Галопом по Европам: Кёльн
Испугать могла только жара
Всякий раз, отправляясь нашей небольшой группкой заядлых журналистов-ганзейцев на очередные международные Ганзейские дни, мы брали себе за правило совершить дополнительно хотя бы небольшое путешествие, так сказать, проскочить «галопом по Европам», посетив ещё какие-то места по маршруту основного следования. Ясно, что такие наскоки особых целей не преследуют.
Так, едем, чтобы посмотреть новые места. Может быть, познакомиться с их историей. В общем, побывать там, где раньше не бывали, посмотреть, как там люди живут. Поднабраться впечатлений. Не более.
Покинув Херфорд после форума Ганзы, мы обратили свои взоры в сторону Кёльна, а там ведь и до Бонна рукой подать, и экскурсию по средневековым рейнским замкам оказалось предусмотреть проще простого.
Кёльн, который мы посетили, тогда ещё не мог напрячь волнениями, связанными с обстоятельствами новой миграционной волны, нарастающей в последнее время. Нас тогда смущал всего лишь прогноз погоды. После полудня город раскалился до 30 градусов, а завтрашнюю многочасовую прогулку на микроавтобусе вдоль Рейна мы должны будем совершить в 37-38-градусную жару. Но, как говорится, взялся за гуж…
Если сказать, что мы исходили Кёльн вдоль и поперёк, это будет неправдой. Несколько часов дали возможность просто побродить по исторической части города, полюбоваться его панорамами с моста на Рейне, понаблюдать за местными жителями, туристами и передвижением судов по реке. Познакомиться с Кёльнским собором, до головокружения пытаясь рассматривать детали уносящихся ввысь башен и шпилей, и посетить его сокровищницу.
Возрождённая волчица
Кёльн с миллионным населением, расположенный в бухте нижнего течения Рейна, - четвёртый по численности населения и третий по площади в Германии. История его насчитывает две тысячи лет. Интересно происхождение его названия. Поселение Оппидум Убиорум на месте нынешнего Кёльна основал в 38 году до н.э. Марк Агриппа, полководец римского императора Августа. Спустя полвека в семье другого полководца Германика родилась дочь Агриппина, она и считается матерью-основательницей города Кёльна. Став женой императора Клавдия, мать будущего императора Нерона уговорила мужа присвоить её родному поселению статус колонии, что официально введёт его в ранг имперских городов, там будет действовать римское право. Поселение получило наименование Колония Клавдия и Алтарь агриппинцев. Сокращённо его стали называть Колония Агриппины, ко времени Средневековья он зовётся уже просто Колонией, на местном просторечии – Кёльн.
Город, несмотря на разрушения, нанесённые во время Второй мировой войны, бережно сохраняет следы своей истории начала первого тысячелетия.
Римский фонтан соорудили в 1910-1915 годах на фундаментах защитной римской стены в память основания Колонии Клавдия и Алтаря агриппинцев. Немецкий архитектор и скульптор Франц Бранцки включил в комплекс фонтана скульптуру римской волчицы – точную копию с холма римского Капитолия и девять барельефов с картинами жизни римского Кёльна. Во время Второй мировой войны фонтан был разрушен. Его восстановили. Волчица вновь заняла своё место на двух колоннах, а вот барельефы-картины полностью отреставрировать не удалось, из девяти их осталось шесть. На полукруглой стене – сгруппированные по три 12 изображений римских императоров.
Где покоится голова легионера
Фонтан расположен в исторической части города, буквально в нескольких минутах ходьбы от Кёльнского собора. Ещё квартал, и мы оказываемся у церкви Святого Гереона. Каменная скульптура - голова римского легионера в парке у церкви поражает своими размерами. Легенда говорит о том, что офицер легиона Гереон вместе с 318 воинами пострадал за христианство. Легион, переброшенный в западную часть Римской империи из Египта в 300-м году, нёс службу в Кёльне. Казнили легионеров, назвавших себя христианами, за отказ приносить жертвы языческим богам. Место их захоронения нашла святая Елена и заложила здесь церковь. Церковь, действительно, является старейшей в Кёльне. Строительство её началось при римском правлении в IV веке. Здесь погребён первый архиепископ Кёльна. Предполагают, что церковь служила и местом захоронения франкских королей. Храм пострадал в годы войны. Но до высоты 14 метров – это стены древнейшего мартириума. Для полного и детального восстановления храма понадобилось 40 лет. И с точки зрения архитектуры – это уникальное сооружение. Романская трёхнефная базилика увенчана 10-гранным куполом. С восточной стороны возвышаются две тридцатиметровые башни.
Тут кстати вспомнить о таких понятиях, как толерантность и ассимиляция. Трудно говорить о том, какие должны быть созданы условия, чтобы население, приезжающее в другую страну на постоянное место жительства, полностью приняло культурные и социальные ценности своего нового ареала обитания, встроилось в новую действительность и не существовало в виде обособленной этнической общины. Известно, что при Конраде Аденауэре, взявшем курс на восстановление разрушенной войной Германии, в страну по приглашению прибыло очень много рабочих из Турции. Многие из них остались здесь окончательно, перевезли сюда свои семьи. Европейцев волнует вопрос ассимиляции иммигрантов, и сейчас он, наверно, ещё более актуален. Но в любом случае ассимиляция – это односторонний процесс адаптации, принятия господствующих правил и ценностей в принимающем обществе. Процесс этот – индивидуальный.
Вот пример. Автор памятника – гранитной головы святого Гереона – скульптор турецкого происхождения Искендер Иедилер. Он родился в турецком городе Эскишехир, в восьмилетнем возрасте оказался в Германии. Карьера его успешна. Кстати, памятник в Кёльне – не единственный в этом роде, созданный скульптором, которому сейчас за шестьдесят. Аналогичные созданные им скульптурные головы можно увидеть в других городах Германии – святого Бенно в Мюнхене, святого Власия в Санкт-Блазиене, и сразу две головы – святых Кассия и Флорентия, кстати, воинов того же легиона, что и Герион, в Бонне, о которых мы упоминали, рассказывая о временной столице ФРГ.
Волхвы и протекционизм
Римский период Кёльна длился пять веков. Затем город окончательно завоевали франки, Кёльнский преториум стал резиденцией короля Хлодвига. Карл Великий в 795 году провозгласил Кёльн архиепископством, в него входили территории северо-западной Германии и Нидерландов. Этим высоким статусом обусловлено начало строительства первого кёльнского собора в романском стиле в 870 году.
К середине X века Кёльн становится значительнейшим городом Европы. Здесь возводятся католические храмы, процветает торговля.
Мы ведь в наше время не удивляемся назначению начальников по протекции – Бог знает, в какую глубину веков уходит эта «традиция». Кёльн от подобного случая только выиграл. Фридрих Барбаросса, император Священной Римской империи пожаловал своему другу кёльнскому архиепископу Райнальду фон Дасселю титул канцлера Италии и разрешил перенести в Кёльн из Милана мощи святых волхвов. В город ринулись потоки паломников, и для мощей «трёх королей» в 1248 году начинается строительство громадного готического собора, который по сей день является главной достопримечательностью города.
А к чему может привести рост самосознания горожан? В Кёльне бюргеры восстали против высшего духовенства. В результате, оставаясь центром архиепископства, Кёльн стал свободным городом. Здесь в 1367 году заседает торговый союз немецких и голландских городов, принявший решение объявить войну Дании. Это событие связывают с основанием Ганзы – крупнейшего торгового союза Средневековья. Кёльн переживает период своего наивысшего расцвета.
Интересен тот факт, что Кёльн сейчас не является членом возрождённого Ганзейского союза Нового времени, куда добровольно вступили сотни городов, включая 14 российских. По какой причине – неизвестно.
Ангел-автомобиль над городом
Кёльн, крупнейший в XIII-XVI веках город немецких территорий Священной Римской империи, после Великой французской революции был включён в состав Франции и превратился в провинциальный французский город. Но прусские войска вытеснили французов из города, и решением Венского конгресса Кёльн и вся Рейнская область отошли к Королевству Пруссии. Этот период в истории Кёльна называют индустриальной эпохой.
Телеграф, железная дорога, многочисленные фабрики и заводы строятся в это время. Развивается пресса. «Рейнскую газету», кстати, с 1842 года возглавляет автор теории коммунизма Карл Маркс.
После начала Первой мировой войны, в 1917 году бургомистром Кёльна был избран Конрад Аденауэр. С ним связаны, как известно, большие вехи в истории не только Кёльна, но и всей Германии.
За период после окончания Первой мировой и началом Второй мировой войны Кёльну довелось быть самопровозглашённой Рейнской Республикой, в 1919 году он вместе со всем Рейнландом оказывается в оккупационной зоне Франции. Послевоенная жизнь налаживается, экономика развивается, и здесь в 1930 году Форд возводит свои фабрики и заводы. Этот концерн до сих пор – главный работодатель города. А о привязанности Форда к Кёльну говорит тот факт, что выпускалась даже модель автомобиля «Форд Кёльн».
Рядом с Римским фонтаном в Старом городе располагается городской музей Кёльна. Заметное здание с красно-белыми ставнями на окнах. Здание старинное, постройки середины XIV, к которому в XVI веке был пристроен цейхгауз – муниципальный арсенал. Сейчас – это огромный архив и музей одновременно, собравший экспонаты и документы с времён Средневековья.
Но внимание прохожих и туристов неизменно привлекает не только само здание, но и позолоченный автомобиль-ангел с огромными крыльями, разместившийся на башне здания. Исторический музей обзавёлся этой скульптурой в 1991 году, когда город готовился к проведению в апреле двухнедельной выставки «Fetisch Auto». Выставка успешно прошла, а крылатый автомобиль прижился на своём месте, даже был однажды снят на реставрацию и вновь вернулся, несмотря на то, что периодически возникают споры о том, должен ли он там находиться.
Автор скульптуры – ХА Шульт (настоящее имя Ханс Юрген Шульт), немецкий художник-концептуалист, известный своими скульптурами, которые он делает из… мусора. К ангелу-автомобилю, правда, это не совсем относится. В настоящей своей жизни он был обычным автомобилем Ford Fiesta, 1989 года выпуска. Автомобиль – фетиш для немцев, в своей концепции оформления автовыставки скульптор был прав. Говорят, в ночи подсвеченный летящий ангел- Ford смотрится просто великолепно.
Бомбить или не бомбить?
Когда в Кёльне власть перешла к нацистской партии НСДАП, бессменный бургомистр Конрад Аденауэр, убеждённый антифашист, был вынужден эмигрировать.
Кёльн пережил бесчинства нацистов, когда сжигались синагоги, громились еврейские дома. Кёльн с большими утратами пережил Вторую мировую войну. Бесконечные бомбёжки разрушили до 95 процентов центральных районов города. По опубликованным сведениям, только за один день 31 мая 1942 года бомбардировщики Королевских ВВС уничтожили более 5000 зданий. Существует легенда, что во время налётов пилоты не сбрасывали бомбы на Кёльнский собор. И что в ней больше правды – то ли у пилотов рука не поднималась нажать на гашетку и, выполняя приказ, разрушить этот уникальный объект архитектуры, то ли не трогали его, так как он служил прекрасным ориентиром на местности – как знать.
По окончании войны, в июне 1945 года Кёльн вошёл в британскую оккупационную зону. А через четыре года бывший бургомистр Кёльна Конрад Аденауэр был избран первым канцлером Германии. Как известно, он занимал этот пост 14 лет.
Восстановление Кёльна шло полным ходом, и как указывают некоторые источники, завершилось лишь в середине 80-х годов прошлого века.
Сразу после войны город спешно приводил себя в порядок. Нужно было как можно быстрее устранить разруху, восстановить или заново возвести разрушенные здания. Тут, как надо понимать, было «не до жиру». Какие-то здания удалось вернуть в первоначальном облике, на месте других строили по другому принципу, заменяя старинные особняки не блещущими изяществом и архитектурными излишествами постройками.
Перехитрить дьявола
Не хочу придираться, но застроенная разностилевыми зданиями площадь вокруг Кёльнского собора всё-таки производит впечатление некоей неряшливости из-за своей эклектичности. Тем не менее, собор, уносящийся ввысь на 160 метров, эти впечатления сглаживает, превращает в несущественные. Кажется, что теснящиеся скученные строения в три-четыре этажа лишь копошатся у громадного гиганта, доминирующего в городском пространстве.
Кёльнский собор тоже имеет свои легенды. Одна из интересных – о роли дьявола в его строительстве. У Герхарда фон Риле, первого архитектора собора, якобы не хватало сил, чтобы выполнить чертежи будущего храма, и он решил обратиться за помощью к нечистому. Сатана согласился помочь, если заполучит душу архитектора. Обмен должен был состояться, когда запоют первые петухи. Жена архитектора, подслушавшая разговор, жалея мужа и желая спасти его душу, встала рано утром и прокукарекала. Сатана с чертежами явился и отдал их архитектору. Когда обман открылся, дьявол пообещал, что с последним камнем на этом соборе наступит конец света. По другой версии, с окончанием строительства должен пострадать не весь белый свет, а только Кёльн.
Что ж, по крайней мере легенда объясняет, почему собор с тех пор, уже на протяжении восьми веков строится и достраивается. Мы тоже увидели строительные леса на разных частях сооружения.
Собор возведён на месте церквей-предшественниц римского периода истории Кёльна. Его заложил в 1248 году архиепископ Кёльна Конрад фон Гохштаден. Один из самых могущественных городов Священной Римской империи должен был иметь свой кафедральный собор, который затмит существующие храмы. О второй причине я уже упоминала – в Кёльн из Милана перевезли останки святых волхвов. Для реликвий в течение десяти лет изготавливался специальный саркофаг из серебра, золота и драгоценных камней. Ларь «трёх царей» и сейчас – главная реликвия Кёльнского собора.
Храм строился и в XIV веке. Тогда были возведены южные нефы, второй этаж Южной башни. В XV веке завершили строительство третьего яруса этой башни и установили на ней два колокола. Началось возведение северных боковых нефов собора, а в следующем столетии было завешено сооружение среднего, самого большого нефа и его кровли. Средневековый период строительства собора на этом закончился, и в течение нескольких веков он стоял незавершённым.
Возобновилась стройка под воздействием населения, возмущённого тем, что революционные французские войска, изгнавшие священников из собора, превратили его в фуражный склад. Финансировать строительство в 1842 году взялись прусский король Фридрих Вильгельм IV и основанное жителями Кёльна Центральное общество по строительству собора, которое, кстати говоря, и в настоящее время несёт затраты на ремонт и реставрацию собора. Собор по велению короля достраивали по первоначальным планам, к возведению 157-метровых башен подступились в 1863 году. В октябре 1880 года на вершине Южной башни был уложен последний камень, это ознаменовало, что строительство храма, продлившееся в целом 632 года, завершено. На празднестве в Кёльне по этому случаю побывал император Вильгельм I.
Понятно, что оборудование собора и дальше продолжалось: стеклились окна, изготавливались витражи, настилались полы, производилась отделка.
А ремонтные и реставрационные работы на этом грандиозном сооружении и сейчас не прекращаются ни на день.
Конечно, огромное удовольствие – смотреть на собор. Эти стены, контрфорсы, пилоны, арки, башни и башенки-пинакли, украшенные фиалами, несчётное количество скульптур – просто чудо, сотворённое руками зодчих и прочих мастеровых. Ему удивляются многочисленные туристы, которым, если они приехали в Кёльн, например, на поезде, нужно пройти от дверей железнодорожного вокзала до собора всего лишь менее 50 метров.
Город живёт своей жизнью. Молодёжь обсуждает насущные дела. Путешествующие на кораблике потягивают пиво. По улице мимо кафешек и газонов с рёвом проносится на блестящем, начищенном до золотого самоварного блеска коне ретро-байкер.
У парапета на переходе от вокзала отдыхают ещё не ощутившие жару уставшие по только им ведомой причине музыканты, предпочитающие, как показалось, вообще жить на улице. В фонтан у собора норовят окунуться не только дети, но и взрослые.
У каждого из них, как и у Кёльна, своя неповторимая история жизни.