Лучшее переняли у Византии

В Великий Новгород нужно ехать, чтобы увидеть самую древнюю икону России, написанную в XI веке в византийском стиле, и лучшую в мире коллекцию иконописи.

Эталонная экспозиция

Очень важными считают сотрудники Новгородского музея-заповедника отзывы коллег из Русского музея, Третьяковской галереи и других именитых музеев о новгородской музейной экспозиции «Русская икона XI-XIX веков». Несмотря на то, что открылась она тринадцать лет назад, специалисты, не в первый раз приезжающие в Великий Новгород, по-прежнему ею восхищаются. Она по праву остаётся одной из лучших коллекций древнерусского искусства среди музейных коллекций страны. А в чём-то и самой лучшей. Во-первых, нигде больше не представлено такое количество экспонируемых памятников. В экспозиции Новгородского музея их 300, в том числе и древнейших икон, начиная с XI века. Именно здесь находится самая древняя икона России – «Апостолы Пётр и Павел», датируемая серединой XI века.

- Но если это самая большая экспозиция икон у нас в стране, то можно сказать, что и в мире – по количеству залов, по количеству экспонируемых памятников, - говорит Юлия Комарова, хранитель фонда древнерусской живописи и резного дерева, старший научный сотрудник Новгородского государственного музея-заповедника.

Во-вторых, собрание новгородских икон можно считать эталонным. Почему? Потому что в других коллекциях, в том числе в столичных собраниях, не всегда известна история каждой иконы.

- О памятниках, которые находятся у нас в собрании, мы знаем буквально всё: какого они времени, откуда, из какого храма поступили в музей, ониНГОМЗ все с понятной, ясной историей, - говорит Юлия Борисовна. - У нас есть датированные, подписные памятники и памятники с понятным происхождением. В основном, это иконы, написанные лучшими новгородскими мастерами, лучшими иконописцами в главных иконописных мастерских.

Главной в Новгороде в начале прошлого тысячелетия и в средние века была мастерская архиепископа при Софийском соборе. Новгород – древнейший художественный центр на территории современной России. Была Киевская Русь, но вслед за Киевом Новгород стал играть ведущую роль. И вплоть до XIV - начала XV веков, времени Андрея Рублёва, когда стала возвышаться Москва,  Новгород был главным, ведущим художественным центром Руси. Здесь шла магистральная линия развития русской иконописи.

Вот почему, если мы хотим узнать, что такое вообще русская икона, проследить эволюцию иконописи, нужно ехать в Великий Новгород. Только здесь представлены ключевые памятники этого живописного искусства.

Древние иконы есть в Третьяковской галерее, в Русском музее, но это единичные памятники. Очень много икон при Иване Грозном было вывезено из Новгорода в Москву. И тем не менее, в фондах Новгородского музея-заповедника сохраняются почти 2000 памятников.

- Нам иногда говорят, что мы что-то скрываем, прячем в своих фондах, - улыбается Юлия Борисовна. – Конечно же, нет. Безусловно, все самые древние, самые ценные иконы, включая XVI век, находятся в экспозиции. В  фондах музея в основном памятники XVII-XIX веков, большей частью не реставрированные. Мы над ними работаем, они выставляются на выставках, и в дальнейшем, может быть, будут созданы другие экспозиции. Но всё самое ценное, самое главное, самое интересное – оно здесь, в экспозиции.

У нас с вами будет возможность вместе с хранителем фонда Юлией Борисовной Комаровой пройти по 14 залам музейной экспозиции икон – пройти из века в век, чтобы проследить историю возникновения и развития русской иконописи. И мы обязательно остановимся у самых интересных памятников, чтобы услышать о них удивительные истории. Узнать, например, как приплыла в Новгород и спасла князя Мстислава, сына Владимира Мономаха, чудотворная икона Николая Мирликийского. Или о том, почему на одной из икон у Феодора Тирона разные сапоги. Или о том, кому из новгородцев не досталось ангела-хранителя на иконе «Видение пономаря Тарасия».  

А сегодня Юлия Комарова познакомит нас с самым, пожалуй, ценным, или уже, можно сказать, бесценным экспонатом – единственной, самой древней иконой в России, монументальной и изящной - «Апостолы Пётр и Павел» середины XI века.  

Древнее иконы нет

- На сегодняшний день иконы древнее этой нет. Она была создана для Софийского собора в Новгороде вскоре после завершения его строительства. Дата – середина XI века. Естественно, икона была не одна в соборе. Помимо образов верховных апостолов там находились монументальный образ Спаса и образ Богородицы. И обязательный образ воина. Вероятно, это были либо Архангел Михаил, либо Георгий – в храме должен был быть образ защитника, воина, защитника княжеской власти. Алтарной преграды тогда не было, эти крупные образы размещались на гранях предалтарных столбов. Это были главные храмовые изображения – образы Христа, Богоматери, образы учителей – распространителей христианской веры. Совсем недавно произошло крещение Руси, и принявший христианскую веру народ должен был видеть основные образы новой веры.

Из этих икон до нашего времени дошёл только образ апостолов Петра и Павла и икона Спаса. Эти две иконы были в 1561 году Иваном Грозным из Новгорода вывезены. Но в 1572 году икону «Апостолы Пётр и Павел» вернули, потому что в Успенском соборе Московского кремля уже была подобная икона, правда, не столь древняя. Возвращённую икону вновь поместили в Софийский собор. А образ Спаса остался в Москве и до сих пор там находится. Но образ был в XVII веке полностью записан Кириллом Улановым, царским изографом, иконописцем Оружейной палаты. И первоначальная живопись там, скорее всего, не сохранилась.

Получается, что это единственный памятник, где мы можем увидеть первоначальную, древнюю живопись XI столетия.

На иконе в центре вверху изображён благословляющий Христос. Ему  предстоят два верховных апостола, ближайшие ученики. Интересно, что здесь апостол Павел находится по правую руку Христа. Считалось, что Пётр проповедовал среди греческих народов, а Павел среди языческих народов, и ему отведено на иконе более почётное место. Он с Кодексом в руке (кодекс – это книга, мы не утверждаем, что это Евангелие, это было бы не совсем правильно, потому что это может быть и Посланием апостола Павла). Помните из Библии: « Я говорю тебе: ты – Пётр, и на сем камне я создам церковь мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства небесного...» Пётр изображён со своими традиционными атрибутами – мы узнаём у него ключи от рая, свиток в руке, посох. В целом получается образ, и его значение, может быть, - отослание апостолов на проповедь. То есть, основание земной апостольской церкви, и Христос, благословляющий своих учеников и посылающий их на проповедь христианства.

То, что икона написана в середине XI века, подтверждено исследованиями во время последней реставрации. Икона в 2000-м году на шесть лет была отправлена в Москву, в главный реставрационный центр -  Государственный научно-исследовательский институт реставрации. Ведущий реставратор Юрий Александрович Рузавин проводил не только реставрацию живописи, но и серьёзные научные, технико-технологические исследования с использованием всевозможных современных методов, в том числе и химического анализа. Исследуя состав пигментов, он обнаружил, что жёлтая краска, которая применена в написании гиматия апостола Петра, такая же по своему химическому составу, как в Остромировом Евангелии. А Остромирово Евангелие – это точно датированный памятник, он упоминается в летописи за 1056-1057 год. То есть, можно утверждать, что дата иконы - это середина XI века. Мы и раньше, изучая стилистику письма,  датировали памятник серединой XI века, но исследования подтвердили нашу  датировку.

Византийское золото

- Икона вскоре после написания была закрыта окладом, который здесь тоже экспонируется. Все, кто сейчас видят икону, удивляются: этой живописи, прекрасной, изысканнейшей, не было видно, её скрывал оклад. Оклад с иконы не снимали даже тогда, когда пришлось переписать не закрытое окладом личное. В конце XV - начале XVI века лики апостолов, руки и ступни были переписаны. Грунт, не снимая оклада, вырезали по контуру и нанесли новое личное письмо. Поновление иконы было очень деликатным. Икону поновлял талантливый мастер – он сохранил стилистику изображения на домонгольских иконах. А живопись, которая была скрыта под окладом, полностью сохранилась в неприкосновенности.

Оклад с образа пытались снять в начале XX века, но сделали это лишь частично. Впервые полностью оклад был снят при реставрации после войны. Надо отметить, что икона в годы Великой Отечественной войны немцами была вывезена из Софийского собора в Германию. Пока её перевозили из Новгорода – через Псков и Ригу, её выставляли. В Риге была организована большая выставка произведений древнерусского искусства, мы об этом знаем, потому что сохранились немецкие архивные фотографии. А после войны икона была возвращена из Германии, и с 1946 по 1949 год находилась в Москве, в Государственных центральных художественных реставрационных мастерских (ГЦХРМ).

Живопись реставрировал Василий Осипович Кириков. Он снял оклад. Под ним обнаружил очень толстый слой воско-смоляной мастики, здесь видны фрагменты, они специально были оставлены под окладом. Чернота, копоть, грязь - так выглядела вся икона под окладом. И, когда реставратор её удалил, под слоем мастики обнаружилась первоначальная, первозданная, ни разу не тронутая рукой поновителя живопись середины XI века. Это редкость, это чудо, что она сохранилась, и чудо, что такое открытие произошло.

Поэтому эта изысканнейшая живопись бесценна. Столичная, константинопольская живопись - так писали при дворе византийского императора.

Новгородскую икону «Апостолы Пётр и Павел» писали, видимо, в Новгороде. У неё очень большие размеры доски, 236 на 147 см. В Византии мы таких икон не знаем, там маленькие иконы. И доска нашей иконы - липа, конечно. Не кипарис, а наше дерево. Скорее всего, византийский мастер писал её здесь. Использовались очень дорогие привозные пигменты, полудрагоценные минералы, дающие различные цвета синий – лазурит, розовые, жёлтые, оливковые. Золото здесь не совсем обычное, имеет немножечко зеленоватый, холодный оттенок. В иконах использовалось листовое золочение.

Состав золота имеет датирующие признаки. Если добавляется больше меди, золото красноватое, а когда золото с серебром, оно имеет холодный зеленоватый оттенок. Да и вся технология изготовления, и доска, ковчег, довольно чёткая форма лузги (углубление), паволока (льняная ткань) и то, как она нанесена, грунт - всё имеет датирующие признаки, которые  совпадают с ранними византийскими памятниками.

Икона может рассказать о художественных вкусах новгородского князя и новгородского архиепископа. Это аристократическая живопись, очень сложная, очень красивая. Об этом говорят все нюансы – посмотрите на складки одежды, они создают ощущение тонких, изысканных, дорогих, может быть, шёлковых тканей. На изображении нет пространственной архитектуры и глубины, есть просто нейтральный золотой фон, что типично для домонгольских памятников. Но то, как стоят фигуры - опора на одну ногу, лёгкий поворот, совершенная свобода жеста, общение апостолов – конечно, вызывает ассоциации с античным искусством: античные ораторы, античные философы  беседуют друг с другом.

600 чеканных пластин

- Оклад иконы без преувеличения можно назвать выдающимся произведением декоративно-прикладного искусства. Он изготовлен спустя некоторое время после написания самой иконы. Он серебряный, выполнен в технике чеканки и позолочен. Оклад состоит из более чем 600 фрагментов. Это небольшие пластины, они набивались на поверхность крохотными гвоздиками, которые входили в воско-смоляную мастику.

Разные исследователи датируют оклад по-разному - конец XI - начало XII века. Но сейчас склоняются к тому, что это всё-таки XI век. Возможно, он был изготовлен всего лишь спустя десятилетие после написания иконы. Мы видим виртуозное владение техникой. На одеждах гладкие пластины, с чеканным рисунком складок. Совершенно по-другому исполнен фон с мелким крестовидным орнаментом. Очень красивый нимб – с растительным орнаментом, восьмилепестковыми розетками. Это всё характерно для византийского декоративно-прикладного искусства, есть аналогии в других памятниках византийских.

На полях оклада большое количество изображений избранных святых. Интересно, что на самой иконе этих изображений нет, они присутствуют только на окладе. Лики первоначально были более выпуклые, но металл со временем деформировался, поэтому есть некоторые утраты. Это интересный приём сопровождения центрального изображения большим количеством святых, который дальше приживётся и будет часто встречаться в новгородских памятниках. Видите, здесь наверху Деисус: Христос, Богоматерь, Иоанн Предтеча, пара архангелов, а внизу изображены воины, целители, святые жёны - такой интересный, нетрадиционный подбор избранных святых на полях.

В технике изготовления оклада использовалась не только чеканка, но и чернение. Вот черневой орнамент на клаве одежды.

В 2000 году, до реставрации, оклад был совершенно серым, тёмным. Но когда мы в первый раз приехали на реставрационный день, мы его не узнали. Нам показали очищенные фрагменты. Там применялась новая, современная методика – оклад чистили ультразвуком. Он погружался в ванну, и ультразвуком с него счищалась грязь, выбивались загрязнения из углублений. Оклад после реставрации приобрёл вот такой цвет – золота с холодноватым, оливковым оттенком. Решение возвращать окладу первоначальный вид было непростым. Юрий Александрович Рузавин сомневался: может быть, оставить патину времени, чтобы оклад сочетался с иконой, на которой время тоже оставило свой след. Но с другой стороны – а как ещё можно дать представление о том, как выглядели древние византийские иконы, представление о византийском золоте, о его сиянии, о  драгоценности этих окладов? Поэтому оклад максимально приближен к первоначальному виду. Каждую из его 600 пластин отдельно снимали, реставрировали, а затем вновь собрали оклад в единое целое.

Сейчас, любуясь иконой, можно ещё и ещё раз удивляться и радоваться тому, что до нашего времени сохранилось эта древняя живопись, очень высокое искусство, которое к нам пришло на ранней стадии и которое мы приняли. Лучшее из того, что мы получили из Византии вместе с крещением.

Наталья МЕЛКОВА

Фото: Александр КОЧЕВНИК

Поделиться: