Собратья по перу

Чудовская земля открыла юбилейный год двух писателей.

Не так давно Новгородский музей-заповедник вошёл в Ассоциацию литературных музеев России. Это - новые возможности участия в межмузейных проектах и программах. В результате взаимодействия в начале марта в Доме-музее Н.А. Некрасова - Чудовском филиале Новгородского музея-заповедника открылась выставка «Достоевский и Некрасов: Собратья по перу. 1821 – 2021. К 200-летнему юбилею писателей». Она создана творческой группой Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского в Петербурге при участии Всероссийского музея А.С. Пушкина и Музея-заповедника Н.А. Некрасова «Карабиха».

- Великому Новгороду и нашему музею повезло - в год юбилеев знаменитых писателей мы храним и позиционируем на всю страну два музея – Фёдора Михайловича Достоевского в Старой Руссе и Николая Алексеевича Некрасова в Чудове, - сказала генеральный директор Новгородского музея-заповедника Наталья Григорьева. – В день памяти Фёдора Михайловича в феврале в старорусском музее мы открыли Год Достоевского в Новгородской области. А теперь в Чудово приехала выставка, посвящённая юбилейному году двух писателей. Эта выставка для нас – премьера, и я очень этим горда и благодарна нашим коллегам из литературных музеев за сотрудничество.

Музей Некрасова в ЧудовоОтметим, что жители Новгородской области и гости из других регионов смогут посетить эту интересную выставку до начала апреля. И это будет, действительно, хорошим познавательным подарком. Сама же экспозиция задумана как кочевая – она проедет по музеям Некрасова. Выставка открылась в декабре, ко дню рождения Н.А. Некрасова, в Литературно-мемориальном музее Ф.М. Достоевского в Санкт-Петербурге. Из Чудова она отправится в Ярославскую область, в музей-заповедник «Карабиха». А затем вернётся в Петербург и будет экспонироваться в музее-квартире Некрасова на Литейном проспекте – филиале Всероссийского музея А.С. Пушкина.

Об этом рассказала на презентации выставки Наталья Ашимбаева, директор Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского.

- Мы отмечаем два важных, знаковых юбилея. Достоевский и Некрасов – фигуры первого ряда в XIX веке, это два писателя, которые были очень близки друг другу, очень важны друг для друга, несмотря на то, что пути их шли по-разному – перекрещивались, расходились, - комментировала Наталья Ашимбаева. - Они бывали на стадии оппонирования, но тем не менее очень глубоко ценили творчество друг друга. И можно смело сказать, что в творчестве Достоевского произведения Некрасова, строчки из его стихотворений многократно отразились. Он брал эпиграфы из произведений Некрасова, цитировал мимоходом отдельные строки из поэзии Некрасова, когда хотел подтвердить какую-то свою мысль и в публицистике, и в художественном творчестве. Мы видим важное единение двух выдающихся, гениальных людей – писателя и поэта.

Экспозиция построена именно так, что можно проследить моменты схождения и расхождения, сближения и отдаления друг от друга Достоевского и Некрасова. Для обоих памятны дни, когда произошёл писательский дебют Достоевского.

- Именно Некрасов благословил его в литературной деятельности, опубликовав в 1846 году в своём «Петербургском сборнике» первое произведение «Бедные люди», которое принесло Достоевскому нежданный, хотя чаянный писательский триумф. Достоевский только что был никому не известным литератором, но после этой публикации он сделался знаменит, о нём все заговорили. И сам Достоевский был буквально в упоении от этой нежданно пришедшей славы. Это привело к их сближению, близкому знакомству, - Наталья Ашимбаева ведёт нас по уютному залу музея, где размещена выставка.

Некрасов, 200-летие

Её первый раздел посвящён именно этому периоду. Надо отметить, что над всей экспозицией доминируют парные портреты Достоевского и Некрасова. И здесь, в первой части выставки, - молодой Достоевский, это рисунок Константина Трутовского, и здесь же молодой Некрасов – копия портрета, выполненного художником Захаровым, оригинал картины хранится во Всероссийском музее А.С. Пушкина. А завершается выставка копиями двух знаменитых портретов - Достоевского работы Василия Перова и Некрасова работы художника Николая Ге.

У Некрасова и Достоевского есть точки соприкосновения, есть то, что их роднит. Достоевский в очерке, посвящённом Некрасову, опубликованном в «Дневнике писателя» говорил о нём как о человеке и писателе, который важное и главное, своё, личностное выразил в эпоху, в которой жил. Достоевский, сам натура противоречивая, сложная, человек, который знал в своей жизни взлёты и падения, который умел страдать и каяться, называл Некрасова человеком, «страстным к страданию».

Мы следом за нашим гидом идём по выставке, которая ведёт по точкам литературной, писательской, человеческой связи Достоевского и Некрасова. После своего блистательного дебюта 1840-х годов Достоевский вошёл в круг литературы своего времени. И мы видим портреты Белинского, Григоровича, Тургенева. И здесь же Авдотья Панаева, сыгравшая большую роль в жизни Некрасова, и в которую Достоевский, очарованный на первых порах её обаянием и красотой, тоже был влюблён.

Затем в жизни Достоевского произошёл огромный слом. Он, будучи участником кружка Петрашевского, подвергается в 1849 году аресту и на десять лет выбывает из литературной, общественной жизни.

- Но он не остаётся забытым, - продолжает свой рассказ Наталья Ашимбаева. - Когда Некрасов писал свою поэму «Несчастные», он вспомнил Достоевского – каторжника, узника и вывел его в образе Крота.

Конечно, у них были расхождения. Достоевский был «почвенником», был близок скорее к консервативному кругу по своим убеждениям. Некрасову импонировали радикальные мысли своего времени. Так что в общественно-политическом плане они были оппонентами. Но они ценили друг друга как художники. Общими у них были страстность к страданию, понимание глубин противоречий человеческой души.

В 1874 году, после выхода в свет романа «Бесы», либеральная молодёжь, общественность, многие литераторы осудили Достоевского, считали его произведение мракобесным, ретроградным (на выставке мы видим карикатуру Лебедева на Достоевского). И Некрасов приходит на помощь Достоевскому: просит дать новый роман «Подросток», чтобы напечатать в «Отечественных записках». Это был неожиданный поворот в существующих на то время взаимоотношениях, его оценил Достоевский, а Некрасов говорил, что он читал роман, не отрываясь. И снова происходит важный момент сближения писателей.

Некрасов, Чудово, 200-летие

Оба они – певцы Петербурга. И на иллюстрациях, представленных в экспозиции, - места, нашедшие отражение в произведениях Достоевского: Владимирская площадь и Сенная, вокруг которой завязано действие романа «Преступление и наказание», и, безусловно, – мрачные и таинственные углы Петербурга. И… очень «достоевская» атмосфера в стихах Некрасова.

Достоевский чрезвычайно высоко ценил поэзию Некрасова. Даже тогда, когда он бывал, может быть, обижен, например, когда Некрасов отверг, не стал публиковать «Село Степанчиково», несмотря на то, что Достоевский, вернувшийся с каторги, нуждался в публикации.

Они оба, каждый по-своему, были народолюбцами, хотя в общественных позициях они находились в разных лагерях. Достоевский очень ценил стихотворение Некрасова «Влас». Считал его «Великим Власом» – именно как выражение русской души, русского характера, способного к падению и способного к покаянию.

«Когда из мрака заблужденья Горячим словом убежденья Я душу падшую извлёк…» - помните? эти строки Некрасова - эпиграф к «Запискам из подполья» Достоевского.

Некрасов, Чудово, 200-летие

Что ещё сказать о выставке. Если замечательные изображения из собраний Всероссийского музея А.С. Пушкина, Государственного музея истории российской литературы им. В.И. Даля, Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского, Третьяковской галереи, Русского музея, Государственного Эрмитажа - представлены здесь в копиях, то издания XIX века – подлинные. Это журналы и альманахи, издаваемые Достоевским и Некрасовым, прижизненные издания романов «Преступление и наказание» и «Подросток», сборник «Последние песни» и собрание сочинений Некрасова в трёх книгах - мы видим подлинные. 

- Наш дизайнер, - отметила Наталья Ашимбаева, - решал оформление выставки сначала для двух залов Всероссийского музея А.С. Пушкина, затем перекомпоновал для нашего мемориального музея Достоевского. Зал в Чудове небольшой, но уютный, светлый, я бы скала, душевный. Цельность выставки, её смысл, её содержание здесь полностью воспроизведены.

Наталья МЕЛКОВА

Фото: Татьяна АЛЕКСЕЕВА

Поделиться: