Сто оттенков белого

«Объяснение в любви» - выставка к юбилею Ларисы Новиковой.

Красивая женщина, талантливый художник. Её многие помнят в Великом Новгороде. В Никольском соборе на Ярославовом дворище Новгородский музей-заповедник подготовил выставку к юбилею заслуженного художника России Ларисы Петровны Новиковой. Название выставки - «Объяснение в любви». Она любила жизнь и оставила наследие в картинах - светлых, по-женски нежных, где есть её, глубокий и проникновенный, взгляд на окружающий мир. Живописные работы Ларисы Новиковой очень разнообразны. Её увлекали разные жанры: пейзаж, натюрморт, портрет. Она создавала живые этюды, отличавшиеся свежестью восприятия натуры, написанные на одном дыхании, легко и непосредственно. Но этюд был для нее лишь началом, исходной точкой, из которой должна была появиться картина. Стремление к законченности - одна из главных черт мастера.

- Ларисе Петровне Новиковой в этом году исполнилось бы 90 лет. Я её помню молодой, вместе с Дмитрием Власовичем Журавлёвым, её мужем. Они приходили в музей, и я, тогда молодой сотрудник художественного отдела, знакомилась с новгородскими художниками, и первыми были именно они. Это были лучшие художники Новгорода, самые яркие, - рассказывает куратор выставкиТатьяна Володина, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Новгородского музея-заповедника.

- Творчество Ларисы Петровны – неброское, - продолжает она. - На выставках, когда рядом были её современники – Владимир Рябов с его светящимися картинами, Василий Филипченко с мощным цветом, Дмитрий Журавлёв с крупным форматом, - её работы, может быть, не сразу привлекали внимание зрителя. Но когда он подходил к картине – то останавливался надолго. Потому что у неё было важное свойство – она чувствовала цвет. Работала она и яркими цветами, но это были не просто брошенные активные пятна, а пятно прорабатывалось, выходило на сложное звучание. Удивительную гармонию создавали мягкие тона.

Новгородский музей, Лариса Новикова, живописьУмная, вдумчивая художница решилась в начале 70-х написать картину в духе мировой классики, когда художник пишет своих собратьев и себя, - «Разговор об искусстве».

- Она изобразила ту «могучую кучку», которая стояла у истоков Новгородского союза художников. На полотне - Дмитрий Власович Журавлёв, Дмитрий Сергеевич Кондратьев, который отличался от всех, но был чрезвычайно яркой, тревожащей натурой. Это разговор о том, каким быть искусству Новгорода – ведь у него огромные традиции, иконы, монументальная живопись. И вот появляются художники, которые начинают это ощущать и трансформировать, пересказывать своим языком.

На выставке представлена не только живопись Ларисы Новиковой - она начинала как художник театра. И хотя, может быть, она не очень любила эту свою часть творческой программы, была, тем не менее, замечательным сценографом. Спектакли 50-60-х годов (она проработала в Новгородском театре 15 лет) – Шекспир, Чехов, Островский, Гольдони, Стриндберг - были просто великолепны по сценографии.

- Она, художник очень содержательный и твёрдый по характеру, ушла очень рано, потенциал её творчества не был реализован полностью, - считает Татьяна Володина. - Она стремилась выразить не только окружающий мир, но и себя, художника, в этом мире. Она сохранила время, сохранила не просто как информатор, а как художник – через образ, через цвет, через свойственные только ей интонации.

- Вы поддержали идею музея организовать выставку? – спросила я у Дмитрия Журавлёва, сына Ларисы Петровны Новиковой.

- Я рад, что открывается эта выставка, я её ещё до конца не посмотрел, но практически все работы знаю, они создавались у меня на глазах, - ответил он. - Здесь любимые работы мамы, и я очень бы хотел, чтобы их как можно чаще показывали, потому что это очень красивая живопись. Мама заслужила, чтобы её работы видели многие люди. Она работала для людей, но очень не любила расставаться со своими работами. Когда она продавала картины, подозреваю, что внутренне она почти плакала. Например, вот эта работа, «Разговор об искусстве», - у меня точно такая дома висит. Эту купил музей. Но мама была, во-первых, недовольна тем, что её купили, а во-вторых, тем, что она её как будто бы не закончила – и она начала писать другую картину, такую же. У меня она тоже незаконченная – мама не успела её завершить.

- Какая она, память о маме?

- У меня остались впечатления как от мамы, так и от отца – они были очень и очень трудолюбивы. Каждая минута – в мастерскую, и работать, работать, работать. У мамы всегда был с собой блокнотик, в любую свободную секунду она что-то рисовала, и этих рисунков осталось очень много. Это трудолюбие меня всегда поражало, и я им в этом плане очень завидовал. Живопись мамы знаю очень хорошо, и она мне, честно, нравится гораздо больше, чем папина. Папина – серьёзная, суровая, а у мамы – живая, светлая. Что меня поражало в последние годы, когда её мастерство достигло очень больших высот, на её работах (у меня таких несколько дома) просто виден грунт, маленькие мазочки – но тем не менее картина есть. Как это происходит – не знаю, я не художник, но меня это удивляло, поражало и очень нравилось. У меня есть такая мысль, что мама осталась несколько недооценённой как художник-живописец. Может быть, потому, что она не очень любила отпускать от себя свои работы.

Новгородский музей, Лариса Новикова, живописьМы идём по выставке с Татьяной Владимировной Володиной и останавливаемся у картин, которые куратор выставки считает знаковыми для художницы, и у тех, которые очень понравились мне.

- Из ранних работ мне очень нравятся этюды. Вот «Мартовский мороз» - Софийский собор, прозрачность, чистота, ничего лишнего. Несколько плоскостей, видите, какие дали открываются - Россия. Напротив – ещё одна работа с Софийским собором. Подрезанные купола – не принято было в то время изображать кресты, и снова удивительная чистота в видении мира.

Соглашаюсь с Татьяной Владимировной, что «Рассвет над Волховом» - масштабная вещь, в которой есть всё-всё. Но если посмотришь, как домики написаны, сразу вспоминаешь, по форме, художника Александра Куприна из «Бубнового валета» (это объединение художников, увлечённых французской живописью, кубизмом, русским народным искусством. В выставках «Бубнового валета» в разное время участвовали Михаил Ларионов, Наталия Гончарова, Казимир Малевич, Василий Кандинский, Давид Бурлюк). У Ларисы Новиковой изображение более прозрачное - художница ищет себя, не просто жёстко подражая, и создаёт оригинальное произведение.

Новгородский музей, Лариса Новикова, живопись

Так сложилось, её время – это время реализма в живописи. И она - художник реалистического направления. Но реализм бывает разный.

- У Ларисы Новиковой живописный реализм, - убеждена Татьяна Владимировна. - Тенденции живописного реализма, которые в русском искусстве присутствуют с начала XX века, и Серебряный век даёт нам его образцы, очень повлияли на творчество художницы. Она любила природу, натуру, она её чувствовала и в своих картинах немножко преображала, потому что натура непреображённая может выглядеть убого.

Многие художники пишут окна: разделённое пространство – рядом, в котором ты существуешь, и заоконное. Это интересно. Окна Ларисы Новиковой ведут её к большому формату и появляется картина «Плетут девчонки кружева». Замечательный фон, ушедший мир, который был когда-то - спокойный, приятный, человечный. И девушки, занятые неспешным трудом, создающие красоту, которая сродни красоте природы.

Новгородский музей, Лариса Новикова, живопись

- Окно здесь – в качестве сложного композиционного решения, - уточняет Володина. - Такого до неё не делали. Она единственный художник, которая создавала портреты-картины.

На выставке много работ, относящихся к пленэрному периоду творчества Ларисы Новиковой. В них как бы размыта ясность, уходит броскость.

Новгородский музей, Лариса Новикова, живопись

- Но посмотрите, как написан снег, который как будто бы вбирает движения воздуха. Или весеннее поле – не скучное, не грустное, художник видит землю не коричневой или серой, а сиреневой, с голубизной. Или просто сжатое жнивьё, с переливами полутонов. Казалось бы, это всем нам известные, простые мотивы, но мы их в повседневности не замечаем, а художник увидел по-другому, и мы по-новому узнаём окружающий мир и получаем от этого удовольствие.

Новгородский музей, Лариса Новикова, живописьУ картины «Половодье» тоже можно долго находиться. Опять пространство, окно, приближающаяся к нему вода, огромное количество подснежников и расцветающая верба на столе. Мы с собеседницей, чувствуем, кажется, одинаково, правда, выражаем свои ощущения по-разному. Меня восхищает, как художница работает с перспективой. Стол как будто бы надвигается на тебя, занимая весь первый план, чтобы не было лишних, отвлекающих деталей интерьера («видите, она стол переворачивает», - говорит спутница). Речная вода плещет прямо в оконную раму – и кажется, что эта уютная комната, заполненная запахом весны, твоё такое милое, обустроенное пространство, плывёт по волнам – куда, по чьей воле? («она приближает задний план, работает не как с фотоаппаратом – просто фиксируя, а выделяя для себя самое главное»). 

- Это женский натюрморт, женская живопись, и ничего предосудительного в этом нет, - добавляет Татьяна Володина. - Это мир женщины, очень чуткой к красоте природы. Но в то же время это – мир художника. У неё – не сусальная красота, не красивость, это подлинная красота, схваченная и запечатлённая надолго.

И ещё деталь, которую невозможно не отметить. Художника можно оценить по тому, как он пишет белый цвет. Мы-то понимаем, что скатерть на столе белая. Но белого цвета здесь практически не найти.  Белый создан из огромного количества цветных мазков. И это признак большого художника-живописца.

Наталья МЕЛКОВА

Фото: Александр КОЧЕВНИК

 

Выставка «Объяснение в любви. К юбилею Ларисы Петровны Новиковой. Живопись. Театральная графика», открывшаяся в Никольском соборе (Ярославово дворище, ул. Никольская, 5), продлится по 13 сентября. Здесь представлено 50 произведений, которые охватывают все основные периоды творчества мастера с 1959 по 1990 годы. Основная группа – это живопись: этюды и завершённые картины. Театральных работ – 12 (а в собрании Новгородского музея-заповедника их порядка 400), они позволяют увидеть, насколько ярким и самобытным сценографом была Лариса Новикова. Название выставки «Объяснение в любви» имеет двойной смысл. Художница своими картинами, полными глубокого чувства, говорит о своей любви к жизни, искусству и зрителям. Вместе с тем, выставка, которая открылась через 22 года после ухода Ларисы Петровны из жизни, – это и зрительское признание в любви художнику за чистоту и открытость души, за щедрость, с которой она делится красотой, которую видела. 

ПОДРОБНОСТИ:

Лариса Петровна Новикова (1930-1998) - заслуженный художник РФ. Она родилась и выросла в тверской деревне. Как личность она сформировалась в нелёгкие послевоенные годы. Поставив перед собой цель – стать художником, она последовательно шла к ней, преодолевая все трудности: сначала ремесленное училище, затем Ленинградское художественно-педагогическое училище и, наконец, – Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Здесь она получила специальность «художник театра», которая привела её в Новгородский областной театр драмы. С 1959 года Новгород стал её второй родиной. Здесь она нашла себя и в профессии сценографа, и в станковой живописи, получив признание как тонкий колорист, умеющий передать состояние человека и окружающей его природы.

Она входила в первый состав Новгородской организации Союза художников РСФСР. Её театральные работы, карандашная графика, а затем и живопись были неотъемлемой частью всех областных, региональных и республиканских выставок в 1980 – 1990-е годы. Лирическое дарование художника, искренность и глубина чувства, которые проявлялись в портретах, натюрмортах, пейзажах, привлекали зрителей, делали встречу с её искусством радостной и запоминающейся. Даже в последние годы жизни, будучи тяжело больной, Лариса Петровна создавала светлые работы. Её картины находятся в музейных собраниях Москвы, Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Томска, Петрозаводска, Тюмени, Омска, Архангельска; в частных коллекциях Англии, Австрии, Норвегии, России, США, Шотландии, Швейцарии, Японии.

Поделиться: