Родная 60-я. Путешествие вдоль новгородской параллели. Вологодские монастыри

09 января 2016, 13:38 / 0

В моём распоряжении два дня. Какие ещё места Вологодчины хочу и смогу увидеть? Север – уже мой. Южнее Новгород. Значит, остаются запад и восток. Всю область с запада на восток, а это 650 километров – от Онежского озера и Вытегры до Великого Устюга, - конечно, одолеть не представляется возможным по времени. Придётся ограничиться дневной автомобильной доступностью. День на запад, второй на восток. Решено - буду дальше путешествовать по 60-й параллели. Почему? Так ведь исторические места - от основания Руси, маршрут легендарных братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. И всё, куда ни кинь взгляд по карте, - бывшая новгородская земля, владения Господина Государя Великого Новгорода. На запад мы поедем в Кириллов и Ферапонтов монастыри. На восток – в Тотьму.

Параллель и ассоциации

Серебристый новенький «Хёндай» по гладкому шоссе весело преодолевает 120 километров пути от Вологды до села Ферапонтово.

Прямо у Святых ворот Ферапонтово-Белозерского монастыря, расположившегося на высоком холме, расстилается гладь Бородаевского озера. Быстрая, прыгающая по камешкам, маленькая речушка Паска соединяет Бородаевское озеро с Паским. Простор, воздух, сосны. На  противоположном берегу село. Под ногами – шестидесятая параллель.  И сразу же масса исторических и географических ассоциаций. Следуя по ней на запад, можно попасть в устье Невы, там Александр Невский сокрушал шведов. А дальше – Скандинавия, разные города и столица Осло, оттуда, из тех краёв пришли варяги, викинги, которых призвали новгородские словене, чтобы привести в чувство разрозненные словенские племена. В сорока километрах отсюда, на берегу Белого озера обосновался Синеус.

Ферапонтов монастырьРека Борода, вытекающая из Бородаевского озера, впадает в летописную Шексну, которая, беря начало в Белом озере, стремится в Волгу, а та в Каспийское море. Знал ли преподобный Ферапонт, что на Бородаевском озере находится водораздел двух водных европейских систем – южного и северного бассейнов, - житие не сообщает.  Вода в озере, рождающаяся из глубокой впадины с мощными родниками, буквально распадается на две части. Направляясь по этой же, шестидесятой, параллели на восток, по Сухоне и Северной Двине, можно попасть в Белое море... 

«Прозреть сквозь стены»

И славно, что мы не отказались от экскурсии по Ферапонтово-Белозерскому монастырю, хотя и стоила она, групповая, несмотря на то, что нас было только двое, довольно недёшево – 1650 рублей. Можно было бы и за 250 рублей просто войти в храм Рождества Богородицы, заплатив дополнительно 200 рублей за фотосъёмку, чтобы увидеть фрески Дионисия. Но общение с великолепным экскурсоводом Мариной Сергеевной Серебряковой стоило и денег, и времени. Сколько его нужно, чтобы поведать о 600-летней истории монастыря? Мы за два часа почти академической лекции не только познакомились с жизнью обители, но и вспомнили, и обновили свои знания истории. 

Путь к спасению долгий и трудный. Монастырь даёт это ощутить даже на физическом уровне. Нужно подняться по холму к его стенам. Пройдя через Святые врата с двумя шатровыми башнями продвигаться выше – к главному храму Рождества Богородицы. И чтобы войти в него – преодолеть крутые ступени высокого крыльца, сейчас находящегося внутри пристроенного двухъярусного перехода к Трапезной палате. Устроители монастыря великолепно справились с концептуальной задачей: всяк входящий должен понять, что движение к спасению сопряжено с немалыми трудностями.

Мы ещё не вошли в собор. Мы видим его купола, полукружия кирпичного узорочья верхней части трёхнефных стен. Нижняя вместе с главным входом укрыты  более поздней пристройкой. Здесь, призывает экскурсовод, мы должны «прозреть сквозь стены» первоначальный облик храма с внешними росписями Дионисия. Мы стараемся. Но, конечно же, воображаемое не превосходит того, что увидим воочию.

Фрески ДионисияГолубоватые, оранжевые, много оранжевого, белые тона внешних и внутренних храмовых росписей – жизнерадостны и воздушны. Ощущение, как будто бы приподнялся над землёй, легко паришь в этом пространстве, реальном и нереальном одновременно, среди  героев евангельских сюжетов, как будто бы именно на тебя обращён ласково-строгий понимающий взгляд Вседержителя, тебя поддерживают в невесомости благословляющие руки Божией Матери.

Дионисий, Дионисий Мудрый, по житийным источникам, «иконописец паче же рещи живописец», был «преизящным живописцем», и вместе с тем – простым мирянином, имеющим детей (один из его сыновей, Феодосий, тоже известный живописец, которого, как и отца, называли Начало-художником, возглавлял росписи Благовещенского придворного храма у Василия III в Московском кремле), человеком, совсем не лишенным мирских радостей, свободным, раскованным. Пафнутий Боровский, у которого Дионисий также расписывал храм, запрещал мирянам вкушать мирскую пищу в монастыре. А Дионисий со своими помощниками учинил  ужин из бараньей ноги, запечённой с яйцами, но приготовленное блюдо превратилось в червей, и это так поразило Дионисия, что он покрылся струпьями, лёг на скамью, не мог двинуться. Призвали Пафнутия, Дионисий покаялся, был окроплён и смог продолжать работу.

За 34 дня аскезы – «В лето 7010 месяца августа в шестое на Преображение Господа нашего Иисуса Христа начата бысть подписать сия церковь... а писцы Дионисий Иконник с своими чады» - сотворить удивительную стенопись церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре, которая, слава Богу, не тронутая войнами и разрушениями, позволяет и сейчас окунуться в мироощущения очевидцев XV столетия, почувствовать энергетику тех, кто «живописал в ощущении духа святого».

Ферапонтов монастырьЕсли бы само пространство высокого холма, окруженное монастырскими стенами,  сохраняло человеческую энергетику, мы смогли бы  ощутить присутствие многих живших и бывавших здесь людей – святых, царей, разных - смиренных и жестоких, участников эпохальных событий. Но и умозрительных впечатлений достаточно. Можно представить, как Спиридон Савва, поставленный в Константинополе митрополитом Всея Руси, но так и не приступивший к исполнению своих обязанностей, сосланный в Ферапонтов монастырь, – для Москвы Константинополь уже был нелегитимен, - пользуясь обширным монастырским собранием рукописей, писал здесь летописи и сказания о князьях владимирских, давшие власти московской возможность представить себя преемниками римских императоров.

В Ферапонтовом монастыре, как и Белозерском Кирилловом, царь Василий III вместе со своей женой Еленой Глинской молил о даровании долгожданного наследника, после благополучного появления которого одаривал монастыри своей милостью. У их вымоленного сына, Ивана Грозного, в обителях были свои покои, и перед смертью он был пострижен в иноки Кириллова монастыря.

Здесь, до перевода на тюремное заключение в Кирилло-Белозерский монастырь, проживая в Гоственной палате, провёл в ссылке 10 лет шестой патриарх Московский и Всея Руси Никон, бывший до этого митрополитом Новгородским и обустроившим на новгородской земле Хутынский и Иверский монастыри, которого, ещё обожая, царь Алексей Михайлович называл «великим солнцем сияющим».

Здесь упокоен  преподобный Мартиниан, ставший преемником Ферапонта и  выстроивший монастырь на Бородаевском озере. Над его захоронением в возведенной церкви была установлена золоченая деревянная рака. Сейчас её поменяли на копию, изготовленную, кстати, два года назад новгородскими реставраторами.

Посетителей в монастыре немного. Дважды – в кассе музея и в соборе Рождества Богородицы - сталкиваемся с группой, состоящей из седоватого священника в чёрной рясе и нескольких женщин, в руках двух из них профессиональные видео- и фотокамера. Не сдерживаю любопытства и интересуюсь, кто они. Отец Владимир и его сопровождающие приехали из Лондона. Представители русской православной церкви за рубежом. В Лондоне приход – триста тысяч русских, говорит отец Владимир. Там на пожертвования прихожан и спонсоров выстроен храм Божией Матери с особенностями псковской архитектуры.   Анна, так представляется одна из женщин, - художник, преподаёт в Московской академии живописи, она будет заниматься росписями лондонской церкви.

Будничности монастырю придают строительные работы. Вся территория распланирована, участки разровненной земли засеют травой, намечены дорожки, скоро здесь будет плиточное покрытие. Временно нарушая открыточную панораму монастыря, рабочие принимают с автокрана деревянные балки для кровли Казённой палаты…

 «У меня есть для вас Царские врата»

Можно сказать, повезло, что знакомство с Кирилло-Белозерским монастырём, комплекс которого занимает почти 12 гектаров, мы начали, так получилось, с самой большой его части – Нового города. Внутри него мы ходили и ходили, чтобы рассмотреть и монастырские трёхъярусные мощные, с башнями и кельями, стены, которые тянутся более чем на два километра, и старинную деревянную северную церковь, привезённую и сохраняющуюся здесь под прозрачным пологом, и ветряную мельницу, и экспозицию под открытым небом диковинных небольших судов – долблёнок, дракаров и ещё невесть чего. 

Кирилло-Белозерский монастырьЭта прогулка скрасила чувство небольшого разочарования, возникшего, когда, приехав в монастырь, подумали, что не увидим его во всей красоте, потому что и здесь затеян нешуточный ремонт. Через главные ворота пройти мы не смогли – рабочие перфоратором разбивали старый асфальт, за стенами разворачивался кран, рядом разгружали гранитную брусчатку, дополняя уже возвышающиеся горки, площадь перед собором мостили плиткой. Архимандричий корпус, стоящий без кровли, с тюками утеплителя на перекрытии, добавлял ощущения неуютности.

Но после путешествия по Новому городу размах ремонтных работ  померк в сравнении с масштабами самого монастыря. Можно было продолжать  любоваться одиннадцатью церквями, ухоженными лужайками и клумбами цветов в двух других частях обители – Большом Успенском и Малом Ивановском монастырях. Можно было выйти за стены монастыря прямо на берег Сиверского озера и наблюдать за утиной эскадрой, маневрирующей среди прибрежных валунов, пытающейся оторваться от берега – и безуспешно из-за волн, поднятых ветром, или прикормить пеших уток на суше, ревниво отгоняющих от крошек наглую галку. 

Мне так хотелось попасть в отреставрированный Успенский собор – главный храм монастыря, который оставался закрытым в течение сорока лет. И надо же, именно в день нашего приезда он снова оказался на реставрации – на несколько дней – там шёл монтаж чугунного светильника. Ну, тогда надо хотя бы подробнее узнать об этих нескончаемых ремонтах-реставрациях – решила я. И отправилась на поиски того, кто сможет удовлетворить моё любопытство.

В Кирилло-Белозерском монастыре- Нет, новгородцы намного больше средств привлекают, - без зависти и с уважением к коллегам из Новгорода констатирует Марина Смирнова, заведующая отделом капитального ремонта, реконструкции и реставрации Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Стройная, высокая, симпатичная, немного смутившаяся поначалу от нашего внезапного вторжения в кабинет, куда она только что вернулась с площадки, – девушка на первый взгляд вовсе не походит на начальника строительства. Но лишь на первый взгляд.

Как я люблю профессионалов! Знающих своё дело, без демагогических замашек и снобизма, ценящих своё и чужое время. Проще простого было бы отделаться от новгородской журналистки, а в настоящий момент – как бы обыкновенной туристки. Но… Инженер-строитель Марина знакомит нас со своим хозяйством. Говорит всё более увлечённо, перечисляя объекты, приводя цифры. 

В последние годы музей участвует в федеральной целевой программе «Культура России». На этот год выделено 200 млн. рублей, заключены двухгодичные договоры на реставрационные и проектные работы. Сейчас на реставрации главная входная башня – Казанская, Троицкие ворота, церковь Преображения, территория так называемого Тюремного двора – жилые кельи первого яруса монастырских стен с чуланами (отреставрированные помещения будут приспособлены под сувенирную торговлю, проведение мастер-классов по ремёслам). Заканчиваются архитектурная реставрация центрального соборного комплекса, благоустройство центральной площади. Начата реставрация живописи XVII-XIX веков в Успенском соборе. Разрабатываются проекты реставрации особо аварийных участков стен и башен XVI века, тех, что идут вдоль озера. На следующий год музей подготовил заявку в ФЦП на 600 млн. рублей.

Утки в Кирилловом монастыреНе удивляюсь, что речь снова заходит о новгородцах. Куда же без них? Выясняется, что кровли Архимандричьего корпусе здесь и Казённой палаты в Ферапонтовом монастыре, который является филиалом Кирилло-Белозерского музея-заповедника, ремонтируют строители из Великого Новгорода – ООО «Реставратор». Кровли пострадали, в Ферапонтове от урагана, и на ремонт выделены целевые федеральные субсидии. Но и это не всё. 

- Мы так благодарны реставраторам из ООО «Новгородская фреска», - говорит Марина. – Бригада Тамары Ивановны Анисимовой два года работала на реставрации деревянного позолоченного иконостаса в Успенском соборе. Он был в аварийном состоянии, они его укрепили, нигде не дозолачивали, а именно собирали по кусочкам, подклеивали существующую позолоту, где она отошла…

Мне становится так приятно, как будто бы похвалили мою родню.

- А знаете, я открою для вас Успенский собор, увидите, что сделано. 

Мы идём к храму. Марина продолжает свой рассказ.

- С Царскими вратами у нас была большая проблема, их невозможно было восстановить, нужно было менять. И Тамара Ивановна сказала: «А у меня есть для вас Царские врата». Мы удивились, но когда их привезли, установили - они точь-в-точь вписались в иконостас собора.

В храме мне кажется, что не свет от включенных люстр, а мягкое свечение старого золота на рамах иконостаса и чуть более яркое Царских врат пронизывает пространство собора, падает бликами на новые плиты пола,  металлическое литьё пока еще не поднятого огромного светильника, стены и колонны со старыми фресками, которые дождались милосердного ухода.

Наталья МЕЛКОВА

Фото автора

Смотреть фоторепортаж

Поделиться: