Прогулка в XIX столетие

В Старой Руссе создан музей одного знаменитого романа.

«Трудно предъявить дорогое детище»

На набережной реки Перерытица в Старой Руссе у дома купца Беклемишевского ожил XIX век.

По аллее прогуливался городской люд – дворяне и мещане, за домом в саду были слышны звонкие голоса – гувернантка и няня никак не могли усадить за чтение расшалившихся детей.

Для сотрудников Новгородского музея-заповедника это был очень волнительный день. И не только потому, что стояла задача сразу же «перенести» гостей Старой Руссы в позапрошлое столетие, в чём помог творческий коллектив Старорусского народного театра «Диалог».

На суд авторитетных коллег из Москвы, Санкт-Петербурга и многих других городов России новгородские музейщики вынесли свой новый, долгожданный проект. На презентацию Музея романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» в Старую Руссу прибыли около 40 сотрудников литературных музеев из Казахстана, Татарстана, Ростова, Иркутска, Перми, Ульяновска, Орла, Белгорода, Нижнего Новгорода, Вологды, Сыктывкара, Саратова - сохраняющих литературное наследие Пушкина, Лермонтова, Есенина, Блока Тургенева…

Старая Русса

«Именитым, строгим, профессиональным и знающим людям, которые видят все огрехи, трудно предъявить дорогое, вынянченное детище», - говорили новгородцы.  

Дмитрий БакНаталья Григорьева, генеральный директор Новгородского музея-заповедника, открывшая презентацию, первое слово предоставила Дмитрию Баку, директору Государственного литературного музея, соучредителю Ассоциации литературных музеев России, поблагодарив его и Союз музеев России за содействие в приглашении в Новгородскую область представителей музейного сообщества.

- Ассоциация литературных музеев России объединяет около 50 литературных музеев. Мы не стремимся к механическому умножению численности членов ассоциации, главная наша цель – добиться,  чтобы группа литературных музеев работала как сеть, - сказал Дмитрий Бак. - У нас есть очень много общих проектов: центральные выставки, форумы. То, что происходит сегодня, имеет особое значение. Я от всей души поздравляю Новгородский музей-заповедник, крупнейший музей в стране, представляющий регион, и коллег из музея в Старой Руссе с этим необыкновенным достижением. Сегодня, можно считать, даётся старт грядущему празднованию 200-летия Ф.М. Достоевского, которое состоится осенью 2021 году. Мы обязаны сделать всё, чтобы один из самых замечательных великих русских писателей стал ещё более известен всему миру.

Открытию Музея романа «Братья Карамазовы» в Старой Руссе рады многие музейщики. Об этом сказала и директор Государственного музея Ф.М. Достоевского в Санкт-Петербурге Наталья Ашимбаева:

Павел Фокин, Наталья Ашимбаева- Сегодня очень радостный день, которого мы ждали очень долго. Я надеюсь, что этот музей, как вино – которое долго выстаивается, бывает особенно хорошо. Не сомневаюсь в том, что музей будет очень востребован.

Она вспомнила, как давно, приехав в Старую Руссу, ходила по улицам с Георгием Ивановичем Смирновым, «замечательным энтузиастом и первым директором музея, который был буквально болен Старой Руссой». Он показывал гостье места братьев Карамазовых, как и Даниилу Гранину, который в отроческие годы жил в Старой Руссе и тоже очень любил этот город. Гранин даже в одной из своих повестей написал, что он приходил к этому дому, где ещё не было музея, а старые люди ещё помнили Анну Григорьевну Достоевскую. Он приходил сюда, чтобы посидеть немножко в одиночестве, подумать, и мысли его были о Достоевском.

- Этот город буквально насыщен ассоциациями, город литературный, живой город Достоевского и его романа. Мы со старой Руссой давно дружим, считаем, что Фёдор Михайлович писал роман и в Старой Руссе и у нас, в Петербурге, и это совершенно справедливо. Мы испытываем братское чувство к музею и очень рады, что его открытие состоялось, - сказала Наталья Ашимбаева.

Замечательным событием назвала открытие музея Надежда Егорова, первый заместитель главы администрации Старорусского района. Она Борис Непомнящийнапомнила, что Фёдор Михайлович Достоевский восемь летних сезонов, начиная с 1872 года, провёл в Старой Руссе, где  имел недвижимость, наверно, единственную недвижимость, которая была у семьи Достоевских.

- Он говорил, что в этом доме всегда отдыхает нравственно и духовно, - сказала Надежда Егорова. - Наверно поэтому главный роман Фёдор Михайлович написал на фоне нашего провинциального городка. Рушане давно ждали этот музей. Мы уверены – он будет пользоваться большой популярностью и у рушан, и у тех, кто будет приезжать в наш город.

Авторство художественного проекта музея принадлежит Борису Непомнящему, народному художнику России, члену-корреспонденту Российской академии художеств.

- Мы делали проект с моим коллегой и другом Николаем Исправниковым, с которым знакомы уже 45 лет, - рассказал художник. - Начало этой идее было положено значительно раньше, но десять лет назад мы появились в этом Беклемишевском доме, и тогда зашёл разговор о проектировании музея. То, что музей сегодня открылся, это не только заслуга проектировщиков, но всех, кто принимал в этом совершенно невероятное участие. Это абсолютно все работники музея. Строители, реставраторы очень многое сделали. Тут очень интересные мультимедиа, это блестящая работа Игоря Гаврина. Одним словом, приложены огромные усилия и очень хотелось бы, чтобы всякий пришедший не искал какие-то недостатки, а постарался проникнуться воплощённой идеей.

Как МБРР прочитал «Братьев Карамазовых»

- Я считала, считала и поняла, что мы целых 50 лет шли к этому знаменательному событию. Ещё Георгий Иванович Смирнов мечтал о создании здесь литературного музея. Музей – такая организация, которая всегда растёт и всегда изменяется. Мы, конечно, многое будем менять, но самое главное уже сделано. Прошу вас в дом братьев Карамазовых, - пригласила познакомиться с новым музейным объектом прибывших гостей и рушан Наталья Костина, заведующая филиалом Новгородского музея-заповедника «Дом-музей Ф.М. Достоевского в городе Старая Русса».

Уже в ходе экскурсии она, отвечая на вопросы, рассказала, что концепция создания именно музея одного романа Ф.М. Достоевского была утверждена в 2000 году. Её защищали на научном совете в Новгородском музее-заповеднике. Но до начала реализации идеи прошёл ещё довольно длительный срок. В 2012 году была подана заявка на участие в проекте «Сохранение и использование культурного наследия в России», который реализуется с привлечением финансовых средств федерального бюджета и Международного Банка реконструкции и развития.

Но заявку ещё надо было отстоять.

Александр Семёнов, заместитель генерального директора «Фонда инвестиционных строительных проектов Санкт-Петербурга», осуществляющего финансирование проекта, рассказал, как МБРР «отправился читать» роман Достоевского «Братья Карамазовы».

- Это первый случай, когда мы делаем музей по одному литературному произведению. У нас много проектов в разных областях – Ленинградской, Псковской, Тверской. С Новгородским музеем-заповедником реализуем ряд крупных проектов с масштабными инвестициями – музейный объект на Рюриковом городище, реставрацию Белой башни закончили. Но есть небольшие подпроекты, которые помогают учреждениям культуры реализовать идеи, на которые не хватает бюджетных средств. Тут всё сошлось: отличная идея, место замечательное – весь город это история Достоевского и история романа «Братья Карамазовы».

Была, однако, загвоздка. В чём?

- Во-первых, нужно было рассказать Всемирному банку, что такое роман «Братья Карамазовы». Я на это потратил довольно много времени, - вспоминает Александр Семёнов.

- Наверно, пересказывали роман? – пошутил Дмитрий Бак.

- Нет, не пересказывал. Но сказал, что это роман, в котором подняты все темы, над которыми человечество бьётся веками, все темы, над которыми каждый человек задумывается. Взаимодействие отцов и детей, братьев в семье, отношение к деньгам, отношения мужчины и женщины – все вопросы, важные для человечества. И банк пошёл читать роман «Братья Карамазовы».

Александр Семенов, Наталья Григорьева

Наталья Григорьева для нас уточнила: по условиям проекта МБРР финансирует только наполнение музея. Непреложное требование – здание должно быть капитально отремонтировано. Этим и занимались музейщики области и Старой Руссы. Были переоформлены все документы на землю и дом, перезаключены договоры с ресурсоснабжающими организациями, проведён капремонт здания, заменена электропроводка, охранная сигнализация. Сделан художественный проект, который также согласовывался с банком. Затраты Новгородского музея-заповедника на строительные и реставрационные работы составили более 4 млн. рублей. Вложения МБРР в создание музея – порядка 22 млн. рублей.

Без мистики не обошлось

Что же увидели гости?

Шесть залов представляют разные дома Скотопригоньевска, прообразом которого послужил город Старая Русса. Кабинет Фёдора Михайловича Достоевского, гостиная Фёдора Павловича Карамазова, гостиная Катерины Ивановны Верховцевой, комната гимназиста Коли Красоткина, трактир, келья старца Зосимы.

Старая Русса, Музей романа "Братья Карамазовы"

Здесь воссозданы интерьеры XIX века – отреставрированные буфеты красного дерева, массивные зеркала в оправе из дуба, старинные часы, предметы обихода…

Сразу оговорюсь, что у каждого, кто побывает в Музее романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», возникнут собственные ощущения и ассоциации. Меня не смутили, например, как коллегу, и позже выяснилось, что не только его одного, фигуры персонажей романа – Фёдора Павловича, его сыновей Ивана, Дмитрия, Алексея, лакея Павла Смердякова, Катерины Верховцевой и Грушеньки Светловой - выполненные в реальный рост, но без обозначенных черт лица и в одеждах однотонного серого цвета.

Но, наверно, таковой и была задумка дизайнеров – здесь, в этих залах, только обозначается их присутствие. Тени  прошлого, волей случая заглянувшие в настоящее. И я поняла оторопь сотрудницы музея, увидевшей только что привезённые фигуры. «Тени», ещё не поднятые в экспозицию на второй этаж, группой стояли на первом, как будто бы переговариваясь в ожидании, что вот-вот окажутся в своей привычной, как в жизни, обстановке.

Конечно, в этом случае до мистики далеко. Но какие-то интересные случайности всё-таки происходили, когда музейные работники занимались интерьером. В гостиной Фёдора Павловича Карамазова, где экскурсоводы будут рассказывать «Историю одной семейки», совершенно случайно, но очень символично рядом оказались фигура главного героя романа Алексея, «раннего человеколюбца», как называл его Фёдор Михайлович Достоевский, и настольные часы с фигурой апостола Павла. И если Савл, преследовавший первых христиан, стал в итоге апостолом Павлом, то Алёша, подозревал Фёдор Михайлович, есть такая версия, пройдёт обратный путь – из «раннего человеколюбца» превратится в террориста.

Провокационный, но яркий элемент, как говорит Наталья Костина, допустили, оформляя «окно», соединяющее два смежных помещения музея – детскую комнату и трактир. В окошке гимназиста Коли - храм Спаса на Крови, возведённый на месте, где был смертельно ранен в результате покушения император Александр II. И здесь же, на подоконнике учебник с портретом императора. Вместе с этими мальчиками Алёша Карамазов станет террористом?

Старая Русса, Музей романа "Братья Карамазовы"

До убийства Александра II Фёдор Михайлович Достоевский не дожил месяца. В стилизованном трактире, на обратной стороне названного «окна» - фотография Торговой площади Старой Руссы. В верхнем правом углу на снимке церковь Александра Невского, возведённая после первого покушения на государя – неудачную попытку совершил в 1866 году Дмитрий Каракозов.

Над трактиром – келья старца Зосимы. Здесь, как и в других помещениях, большой мультимедийный контент – монастыри, святители, преподобные, блаженные. «Русский народ весь в православии. Более в нём и у него ничего нет, да и не надо…» - говорил Фёдор Михайлович.

Борис Непомнящий. Старец Зосима

Попросила поделиться своими впечатлениями о новом литературном музее гостей Старой Руссы. Вот что услышала.

Борис ТихомировБорис Тихомиров, доктор филологических наук, заместитель директора по научной работе Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского в Санкт-Петербурге:

- У меня двойственное чувство. С одной стороны, очень нравится. С другой стороны, чешутся руки что-то сделать, потому что мы сами занимаемся такими проектами, у нас есть наработки, есть подходы. Например, мне не хватило автографов Достоевского. Ведь в Пушкинском доме, Российской государственной библиотеке масса разрозненных набросков «Братьев Карамазовых». У нас есть художник, можно было бы развернуть, сделать муляжи, показать творческий процесс, пустить отдельные реплики. Есть ещё поле для взаимодействия. Поэтому мы сегодня не ставим точку, а открываем музей, который должен быть живым, который должен развиваться. Коллегам, которые приезжают сюда, найдётся, что предложить – что-то дискуссионно, что-то бесспорно.

Сергей Некрасов, директор Всероссийского музея А.С. Пушкина – музейного комплекса в Санкт-Петербурге и Пушкине:

Сергей Некрасов- Прежде всего, хочу поздравить всех нас с открытием музея. Музея, который был совершено необходим. Идея очень хорошая и очень красивая. Тем более что, побывав здесь, в музее романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», можно выйти на улицу и увидеть, что музей выходит за стены этого здания и обретает площадью целый город Старую Руссу. И это очень важно.

Помню когда-то, очень давно, больше тридцати лет тому назад, Георгий Иванович Смирнов водил меня по первому залу музея Ф.М. Достоевского, показывал разные предметы. И мне врезалось в память, как он открыл шкаф и вытащил оттуда два пузырька из той самой аптеки, которая была здесь во времена Достоевского. Фёдор Михайлович или члены его семьи могли пользоваться этими лекарствами. В этом была какая-то удивительная подлинность.

Сегодня, когда бродил по залам нового музея, больше всего понравилось мультимедийное решение, которое здесь уместно и очень выразительно. Потому что оно основано на подлинных материалах, документах, которые мы не всегда можем показать в музее, которыми просто не располагаем. Но благодаря современным технологиям они становятся доступны и создают удивительный образ определённого времени или развития той или иной идеи.

Например, когда мы стоим у стола писателя и меняются картины города, это невольно наводит нас на мысль, что мы можем посмотреть на город глазами самого писателя.

Когда мы видим в этом, казалось бы, зеркале, а на самом деле в мультимедийном аппарате, портреты женщин Достоевского (как правило, в музей ходят люди, которые читают не только произведения Достоевского, но и знакомы с его биографией), то за каждым именем для нас открывается какой-то очень важный кусок жизни писателя, трагический или радостный.

Или когда мы попадаем в стилизованный трактир и видим мультимедийные кадры, например, из фильма, посвящённого Софье Перовской, вышедшего в 1981 году к 100-летию гибели государя-императора Александра II. Хорошо помню эпизод из этого фильма, когда крупный чиновник Лев Перовский решил преподать урок своей дочери и говорит ей, что он обманывает народ, грабит народ. Затем призывает своего повара и спрашивает его: «Лукич, скажи, ты народ?». На что тот отвечает совершенно гениально: «Как прикажете, ваше превосходительство».

Удивительная диалектика восприятия этих людей, благонамеренных мальчиков, которые становятся в итоге террористами, к которым народ относится по-разному. Поначалу, когда были хождения в народ, их большей частью вязали и сдавали в полицию. Об этом размышлял Достоевский. Мы знаем, что у него было несколько вариантов решения дальнейшей судьбы любимого героя Алёши Карамазова. И мы видим на экране несколько временных этапов, которые заканчиваются выступлением Ленина – мы не слышим, о чём он говорит, но видим агрессивную манеру, которая выражалась в популярном пролетарском лозунге – «Железной рукой загоним человечество к счастью!». Этого совершенно не принимал Достоевский, о чём писал, о чём пытался предупредить русское общество – это здесь лаконичными средствами мультимедийного характера очень хорошо представлено.

Возможно, есть какие-то спорные вещи – например, нужны ли фигуры, которые стоят в стеклянных шкафах, или как-то иначе это должно быть решено, могут быть другие вопросы, но музей создан, и это самое главное. А дальше начинается его развитие. Желаю музею дальнейшей успешной творческой жизни.

Наталья МЕЛКОВА

Фото: Сергей БРУТМАН, Александр КОЧЕВНИК

 

Поделиться: