Как нарисовать ангела

07 февраля 2016, 17:23 / 1

Новгородский центр современного искусства познакомил горожан с Всероссийской передвижной выставкой и международным арт-проектом «Новгородская неделя искусств».

Заявлен вроде один проект, а выходит, что - два. Но на самом деле всё просто. Во Всероссийской передвижной выставке участвуют уже лауреаты международного арт-проекта «Неделя Искусств - Art Week», а «Новгородская неделя искусств» - это как бы отборочный тур непосредственно для новгородских художников. Начнём же - с гостей.

По-другому их называют «новыми передвижниками». И, разумеется, это не могло не пробудить опасения - в связи со «старыми» передвижниками.

Напомню, что передвижничество как культурный феномен зародилось в России как оппозиция академической живописи, в которой главенствующую роль играли античные и мифологические сюжеты. Художники-передвижники, объединившиеся в 1870 году в «Товарищество передвижных художественных выставок», ратовали за обращение к реальности, к самой жизни, что непосредственно проходит перед глазами, а не творится в воображении по известным мифологическим сюжетам. Это был значимый переворот в художественном мире того времени. По сути, именно передвижники заложили основы реалистической школы, которая - по иронии судьбы - вскорости выродилась в новый академизм.

Поэтому и от «новых передвижников» ожидалась верность реалистической манере в противовес модернистской и постмодернистской линиям в искусстве. И, надо отметить, многие работы этих опасений не подвели. Например, «Тополиная аллея» Галии Кушкумбаевой. Или «Свет весны. Утреннее солнце» Олега Журавлёва. Или «Парк имения в Лонасне» Михаила Кагане. Или… но хватит примеров: их много. И что толку перечислять их все? С уверенностью можно сказать лишь одно: на фотографии, даже любительской, все эти пейзажи выглядели бы куда реалистичнее и достовернее. Были бы эти фото произведениями искусства - другой вопрос, но в смысле документальности - картинам с ними не тягаться. Это без вариантов: как бы дотошно ни был выписан пейзаж, в качестве доказательства на суде он не проканает. А вот фотография - ещё как. Однако художники  упорно продолжают соревноваться с фотографией, видимо, полагая, что копирование реальности и есть настоящее искусство. Что ж, пусть полагают: и реалистический пейзаж имеет право на существование. Как, скажем, бульварное чтиво или мыльные оперы. Каждому - своё. Вот только причислять эти бледные копии реальности к искусству - прискорбное недоразумение, переросшее в  заблуждение. И тем отраднее, что далеко не все «новые передвижники» подпали под его власть.

В этом отношении невозможно не выделить работы Дарьи Воробьёвой, молодой художницы из Москвы: «Вечер в Шанхае», «Китайские фонарики», «Старая улочка в Китае», «Сиань», «Волшебный Китай», «Снег в Пекине» - всего шесть. Что, в принципе, не так уж и мало для коллективной выставки, но, думается, ей, то есть выставке, не повредила бы и двойная, тройная порция Воробьёвой. Но чем уж так хороши её полотна?

Пойдём индуктивным методом. Все представленные картины можно объединить в одну «китайскую» серию, причём и во временном отрезке: все холсты датируются 2015 годом. И, что более важно, все полотна написаны в одной манере. Первое, что приходит на ум, это — импрессионизм. Или даже постимпрессионизм. И, прежде всего, Ван Гог. Но Воробьёва не застаивается на уже освоенных позициях, идёт, может, и не дальше, но - определённо - своим путём.

Если в импрессионизме во главу угла ставилось непосредственное впечатление, момент, то у Воробьёвой это эмоциональное впечатление, и в этой связи, пожалуй, полное пренебрежение к реалистичности, которое достигает своего апогея в «Вечере в Шанхае», что роднит её с экспрессионизмом, но лишь в плане метода. По своей сути же - настроению и харизме - её работы полная ему противоположность. Антитеза, если угодно. Светлый экспрессионизм, что звучит как оксюморон. Её полотна слишком жизнеутверждающие: обилие жёлтого - лишнее подтверждение тому. И в этом явная перекличка с великим любителем подсолнухов. «Ван Гог считал жёлтый цветом жизни. Неудивительно, что он так отвратителен для глаза», - всплывает высказывание эссеиста Эмиля Чорана. И в этом есть доля правды: холсты Воробьёвой слишком оптимистические. Недостаток трагического чувства, поскольку именно из него и прорастает всякое искусство, - так можно было бы определить единственный изъян «китайской» серии. Но, с другой стороны, возможно, именно этот недостаток и придаёт неповторимое своеобразие её работам, какую-то ни с чем не сравнимую туманную лёгкость.

Также стоит отметить работы Александра Скорохода «Стокгольм» и «Rome». В особенности, последнюю. Красно-оранжевый Рим с изумрудными масками-кронами деревьев, переходящих в облака, притягивает взгляд своей оригинальностью. Добавим, что оранжевой участи не избежало и небо! Что, конечно, ни в какие рамки не лезет, но это-то и хорошо! Разве не должна живопись, если не шокировать, то - хотя бы удивлять? При всей своеобразности ощущается, правда, нехватка технической стороны. В «Rome» больше напоминает декорацию для театральной сцены, чем полновесную картину. И если отдаться этой фантазии, то аж дух схватывает: что же это будет за постановка? 

Впрочем, великолепный дизайн не гарантирует сногсшибательности театрального действа. Посему спустимся с эфемерных пространств воображения и перейдём теперь уже к новгородским художникам.

На проходных и незатейливых работах топтаться не будем. Остановимся на тех, что внимания заслуживают. Например, на большом полотне Николая Андреева «Gaudeamus», что с латинского переводится, как «возрадуемся». «Gaudeamus» - это название студенческого гимна, восходящего к песням средневековых бардов - вагантов. Другое его название - «О скоротечности жизни». Не потому ли интернациональный состав ансамбля натянул на лица такие скорбные мины? Ни следа веселья, задора, куража - точно на похоронах. Отчего же вдруг так? Ответ приходит, если заостриться на возрасте музыкантов: студенческие годы явно позади. Жизнь добросовестно каждого из них помяла и покорёжила - откуда тут взяться потехе и разгулу?  Словно собрались на встрече выпускников неудачники и недотёпы и решили вспомнить молодость, но вместо радужных воспоминаний выплыла тоска. И, что нельзя не отметить, воплощение аутентично задумке: ничто так не подходит этой идее, как изломанность и гротеск экспрессионизма.

Не пройти равнодушно и мимо холстов Александра Олигерова «Магия чисел» и «Кусочек Вселенной», из которых второй, несомненно, заслуживает более пристального рассмотрения. Значимость в художественном отношении «Кусочку Вселенной» придаёт текст - длинные, если не бесконечные, строки прописью, объединённые в строфы  по три и бог весть сколько строк. Причем, те, которые по три, выведены жёлтым и поверх тех, что привычным чёрным. Плюс поверх них еще и пятна - жёлтые по ободку и белые внутри - напоминающие эмбрионы. Или: как на выцветших фотографиях. Что прочитывается как генезис и развитие жизни: зародыш, текст и уже окончательная запись во всеобщем информационном поле. Впрочем, можно прочесть и наоборот: от ноосферы к зародышу. Двойная интерпретация, придавая неоднозначность, лишь усиливает концептуальное воздействие картины. Сила Олигерова именно в этом: в каком-то чуть ли не наскальном примитиве, который как бы воскрешает первобытную сакральную живопись, но в её осовремененном варианте.

В принципе, можно отметить «Гостя» (см. под заголовком публикации)  Ольги Гулевич - из-за склонности к деформации объекта в кубическо-супрематическом стиле блестящей Любови Поповой, точнее, намёка на эту самую деформацию. К сожалению, Гулевич не стала дальше разбирать объект на геометрические фигуры, по всей видимости (будем на это надеяться), не столько из-за боязни, что окажется «массам непонятно», сколько из желания изобразить ангела, не скатившись при этом в китч. И это, в общем-то, ей удалось, но в художественном отношении картине все-таки не хватает радикального решения.

В целом, несмотря на предвыставочный скепсис, волна вышла вполне убедительной, как доказывают  рассмотренные произведения. Однако, если сравнивать «новых передвижников» с исконными, которые представляли собой оппозицию академизму и, по существу, полнокровное направление в живописи, то здесь - просто собрание работ разных художников, не объединённых никакими общими эстетическими принципами. Товарищество без школы.

Алексей МОШКОВ

Поделиться:

Комментарии:
Оставить комментарий