«Не давать себе пощады»

Секрет столетнего реставратора.

Уходящий 2021 год новгородцы могут называть годом Любови Митрофановны Шуляк, выдающегося исследователя, архитектора-реставратора памятников архитектуры. Это год 125-летия со дня её рождения. Она прожила 100 лет и скончалась 25 лет назад. 75 лет назад она приехала в Новгород и отдала работе в Специализированной научно-реставрационной мастерской 40 лет.

Математика и рисование

В Великом Новгороде в Музее изобразительных искусств к её 125-летнему юбилею открылась выставка «И труд, и доблесть…». Основу выставки составили материалы научного архива из собрания Новгородского музея-заповедника, личные вещи Любови Митрофановны, государственные награды, книги из домашней библиотеки.

Любовь Митрофановна Шуляк родилась 26 сентября (9 октября) 1896 года, детство провела в Киеве и Екатеринославле. Потом семья переехала в Петроград, где Любовь училась на математическом отделении Петровской женской гимназии, а затем – в Рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств. Работая в Российской академии истории материальной культуры, она в 1920-е годы обучалась в Ленинградском государственном университете и Ленинградском Высшем художественно-техническом институте, овладела профессиями археолога и архитектора. В предвоенные годы и первый блокадный год трудилась в Ленинграде. В 1942 году была выслана в административном порядке в Тюменскую область, в 1957 году реабилитирована. В Специальную научно-реставрационную мастерскую Новгорода Любовь Митрофановна пришла в 1946 году опытным специалистом.

На выставке в хронологическом порядке представлена многогранная деятельность этой уникальной женщины, прошедшей все перипетии непростого XX века.

Давайте пройдём по экспозиционному пространству вместе с куратором выставки Людмилой Петровной Яковлевой, старшим научным сотрудником отдела комплектования, изучения и популяризации коллекций Новгородского музея-заповедника.

НГОМЗ, Любовь ШулякВ архиве Любови Митрофановны очень много семейных фотографий, сохранившихся ещё с тех пор, когда семья переехала в Петроград. В их числе – и любительские, не очень хорошего качества снимки. Но все фотографии невероятно точно передают отношения в семье, тёплую атмосферу. Вот Любовь - ученица Екатеринославской женской гимназии, есть и общий снимок, где запечатлён целый гимназический класс. В семье было три мальчика и две девочки. Большая, дружная семья. На фотографии 1928 года ещё почти все члены семьи вместе. Кто-то из детей пошёл по стопам отца – военного врача. Он, Митрофан Яковлевич, родом из крестьян, дослужился до высокого чина. На выставке можно видеть его послужной список 1902 года, а в архиве есть и 1916 года. Такие бумаги в те времена предоставлялись при поступлении детей в высшие учебные заведения. В послужном списке 1916 года Митрофан Яковлевич уже действительный статский советник, это очень высокий чин, дающий право потомственного дворянства. Последнее место его службы – Императорская военно-медицинская академия, вследствие чего семья и оказалась в Петрограде.

Вот фотографии, где Любовь Шуляк в Петровской гимназии и Рисовальной школе. 

По её воспоминаниям, самая первая её должность – чертёжница в школьном отделе Комитета народного просвещения. А затем – поворот в её судьбе, она поступает в созданную Российскую академию истории материальной культуры. В витрине мы можем видеть целый ряд экспедиционных фотографий, на одной из них Любовь Митрофановна рядом с Константином Константиновичем Романовым. Он, один из крупнейших историков архитектуры, заложивший основы нового отношения к памятникам церковной архитектуры как произведениям искусства, оказал значительное влияние на становление Любови Шуляк - архитектора-реставратора. Вместе с Константином Романовым в академии она проработала десять лет.

С экспедиционным периодом связан и демонстрируемый альбом. Любовь Шуляк - прекрасный рисовальщик, количество альбомов у неё огромное. В них не только профессиональные зарисовки, записи, но и мимолётные наброски – всё потрясающего качества.

Её архив сохранил очень многое, даже билеты в читальные залы библиотек Петрограда и Ленинграда. Кстати, в своих автобиографических записках она отмечала, что читала по-французски и по-немецки.

Новгородская история Любови Митрофановны Шуляк – в следующих экспонатах выставки. Вот трудовая книжка, где обозначен её путь до Новгорода, с «роскошной» подписью Сергея Николаевича Давыдова, начальника Специальной научно-реставрационной мастерской Новгорода, о приёме её на работу.

Сергей Николаевич Давыдов в Новгороде с 1944 года. Он до войны работал в областной Инспекции охраны памятников, и поэтому, как только город был освобождён, снова оказался здесь. Не случайно именно ему было суждено организовать научно-реставрационную мастерскую. Он хорошо знал Новгород. Уже в 1944 году принимал участие в восстановлении памятника Тысячелетию России, спасал, как мог, Софию – собор понёс колоссальные разрушения. Вот его фото у разрушенной церкви Спаса на Нередице. С военными он делает шатёр, чтобы укрыть храм. Таким, разрушенным, нередицкий храм застала и Любовь Митрофановна. На фотографии она с коллегой Верой Николаевной Захаровой у руин памятника архитектуры.

Её храмы

Конечно, главный результате её труда, её жизни – восстановленные новгородские храмы. Вместе с Сергеем Давыдовым она трудилась на реставрации Софийского собора, объекте, который он вёл, и ей была объявлена благодарность, о чём есть запись в трудовой книжке. Вместе с ним она начала восстанавливать церковь Дмитрия Солунского.

НГОМЗ, Любовь ШулякНо главное – те храмы, которые она делала одна, сама, после того, как мастерскую в 1951 году покинули Сергей Давыдов и Вера Захарова. И те храмы, где ей уже помогали молодые архитекторы.

Одно из её крупных начинаний – раскопки нередицкого храма. Нередица ещё до войны была знаменита не только своей архитектурой, это памятник XII века, но и своим уникальным, почти в полной сохранности фресковым ансамблем. Она понимала, что в руинах, под развалами – фрагменты фресок. Она занималась, как подчёркивала, раскопками руин нередицкого храма археологическим методом, бережно извлекая осколки живописи. На фотографии – центральная апсида храма, и рядом стоят двуручные корзины с фрагментами росписи, которые были бережно извлечены из завалов. Тут стоит отметить, что археология - это второе направление её деятельности. В 1949 году она занималась археологическим изучением церкви Успения Богородицы на Волотовом Поле. В 1960-х годах принимала участие в масштабных археологических работах в Софийском соборе, когда там менялись системы инженерных коммуникаций. Это открыло возможности для изучения строительных особенностей храма, и Любовь Митрофановна, как писал впоследствии Григорий Михайлович Штендер, выполнила огромный объём работы – в мастерской профессией археолога, по сути, владела она одна.

«Самостоятельные» её объекты реставрировались, обратите внимание, в первые послевоенные годы, когда объёмы работ были колоссальными, с сопутствующей нехваткой средств, при немыслимых темпах: например, церковь Спаса на Ильине была отреставрирована за полтора года.

Как ей удавалось всё совместить - исследовать памятники, сохранить всё, что было выявлено в ходе исследований, создавать проекты реставрации, составлять исторические справки объектов – и при этом руководить строительными работами?

НГОМЗ, Любовь Шуляк

Украшение нашего города в историческом центре – церковь Св. Феодора Стратилата на Ручье. Вот фотография храма с ещё сохраняющимся Фёдоровским ручьём. Её храмы – это и Знаменский собор, и Никола на Липне… А храм Св. Иоанна Богослова на Витке впервые Любовь Митрофановна изучала ещё в 1922 году, когда приезжала в Новгород с экспедициями Константина Романова. Обмерные чертежи, сделанные тогда, были использованы при восстановлении памятника после войны.

ФАКТЫ. Детальное исследование, разработка индивидуальных решений при подготовке проектов реставрации – принципы, которыми руководствовалась Л.М. Шуляк при изучении памятников в процессе их восстановления. Среди них – собор Рождества Богородицы (1117-1119) Антониева монастыря и Георгиевский собор (1119) Юрьева монастыря, церкви Спаса Преображения на Нередице (1198) и Успения на Волотовом Поле (1352). Л.М. Шуляк – автор проектов восстановления шедевров архитектуры XIII-XVIII веков Новгорода и Новгородской земли – церквей Св. Николы на Липне (1292), Св. Феодора Стратилата на Ручье (1361-1362), Спаса Преображения на Ильине улице (1374), Св. Иоанна Богослова на Витке (1383-1384), Св. Апостолов Петра и Павла в Кожевниках (1406), Св. Димитрия Солунского (1462), Покрова Зверина монастыря (1399, XVII), Рождества Христова на Красном поле (1382-1383), а также Св. Николы (1710) и Св. Мины (XV в.) в Старой Руссе.

Дотошность и скрупулёзность при необычайной работоспособности. Она ничего не хотела и не могла упустить из виду при восстановлении израненных храмов. Сохранились многочисленные документы, в которых зафиксированы результаты исследований, обнаруженные первоначальные элементы. Ей всё казалось чрезвычайно важным, она постоянно писала докладные записки, обращая внимание на детали, вплоть до древней обмазки, выразительных архитектурных элементов или фрагментов росписи. В витрине - обнаруженный полый глиняный сосуд, какие использовались в храме XIV века в кладке барабана для облегчения конструкции. Не всегда удавалось восстановить храм в форме на начальную дату, и тогда возникал проект реставрации с особыми решениями.

НГОМЗ, Любовь Шуляк

Наблюдения тех лет: гораздо медленнее менялся в послевоенные годы облик всего города по сравнению с тем, как реставрировались памятники архитектуры.

В очередной экспозиционной витрине – исследования Любовью Митрофановной Шуляк исторических зданий Великого Новгорода. Здесь памятники уже XVIII-XIX-XX веков. Список из 189 объектов, не просто перечисленных, а представленных для того, чтобы они были поставлены на учёт.

«Мы – из-под её крыла»

Татьяна Анатольевна Ромашкевич, художник-реставратор высшей категории Новгородского музея-заповедника, вспоминает:

- В первый мой рабочий день Любовь Митрофановна взяла меня за руку, потащила на чердак церкви Петра и Павла, где мы искали следы древних водостоков. Мне тогда было 17 лет, я перешла в вечернюю школу, собиралась стать реставратором и поступила на работу в реставрационную мастерскую. Я с ней и позже работала – да ещё как! В церкви Фёдора Стратилата я уже занималась именной живописью, древними росписями, она приходила каждый день, смотрела, как идёт работа, давала указания, делала замечания. Мы от неё могли «бегать». Она нас находила в любом месте. Это были 70-е годы, в 80-м реставрация церкви была завершена. Всё, что я имею из основ реставрации, это от Любови Митрофановны Шуляк. Её называли «бабушкой новгородской реставрации». Она воспитала всех наших великих реставраторов – Григория Штендера, Леонида Красноречьева, Нинель Кузьмину, Галину Никольскую… Мы – из-под её крыла.

Татьяна Ромашкевич, НГОМЗ

Куратор выставки Людмила Петровна Яковлева с Татьяной Анатольевной не соглашается:

- «Бабушка новгородской реставрации» - это как-то по-домашнему звучит, так называли её молодые архитекторы. На самом деле она - основоположник новгородской реставрации, Учитель с заглавной буквы. И это справедливо, поскольку вклад Любови Митрофановны в изучение, спасение, реставрацию, выявление памятников новгородского зодчества колоссален. Она создала коллектив реставраторов, когда осталась в мастерской одна в 1951 году. С энтузиазмом, который ей был присущ, с самоотверженностью, с особым подходом ей приходилось очень многому учить и реставраторов, и рабочих, потому что профессиональные кадры не готовились. Например, осуществляя авторский надзор за реставрацией церкви Николы на Липне, она пишет, что прибывшие рабочие вначале прослушали её лекцию о том, что такое памятник, каково его значение, как следует к нему относиться. Это было самое главное для них – для первого поколения реставраторов, которое затем было подхвачено следующими поколениями: осознание высокой значимости памятников. Отсюда бережное отношение к ним, тщательнейшие исследования, стремление не навредить. Любовь Митрофановна пишет: только мы видим то, что сохранилось в этом памятнике.

Не случайно работу реставраторов сравнивают с работой врачей: не навреди, нельзя пропустить что-то значимое. Все наши знания о памятниках, о материалах, о строительных особенностях, приёмах – это от них, первой плеяды новгородских реставраторов, они накопили знания, добывали их практическим путём.

Людмила Яковлева, НГОМЗ

И Людмила Петровна обращает внимание на ещё несколько экспонатов выставки:

- Огромное количество работ выполнялось самими архитекторами, сотрудниками первого поколения мастерской. По сути, они работали и как историки искусства, они изучали памятники, занимались фотофиксацией, фиксировали их графически, писали статьи. В сборнике, посвящённом 1100-летию Новгорода, огромная статья коллектива архитекторов: домонгольский раздел писал Григорий Михайлович Штендер, архитектуру конца XIII-XV веков – Любовь Митрофановна Шуляк, последующие разделы - Леонид Егорович Красноречьев и Тамара Викторовна Гладенко. По сей день этот научный труд, опубликованный в 1964 году, не утратил своей научной ценности.

Другой поразительный документ – стопка листов с машинописным текстом. В 1955 году Управление по делам архитектуры при Совете Министров РСФСР, которому подчинялась новгородская научно-реставрационная мастерская, решило провести именно в Новгороде, с учётом новгородского опыта, совещание по вопросам методики реставрационных работ.

- Это, по сути, опыт самой Любови Митрофановны Шуляк, - говорит Людмила Яковлева. - Не случайно именно ей поручили один из основных докладов. Вот он, в витрине – 62 страницы. На этом совещании присутствовали специалисты из 9 российских реставрационных мастерских, была организована огромная выставка, где были представлены работы новгородских реставраторов и специалистов из других реставрационных центров.

НАГРАДЫ. Любовь Митрофановна Шуляк (1896-1996) – выдающийся исследователь и архитектор-реставратор памятников архитектуры, кавалер ордена «Знак Почёта» (1967), почётный гражданин Новгорода (1987), лауреат Государственной премии Российской Федерации (1996, посмертно).

Вынужденный аскет

Блестяще образованная женщина, с особенными способностями, изучавшая физику и математику по курсу мужских классических гимназий, получившая университетское образование по археологии и архитектуре, она преодолевала перипетии века и выбирала свой жизненный путь.

В быту она была аскетичной.

- Наверно, люди того поколения умели не делать трагедией вынужденный аскетизм своего существования, - размышляет Людмила Яковлева. - У Любови Митрофановны бывали страшные периоды в жизни – Сургут, теплушки, в которых она ездила по стране, суровая атмосфера заводов, где работала, и быт её здесь, в Новгороде. На выставке мы представляем комплекс документов, связанных, например, с её деятельностью в отделе охраны памятников Ленинграда в довоенный период и первый блокадный год, со справкой о перенесённом заболевании – дистрофии. Она очень хотела вернуться в Ленинград, и уже когда была реабилитирована в 1957 году, писала прошения. Но этого не случилось. Я Любовь Митрофановну видела и в мастерской, и когда она приходила в отдел архитектурных памятников, где я работала. Она уже была человеком очень почтенного возраста, но сохранявшим большую ясность мысли. Она сохранила способность работать на протяжении всей своей жизни. Помню её интервью, когда ей исполнилось 100 лет. Её спрашивали: «А как дожить до таких лет?». Она ответила: «Не давать себе пощады». Жёстко, наверно. Сейчас всё любить себя рекомендуют. Но, видимо, и то, и другое надо совмещать. Держать себя в форме, при этом когда-то себя любить и баловать.

И вот ещё факт - поразительный, щемящий душу. Уже будучи почётным гражданином Новгорода, Любовь Митрофановна в 1988 году пишет бумагу с просьбой предоставить ей нормальное жильё. Она жила в коммуналке, без удобств. Она упоминает непростые, скандальные отношения между соседями и пишет, что пытается работать. Ей в это время 92 года. 

Нельзя не согласиться с куратором выставки: за Любовь Митрофановну Шуляк говорят новгородские памятники, к которым мы привыкли, без которых мы не мыслим нашего города. Мы не всегда отдаём себе отчёт, но они воздействуют на нас, они сохранены, они мало изменили облик с тех пор, когда их касались руки Любови Митрофановны, которая их исследовала и восстанавливала.

Наталья МЕЛКОВА

Фото автора, Марии ГУЗЕЕВОЙ и из архива Новгородского музея-заповедника

Поделиться: