Старшая сестра старшего брата

«В некоторых книгах Ладогу называют столицей, не надо буквально это понимать!» - говорят местные жители.

Как ни ищи, не найти в этом поселении улицы Новгородской. Есть Культуры, Новая, Советская, Гаражная, Набережная, Варяжская, Поземская. Увы, нет даже переулков с таким названием – только Мебельный, Музейный, Почтовый, Княщинский. Топонимически родные нам здесь только две дорожки  – Волховский переулок и Волховский проспект. Но, несмотря на это,  в Старой Ладоге новгородский след можно найти практически везде. И параллели – исторические, политические, бытовые.

«Везде что-то было...»

Первая параллель – удивительная вписанность в природу крепостных стен, старинных монастырских зданий, которые, не в пример некоторым нашим современным постройкам, не только не портят её, но даже украшают.

«Взбираемся на бугор - и перед нами один из лучших русских пейзажей. Широко развернулся серо-бурый Волхов с водоворотами и светлыми хвостами течения посредине… Подле самой воды - типичная монастырская ограда с белыми башенками по углам... Далеко блеснула какая-то главка, опять подобие ограды, что-то белеет, а за всем этим густо зеленеет бор. Везде что-то было, каждое место полно минувшего»... – описывал Рерих. И не здесь ли он делал наброски к картине «Заморские гости»?

Сходное чувство охватывает у стен новгородского кремля, когда смотришь вдаль на Волхов. И, кажется, если вдруг появятся на волне варяжские ладьи, совсем не удивишься.

Похожа и судьба Волхова у наших древних городов, точнее, его трудовой биографии. Как вспоминают жители, ещё в 50-х годах прошлого века с ранней весны начинали плыть по реке гружёные суда, множество рабочих сидело на вёслах.

В Старой Ладоге, как и в Новгороде, не так много осталось памятников гражданской архитектуры, но к тому, что сохранилось, относятся бережно. Вот стоят два дома, каменный и деревянный, принадлежавшие в XIX веке купцам Калязиным. В каменном сейчас – музей археологии Ладоги, в деревянном до недавнего времени находился музей купеческого быта. Со временем  здание второго музея состарилось настолько, что его пришлось закрыть. Но дом не сносят. Скажем больше, его «лицо» регулярно обновляют. 

В 1499 году Ладога  состояла из крепости и посада, который, подобно Новгороду, делился на концы: Никольский, Богородицкий, Семёновский, Климятский и Спасский.  Не раз новгородцы и ладожане совместно отражали набеги завоевателей. Один эпизод: «В  1144 году здесь начинают строительство каменного кремля, а через 20 лет сюда приплыли воинственные  шведы на 55 судах. Местные жители сожгли свои дома и укрылись за стеной. После неудачи при штурме – 44 суда были пленены, шведы отправились обратно в Ладогу, однако там их настигли пришедшие на помощь новгородцы».

Как и мы, ладожане не расположены чтить память исторических лиц, которые нанесли их предкам боль. В Новгороде не найти памятника Ивану Грозному, в Старой Ладоге – даже скромного памятника Петру I. До 1704 года Старая Ладога была центром Ладожского уезда Водской пятины Земли Новгородской.  Великий реформатор, основав в устье Волхова Новую Ладогу, древнюю переименовал в Старую, лишил её статуса города и права иметь собственный герб. Многим ладожанам велено было переехать в новый уездный центр. После отмены крепостного права Старая Ладога была уже типичным селом: 103 лица мужского пола и 264 женского. От последствий царского указа поселение не оправилось: в 1961 году здесь жили 1059 человек, в 1997 – 2457, в 2017 – 1954. До ближайшей железнодорожной станции - 12 километров. В общем, глушь…

Столичный спор

Самая известная находка в сопках Старой Ладоги – бронзовая подвеска со знаком Рюриковичей:  стилизованным изображением сокола-Рарога, падающего на добычу  (символ до сих пор служит - в схематическом виде трезубца  -  гербом Украины, а теперь и на флаге Волховского района изображён трезубец - княжеский знак одного из Рюриковичей - Владимира Святославича). 

Ну, находка и находка.  Не сенсация. Но если захотеть, можно сделать и сенсацией. Часто бывает, что спорная идея, охватившая одного человека, заражает других. При сопутствующих обстоятельствах.

Так получилось с А. Н. Кирпичниковым, проводившим в Ладоге археологические исследования в начале 70-х годов прошлого века. Суть его гипотезы такова: раз  есть археологические находки, датируемые IX веком, значит,  доказано, что уже в тот период берега Ладожки были полностью освоены,  и Ладога - старше Новгорода. Но подобных находок присутствия на этих землях стоянок древних людей много, значит,  все - столицы? 

Летописи сохранились не все, а  сохранилвшиеся порой путают и учёных. По Новгородской летописи в Ладоге находится могила Вещего Олега, по киевской версии  его могила - в Киеве на горе Щекавице.

В некоторых списках «Повести временных лет» (в частности, в Ипатьевском) Ладога названа городом, куда в 862 году был призван на княжение варяг Рюрик:  «… и придоша к словеномъ первое  и срубиша город Ладогу и седе в Ладозе стареишии Рюрик …». Хотя в других списках говорится, что он сел княжить в Новгороде. Отсюда версия, что Ладога была первой столицей Руси (точнее, местом княжения Рюрика с 862 по 864 год).

Дескать, призванный словенами, кривичами и чудью в 861 году внук последнего словенского князя Гостомысла «с людьми и родом своими» обосновался поначалу в Альдейгьюборге или Древней Ладоге, а затем поднялся вверх по Волхову до Великого Словенска, но, сочтя его слишком маленьким и неудобным для своей дружины, в нескольких километрах вниз по Мутной реке , то есть Волхову, основал Новгород, которому суждено было стать новой столицей русской земли.

Наводят тень на плетень и приверженцы норманской теории.  Вспоминается история с двумя мечами каролингского типа, найденными археологами. Это доказательство присутствия скандинавов, - кричали они. Много позже учёные, по едкому замечанию одного из оппонентов, «научились очищать клинки от ржавчины, тут-то на «скандинавских» мечах прочли клейма мастеров - Славимир и Людота Коваль».

…По преданию где-то тут, неподалёку от Варяжской улицы, на вершине Малышевской горы у храма Иоанна Предтечи, стоял Нестор-летописец, размышляя: «откуда есть пошла русская земля»... Теперь русичам XXI века тоже придётся поразмышлять над тем же самым вопросом.

А вот за Старую Ладогу уже всё решили. И увековечили как первую столицу Руси. Теперь пройти короткую Варяжскую улицу быстро  не получится, если ты не местный житель. В начале её остановишься в небольшом сквере  у бронзового взлетающего сокола на камне («сокол» - толкование имени Рюрика).   Через несколько сотен метров по деревенской улице упрёшься в огромный памятник основателям Российского Государства Рюрику и Олегу. 

Ситуацию подогрел губернатор Ленинградской области  Александр Дрозденко, по инициативе которого был поставлен пятиметровый монумент: «По моему мнению, на двухтысячной купюре подобает разместить изображение основателей российской государственности - князей Рюрика и Олега. Для этой цели идеально подходит памятник князьям в Старой Ладоге».  Но   Совет директоров Банка России принял решение об ином оформлении новой банкноты.  

Правда, деликатные староладожские экскурсоводы эту тему не педалируют. («В некоторых книгах Ладогу называют столицей, не надо буквально это понимать!»). Да и зачем? В Старой Ладоге и так есть, на что посмотреть.

Альдога, Ладога...

Главная достопримечательность, конечно, крепость. Стоящая на стрелке  Волхова и небольшой речки Ладожки (транскрипция скандинавского названия Альдога, Альдек), она была заложена в IX веке. Во времена Новгородской Руси стратегически это была единственная гавань, где могли пристать морские суда, не способные плавать по порогам Волхова.

Уникальность крепости в том, что она была сооружена из известняковых плит, сложенных на глине без применения извести, то есть была каменная. Хотя даже через триста лет на Руси возводили больше деревянные и земляные оборонительные сооружения. Стены трёхметровой толщины достигали в высоту 8 метров. А так как и сама крепость стояла на высоком холме, они казались огромными.

Причём стена не только была возведена над речным обрывом, но и сам обрыв был облицован камнем. На протяжении XII-XV веков крепость доказывала свою надёжность, защищая северные русские земли, была неуязвимой для шведов и немцев, хорошо знакомых с передовой европейской техникой осады.

Как древние предания, звучат названия её башен - Раскатная… Тайничная… Стрелочная… Воротная… Теперь в них свободно гуляют туристы.

Самая мощная - круглая Климентская башня - имела 14 бойниц. В середине западной стены располагалась единственная квадратная башня. Путь неприятелю преграждало сразу несколько препятствий. Коленчатый въезд, помимо створчатых дверей, защищала деревянная опускная решётка – герса, ров с подъёмным мостом. Преодолев первое препятствие, враг оказывался в западне и был «как на ладони» для стрелков на крепостных стенах.

В первом ярусе Тайничной башни был устроен колодец, который соединялся трубами с Волховом. 

Внутри крепости располагаются две церкви. Домонгольская Георгиевская   - одна из самых древних каменных построек, сохранившихся на севере Руси. Храм очень «новгородский», расписывался   по заказу одного из новгородских князей новгородскими же и византийскими мастерами. Часть фресок пережила  несколько войн и чудом уцелела после революции. Знаменитым сделала храм фреска «Чудо Георгия о змие».

Рядом - церковь Димитрия Солунского. Святого очень почитали на древней Руси, его храм есть и у нас в Новгороде. Из-за ветхости древнюю церковь пришлось разобрать, а на этом месте по просьбе прихожан построили точную копию. В новом храме  заняли место отдельные детали  и предметы интерьера, сохранившиеся от старой постройки. Здесь же экспонируются фрагменты древних фресок.

То есть ладожане не стали сооружать световой купол над руинами, как у нас на Рюриковом городище, а вернули церкви вторую жизнь. От этого она не потеряла ни своей намоленной теплоты, ни архитектурной красоты. И пейзаж не пострадал, как  воскорбел бы он при нахождении на древнем месте руинированных останков, пусть и красиво законсервированных.

То же самое можно сказать и о крепости в целом. Начавшая разрушаться ещё в XIX веке (старинные фотографии сохранили вид  развалин), сейчас она восстановила почти все башни и предстаёт перед посетителями во всей своей суровой красоте.

И люди понимают - зачем это. Их отзывы – благодарность восстановителям: «Педанты будут уверять, что подлинной древности тут почти не сохранилось. Да, от старейшей крепости, возведённой во времена Вещего Олега, остались лишь предания…То, что мы видим сейчас – это восстановленные из руин постройки XII-XVI веков. Ну и пусть! Всё равно никто не убедит меня в том, что дух русской старины здесь фальшив. Никуда он не делся – слишком много воспоминаний хранит эта земля…»

Свидетели благочестия

Многого из истории древней Ладоги и истории вообще мы бы сейчас не знали, если бы не сохранились здесь два старинных монастыря. По левую сторону от Рюриковой  крепости - Староладожский Успенский женский монастырь, по правую - Староладожский Никольский  монастырь.  Оба в настоящее время - действующие.

Главное сокровище женского монастыря - стройный белокаменный Успенский собор, датой его основания принято считать 1156 год. Возможным основателем обители называют князя Мстислава (годы правления в Новгороде 1088—1093 гг., 1095—1117 гг.), построившего церковь для своей жены. Именно по его указанию была заложена церковь Благовещения на Городище в 1103 году, в 1113 году - Николо-Дворищенский собор.

Летописцы отмечали, что Мстислав «всем соседям его был страшен, к подданным милостив и разсмотрителен. Во время его все русские князи жили в совершенной тишине и не смел один другаго обидеть. Сего ради его вси именовали Мстислав Великий. Подати при нем хотя были велики, но всем уравнительны, и для того всии приносили без тягости».

Одно время Успенский монастырь был местом заточения многих известных женщин - первая жена Петра Великого Евдокия Лопухина, Евдокия Ганнибал, жёны декабристов.

Каменная церковь Успения - самый северный из храмов домонгольского периода Древней Руси. Считается, что этот храм - эталон новгородского зодчества. К счастью, он сохранился в первозданном виде, на его стенах найдено более 13 тысяч фрагментов росписи стен, датированных XII столетием.

В екатерининскую эпоху Успенский монастырь видел нашего гениального полководца А. В. Суворова, квартировавшего тогда со своим Суздальским полком в Новой Ладоге. «Сей безсмертный герой любил весьма природу… - писал в начале позапрошлого века его современник. - И одобрял на свежем воздухе все забавы, сопряжённые с большим телодвижением и нерастлевающие нравы. Он часто посещал Старую Ладогу, колыбель Российского могущества…»

Постигая суворовскую науку побеждать, солдаты Суздальского полка форсированным маршем покрывали расстояние от Новой Ладоги, и едва только видели стены Успенского монастыря, устремлялись на штурм.  Впрочем,  полковник  Суворов ни в коем случае не допускал каких-либо бесчинств своих солдат.  

Основание второго  Никольского монастыря относится к XII–XIII векам. Тогда же возводится в нём и собор Николая Чудотворца после победы   Александра Невского над шведами в 1240 году. Князь заложил его в память о «гиблых сродниках» и посвятил его святителю Николаю, покровителю путешественников, моряков и рыбаков. Тут же неподалёку победил в очередном сражении шведов. За монастырём сохранилось плато «Победище» и овраг с названием «Кровавый ручей».

В монастыре одно время жил святитель Игнатий (Брянчанинов). «Сматривал я на Волхов из окон Староладожского Николаевского монастыря, на угрюмый, на вечно беспокойный Волхов... — писал святитель в одном из писем. - Глядит угрюмо из берегов своих - этот властный эшафот и вместе могила многих тысяч новгородцев, беспокойных, суровых, буйных, как их Волхов»... Словно предвидел  участь монастыря в совсем недалёком будущем.

В годы безбожной власти Никольский собор приспособили под кузнечный цех, в церкви Иоанна Златоуста разместили склад запчастей, в кельях поселили работников МТС. Пятна солидола и копоти затягивали старинные иконы… Потомки тех людей, что молились в этих храмах, теперь оскверняли его. Однажды захотели очистить от ликов святых стены храма Иоанна Златоуста. Но случилась заминка: соскабливать святые лики со стен было то  ли лень, то ли боязно, да ещё пропала куда-то выделенная на это краска. Так и спаслась бесценная роспись храма. Но побыв потом общежитием, ПТУ,  в 90-х годах монастырь являл печальное зрелище.

Восстановительные работы в монастырях ещё не закончены, явно не хватает средств, но уже можно представить, каким   нарядным станет монастырь. В женском ухоженные клумбы и садовые фигурки как бы сглаживают впечатление от не восстановленного  пока. Но главное – атмосфера.  И поток верующих  не иссякает. 

Что касаемо земного. Издавна местные монахи считались прекрасными рыболовами. В монастырской лавке можно купить рыбку свежайшего копчения. Может быть поэтому неподалёку, у «путинской пристани», поставили  памятник рыбаку. (Так пристань, построенную  к приезду президента, зовут в народе. Президент побывал в городе всего два раза, зато к пристани теперь могут приставать большие  теплоходы с туристами). У ног рыбака –  пара лещей и щучка. У туристов появилась новая традиция - натирать чешую трофеев, лежащих  у ног рыбака: ради достатка. 

Шкатулка с загадками

Как и любой древний город, Старая Ладога – шкатулка с загадками и тайнами.

Например, почему-то в народе живёт легенда, что  в Старой Ладоге существовал «замок Рюрика». Ни в Новгороде его не было, ни в каком-нибудь другом древнем городе Северной Руси, а у них - был.

А ещё здесь рассказывают, что перед битвой на Чудском озере Александр Невский освятил свой меч в храме св. Георгия Победоносца. Именно это обеспечило победу русскому войску. 

Из Староладожской крепости хорошо видны древние курганы - два маленьких и один большой, насыпанные на крутом берегу Волхова. В самом высоком, как раз напротив места, где река делает крутой поворот, находится Дружинный могильник и, по преданию,  Олегова могила. «Иде Олег к Ноугороду, и оттуда в Ладогу. Друзии же сказають, уклюну змиа в ногу, и с того умре: есть могила его в Ладозе». Сподвижник Рюрика, Олег после его смерти стал правителем и опекуном-воспитателем малолетнего князя Игоря. Успешно воевал, подчинял своей власти земли и города, в том числе и Киев, к вратам Царьграда прибил щит. Почувствовав приближение смерти, Олег, которому было около 70 лет, захотел, чтобы его похоронили рядом с его воинами.

Современные археологи пока версию эту подтвердить не смогли. Нашли, правда, следы расхищения. Вот польскому этнографу Зориану Доленга-Ходаковскому в 1820 году повезло больше - в Олеговой могиле он обнаружил наконечник от копья. Советский археолог Сергей Орлов - череп коня и обломки византийской амфоры.  Урочище Сопки, урочище Победище на южной окраине села датируются VIII-X веками. Сейчас это археологический музей под открытым небом.

У Олеговой могилы начинается вход в некоторые пещеры и подземные галереи. Их происхождение и предназначение так и не выяснено. Историк Н. Костомаров, говоря о Староладожской крепости,  утверждал: «В стене были сделаны потаённые ходы, идущие вниз под землю. Неизвестно, на какое пространство тянутся эти подземелья и в каких направлениях; народное предание ведёт их под Волхов».

Искателей приключений, жаждущих найти в подземелье золотой гроб Рюрика, полный несметных богатств, так и тянет в подземные ходы. Как-то любитель русской старины генерал-майор Герард среди камней одной из башен нашёл лаз, через который попал внутрь подземного хода. В журнале «Соревнователь» за 1821 год подробно описано, как генерал проник «на каменную лестницу, которая привела его в просторную четырёхугольную комнату, из коей он опять по лестнице спустился в другую, подобную первой. Отсюда простирались подземные ходы на большое пространство, но он не мог продолжать своих изысканий - чрезвычайно густой и сырой воздух препятствовал дыханию, и множество нетопырей совершенно преграждали ему путь».

Подъём сюда легче спуска из-за отвесного берега высотой около 30 метров. Часть проходов завалена, как будто подземелье не намерено отдавать свои сокровища. Но однозначно говорить, что их существование – просто миф? Не нашли, не значит, что их нет. Легенды не рождаются на пустом месте. Любые оборонительные coopyжения всегда имели законспирированную сеть тайников, подземелий и лазов. В осаду в них прятались женщины и дети. Здесь скрывали от врагов святыни, ценности, летописи, книги. Такие ходы помогали совершать дерзкие  вылазки в стан врага или уходить из обречённой крепости.

Экстремалов манит и  Таничкина пещера - появившийся в XIX веке рукотворный грот со множеством лабиринтов и ходов и… самой большой на Северо-Западе колонией летучих мышей.

Следы разных столетий можно найти в Старой Ладоге, и новгородские в том числе. 10 веков  вокруг крепости селились люди, в хижинах разжигали очаги, в кузнях ковали мечи, горшечники лепили посуду...  Вот и сейчас границу старого поселения с противоположной Никольскому монастырю стороны закрывает подворье «Ремесленная слобода», где люди живут, содержат сувенирную лавку.

Путешествуя по окрестностям, можно осмотреть Любшанское Городище, Горчаковщинский водопад, старушку Волховскую ГЭС… Но часто ли жители «старшего брата» наведываются сюда?

Василиса ЯНИНА

Фото автора

 

Поделиться: