Остров, с которого изгнали воронов

Здесь храмы строят всегда на том же самом фундаменте.

Сверкающий новым современным покрытием причал, способный принять даже круизные суда, – так начинается знакомство с Коневским монастырём сейчас.

Не таким открылся берег Коневца мало кому известному новгородскому иноку Арсению в далёком 1393 году. Он ушёл из мира в поисках уединения, чтобы спастись. А получилось, что благодаря ему это могут сделать тысячи.

Буря подала знак

О ранних годах жизни преподобного Арсения Коневского  известно не так уж много. Родился в  Новгороде. Но не известны ни точная дата его рождения, ни кто были его родители, ни даже мирское имя. Любил трудиться, со временем стал искусным ремесленником, преуспел в ковке  медных сосудов. Мастерство востребованное, заказов, наверное, было много, но душа   юноши тянулась к иной жизни. И в возрасте около двадцати лет он ушёл в расположенный под Новгородом Лисогорский монастырь. Там в 1379 году принял монашеский постриг с именем Арсений.

Спустя четырнадцать лет он уже в Греции, на Афоне. На вершине небольшой возвышенности в глубине Святой горы монах Арсений построил себе небольшую келью. Братия сербского Хиландарского монастыря во главе с игуменом Иоанном приняла его в свою обитель. Там он подвизается три года. Кроме занятий молитвой безвозмездно выделывает медную посуду и для приютившего его монастыря, и для других обитателей острова.

Не удивительно, что соседние монастыри стали присылать к нему некоторых своих иноков для обучения этому мастерству. Понятно, что это создавало в обители ненужную суету. Поэтому Арсений просит благословения игумена на  то, чтобы самому обойти ряд монастырей и потрудиться для них.

А между тем появляется желание вернуться на родину и, используя опыт полученного монашеского жития, основать в родных северных землях обитель во имя Пресвятой Богородицы. Игумен, предвидя в этом талантливом русском великого подвижника, даёт иноку своё благословление:  «Господь воздвигнет через него обитель в стране северной, которая спасётся его молитвами от многих прелестей бесовских и суеверий». Дарит устав святогорского общежития для будущего нового монастыря, а самому Арсению - икону Пресвятой Богородицы Акафистную. В России она позже прославится как икона Божией Матери Коневская.  На ней Богомладенец держит голубиного птенца как символ очищения. В настоящее время икона, прославившаяся чудотворениями, находится в соборном храме Ново-Валаамского монастыря в Финляндии. После реставрации, как и на более древних списках, Спаситель изображён с одним птенцом (до этого можно было видеть двух птенцов).

Возвратившись в 1393 году в Новгород, Арсений получает благословение архиепископа Иоанна на основание новой обители на берегу Ладожского озера.

Сев в Новгороде на какое-то судёнышко, преподобный отправился искать уединённое место для иноческой жизни. По Волхову добрался до Ладожского озера. Лодка медленно шла вдоль берега, показалась красивая бухта, пристали – как потом оказалось, это был остров Коневец, так его называли жители Ладожского побережья. Длиной около пяти километров, шириной – всего два.

Поначалу Арсений колебался, оставаться ли здесь. Он знал, что на Ладоге есть и более отдалённые безлюдные места, и решил попасть туда. В пути преподобного застигла буря, вынудившая вернуться на Коневец. Переждав бурю, Арсений снова отправился в путь. И вновь, казалось бы, неудачно: внезапно поднявшийся сильный ветер прибил лодку обратно к острову. Тут Арсений понимает, что это - вышнее указание места будущего монастыря. И высаживается на берег…

Радости и скорби

Остров на тот момент был необитаем. Первые три года Арсений жил там один. Но как «не может град укрыться верху горы стоя», так и человек, поднявшийся на высоту христианского подвига. О  подвижничестве коневецкого отшельника заговорили на Руси, к нему стали стекаться ученики. Через три года по благословению новгородского архиепископа там был учреждён мужской монастырь. Преподобный Арсений стал первым его игуменом. Служение Господу в этом чине он продолжал до самой своей кончины в 1447 году. И был погребён под папертью главного храма обители.

По размерам своих земельных владений Коневский монастырь был даже больше Валаамского, являясь вместе с ним главным оплотом православия на северо-западе новгородских земель. Заметным культурным центром средневековой Руси. Из Коневского монастыря происходят Коневская Псалтирь (конец XIV – начало XV века), евангелие монаха Закхея (1524 год), пелена с изображением Коневской иконы (конец XV – начало XVI века).

В истории монастыря было много скорбных моментов.

Через 130 лет после кончины преподобногоАрсения, в начале XVII века, шведы разорили монастырь. Братия обитель восстановила.  Пробежало ещё тридцать лет - вновь нападение подданных шведского королевства. Солдаты изгнали монахов с острова, после чего почти сто лет там были руины. При угрозе шведского нападения в 1573 году мощи преподобного Арсения были положены в основание церкви, «под спуд». Там они пребывали до обретения в наши дни, до этого оставаясь как  бы залогом возрождения обители.

Дважды, в 1577 и 1610 годах, шведы захватывали остров. Монахи, забрав святыни, были вынуждены перебраться в Новгород. Обосновались они в Деревяницком Воскресенском монастыре и смогли вернуться обратно только в 1799 году. Главную святыню монастыря – Коневскую икону Божией Матери - также удалось переправить в Новгород, где она оставалась на долгие годы.

Только после победы России в Северной войне иноки возвратились на родной Коневец. В 1799 году было решено вернуть и икону в возрождённый монастырь. Иноку, сопровождавшему икону, пришлось на два месяца задержаться в Петербурге – для иконы изготавливали новые ризы. За этот период перед нею произошло множество чудесных исцелений, и  петербуржцы захотели и у себя иметь список чудотворной иконы. Когда список выполнили, встал вопрос, где его разместить. Если на специально построенном подворье, где найти средства? Тогда два петербуржских купца – Козулин и Кувшинников – подарили  монастырю принадлежавшие им участки земли на Загородном проспекте. Даже список с чудотворной иконы считается чудотворным: например, в 1862 году он защитил от страшного пожара торговые ряды Гостиного двора.

XIX век – время расцвета обители. Коневец становится известным в России местом процветания старчества. В округе Змеиной горы (названной так по очертаниям) подвизались старцы Зосима (наиболее вероятный прототип старца из «Братьев Карамазовых), Василиск (Гаврилов), иеромонах Сильвестр (Петров). Иеромонах Сильвестр, отличавшийся дарованием архитектора, капитально переработал присланный из Петербурга проект нового монастырского собора во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Строится несколько храмов и служебных построек. За сотню перевалило число монахов.

После Октябрьского переворота монастырь оказался под юрисдикцией Финляндии.   Но именно это спасло его от тяжёлой участи  российских обителей, оказавшихся под большевиками. С другой стороны, финская армия  развернула на острове военную базу, и монашеское уединение было  нарушено. Но самая большая скорбь была ещё впереди. После поражения Финляндии в войне 1938-1939 годов, Коневец и Валаам были переданы СССР.  Избегая репрессий, монахи монастырей эвакуировались в Финляндию. И вовремя: советские войска разорили монастырь.  Остров был превращён в испытательный полигон торпедного оружия при засекреченной военной базе. Лишь в 1991 году начинается восстановление обители, продолжающееся до сих пор.

Вас встретят новгородские святители

При входе непосредственно в сам Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь, под монастырской колокольней в арочном пролёте нельзя не удержаться от рассматривания восстановленной старинной фрески, повествующей о встрече Арсения Коневского с прибывшим в обитель новгородским архиепископом Евфимием, помогавшим северной обители. К тому же новгородский архиепископ в своё время был сподвижником преподобного Арсения по Лисогорскому монастырю.  Бухта, к которой пристал, прибыв на Коневец владыка Евфимий, и по сию пору называется Владычной - в память о том посещении.

В советский период фрески были закрашены толстым слоем краски, видимо, чтобы не смущать взоры военнослужащих. Потребовался кропотливый труд петербургских реставраторов, чтобы возродить живопись. Исполнена она в уникальной технике, характерной только для этих мест -  не по сырой, а по сухой штукатурке. Сюжет композиций на правой и левой стороне повествует о двух знаковых событиях из истории монастыря: чудесном избавлении от шведского плена  и о посещении острова архиепископом Евфимием.

В Воротной башне - монастырская библиотека. Здесь хранились древние рукописи, книги священного писания, писания святых отцов, исторические, медицинские, философские книги… Многие книги «бежали» вместе с монахами во время войны в Финляндию, где и остались.

Доминанта  архитектурного ансамбля - собор Рождества Богородицы, в котором находятся рака с мощами преподобного Арсения Коневского  и чудотворная икона Коневской Божией Матери. Перед иконой  - изделия из драгоценного металла: благодарственный дар тех, кто получил исцеление или иную помощь, благодаря молитве у этой иконы. Когда подарков накапливается много, их переплавляют, чтобы, например, сделать красивый оклад для иконы.

Место для строительства храма выбрал сам преподобный после наводнения в далёком XV веке. Как сообщает III Новгородская летопись, «…в лето 6908 (1398) поставлена бысть церковь каменна Пресвятой Богородицы на Ладождском озере на Коневом острове и монастырь устроиша при архиепископе Иоанне Великого Новограда и Пскова».

С тех пор на этом месте возводился не один храм, но каждый раз на фундаменте первого, что подтверждается и исследованиями археологов. 

Объёмно и планировочно здание следует традициям древнерусского зодчества.  Сбоку оно напоминает корабль, символизируя веру как корабль спасения.  Частично здесь ещё идёт реставрация. Но уже с апреля этого года в верхнем храме возобновились регулярные богослужения.

Сохранилась часть подлинных настенных росписей XIX века, что можно назвать чудом  после  испытаний, которые монастырь претерпел. Храм наполнен светом  и воздухом, чему способствуют световые окна барабана. Над каждым окном - пара серафимов. Высокие столпы поддерживают купол, создавая ощущение устремлённости вверх, к третьему небу. Стены украшают росписи с изображением русских святых. И тут нас приветствуют новгородские святители: святой Геннадий Новгородский,  Зосима и Савватий Соловецкие, Сергий и Герман Валаамские, князь Александр Невский...

Полюбовавшись другими постройками внутри монастыря, паломники и туристы непременно спешат за восточные монастырские ворота, чтобы попасть на тропинку, ведущую к Успенской часовне, Казанскому скиту, Конь-камню.  Широкая  просека углубляется в лес: она проложена  на месте тропы, по которой ходил преподобный Арсений. Любил он отдыхать у креста, на месте которого,  к тому времени обветшавшего и сломанного бурей,  в 1899 году была построена чудная по красоте деревянная часовня во имя Успения Божией Матери. По одну сторону от входа в часовню изображение Арсения Коневского, по другую – архиепископа Новгородского Евфимия.

Дальше дорога поднимается к живописно расположенному на вершине холма скиту во имя Казанской иконы Божией Матери, строительство которого началось в 1794 году. Осмотреть его можно только снаружи, скит закрыт для посещения. Жизнь в скиту предполагает сугубое уединение, всё хозяйство монахам приходится вести самим. За оградой даже стоит ветряк. Единственная возможность попасть внутрь – прийти утром в субботу на литургию. Но и это удаётся не всем и не всегда.

Более-менее широкая  дорога здесь заканчивается. Но если обогнуть скит слева, попадёшь на тропинку. Петляя по холму, по лугу с душистыми травами, она затем углубляется в лесные заросли, постепенно спускаясь довольно круто с северного склона холма и выводя путника, наконец,  к подножию огромного гранитного валуна размером 9 на 6 метров,  высотой 5 метров и весом более 750 тонн.

Это - знаменитый Конь. Задолго до основания обители он служил обитавшим здесь языческим  племенам – а жили здесь вепсы, ижора, корелы, ильменские славяне, кривичи - местом проведения языческих обрядов. То ли из-за того, что камень очертаниями напоминает конскую голову, и  происходит название острова -  Коневец. То ли от того, что остров использовался для летнего выпаса: привезут коней на плотах на остров, выгрузят, не беспокоясь, что разбегутся – куда, если кругом вода. В благодарность местным духам в конце лета приносили одного коня в жертву.

Преподобный положил конец этому языческому обряду. Всю ночь молился, наутро совершил крестный ход  с иконой вокруг камня и окропил его святой водой. В житии святого Арсения говорится, что после этого духи вышли из камня, превратились в чёрных воронов и улетели с острова. Вместе с ними ушли и змеи. И действительно - змеи здесь не водятся.

Только после крещения Руси начинает пробиваться на остров  новая вера. И очень много для этого сделали именно новгородцы, когда эти края стали частью владений Великого Новгорода. В основном благодаря им Русский Север стал известным на весь мир центром монашеской жизни.

Первая часовня на Конь-камне была разрушена во времена шведской оккупации. Восстановлена в конце XIX века. 

Вторгаясь, уважай

Сейчас визит туристов и паломников на Коневец начинается с бухты Владимирской, откуда они теплоходами переправляются на монастырский причал. Отсюда, снизу, и холм с каре построек наверху, колокольней над воротами главной усадьбы, и пологий зелёный холм с часовней Николая Чудотворца напоминают сразу несколько самых известных новгородских пейзажей. Вот этот уголок «списан» с Валдайского монастыря, тут видится сходство с Ярославовым дворищем,  тропинка к Конь-камню мимо Казанского скита будто  перенесена сюда  из окрестностей многих монастырей близ  Новгорода.

Необычный тополь, растущий на острове, издаёт запах, похожий на аромат ладана. Рассказывают, что деревья были завезены сюда с Аляски, когда она ещё была российской.

Весь остров принадлежит Коневскому монастырю. Находиться на его территории можно только с разрешения паломнической службы. И соблюдать его правила.

Обо всём вроде бы предупредила наш экскурсовод своих подопечных. И о том, что в действующем монастыре следует выдерживать определённый дресс-код – никаких шорт на мужчинах, мини-юбок, брюк, оголённых плеч и голов у  женщин. Но мы всё-таки «отличились». Увидев на дорожке спешащего по делам юного послушника, сразу несколько человек нацелили на него телефоны и смартфоны. И тут раздался спокойный, но строгий бархат настоятельского голоса:

- Экскурсовод! Почему вы не объяснили группе правила поведения в монастыре?

- А вам разве на теплоходе не говорили? - заметно расстроилась наша Галина Петровна. – Ведь монахи ушли из мира не для того, чтобы «светиться» подобно звёздам шоу-бизнеса. ..

Эта неловкая сценка напомнила всем сразу, что мало толку приезжать на остров из праздного любопытства. Поклонение святыням, приобщение к святости места требует особого настроя.

Впрочем, любовь христианская «долготерпит, милосердствует,.. не превозносится, не гордится,..не раздражается, не мыслит зла… Всё покрывает, всего надеется, всё переносит».  Уже ближе к концу посещения монастыря нашу группу нагнал монах:

- Отец настоятель просил пригласить вас послушать пение.

Это было и утешением, и прощением нашей оплошности. Так довелось нам в верхнем храме послушать концерт местных певчих, которые хранят традиции  уникальных старинных распевов.

 Сразу в нескольких местах обители идёт строительство, возрождаются утраченные или находящиеся в аварийном состоянии здания. Ведь в своё время на острове было несколько гостиниц для паломников. Странноприимный дом – гостиница для малоимущих. В ней каждый прибывший мог оставаться и столоваться как гость бесплатно несколько дней. Потом определиться - оставаться ли дальше, но уже в качестве трудника.

Живёт монастырь небогато. Но здешние монахи, суровые к себе, к посетителям гостеприимны. Выручает небольшое подсобное хозяйство.

Если заглянуть в историю, обитель не раз восстанавливалась благодаря попечительству «сверху» - государей Василия III, Иоанна Грозного, Феодора Иоанновича, Бориса Феодоровича. Подобное случилось и сейчас. В 2016 году Коневец посетил президент. На следующий день после визита главы государства НК «Роснефть» опубликовала сообщение о планах построить недалеко от острова на материке многофункциональный комплекс, включающий гостиницу, современную АЗС, глубоководный причал, вертолётную площадку.  Масштабный проект включает и воссоздание убранства и исторического облика монастыря.

На сегодняшний день сделано немало. Здесь долгое время не могли позволить провести себе электричество, пользовались дизель-генератором – теперь с материка по дну озера проложен высоковольтный кабель. Специально для монастырской звонницы отлиты в Воронеже колокола общим весом 14 тонн. Домик паломнической службы у причала внутри поражает обстоятельностью (обилие литературы, сувениров) и опрятностью  (туалеты сияют чистотой, как в хорошей гостинице). Сотрудники готовы ответить на любой вопрос о монастыре: прежде они каждое лето приезжали сюда в детский православный лагерь, изучали историю обители.

Паломничество на остров Коневец имеет давние традиции. Сам основатель обители завещал братии привечать странников и давать им приют. И всё же многих паломников, бывших на острове раньше, смущает, что тишине и уединённости, умиротворённости придёт конец, если монастырь и двор превратятся в проходной двор. Другие призывают потерпеть:  реставрация действительно необходима. И успокаивают встревожившихся: всё пройдёт, ведь не смогли изгнать монастырь даже военная база и секретные испытания, проводившиеся здесь во времена СССР. И по-прежнему люди будут говорить, уезжая с острова: «Почувствовал, что душа очистилась от всякой мелочи. Это было счастье».

Святой Арсений,  помоги.

Василиса ЯНИНА

Фото автора

Поделиться: