины и т. д. За несколько десятилетий до выхода первых русских печатных книг сложился так называемый «старопечатный стиль» оформления заставок. Он был создан на основе позднеготического орнамента с растительными мотивами.

- В экспозиции музея можно будет увидеть не только кириллические издания?

К. Д.: - Основная задача – показать начало русского книгопечатания и переход на гражданский шрифт при Петре I. Но в пространстве музея предполагается проведение выставок с демонстрацией искусства позднего российского книгопечатания XIX и ХХ веков. Благо, Новгородскому музею-заповеднику есть что показать.

Наталья МЕЛКОВА

Фото: Новгородский музей-заповедник

Поделиться: