Галопом по Европам: Гамбург, или Нетрадиционная экскурсия

Что Новгород может перенять у двухмиллионной метрополии на Эльбе.

Достопримечательности – по макету

- Ну, и как тебе Гамбург? – спросила подруга, когда я вручила ей привезённый сувенир – пару предметов чайного набора с силуэтами башен и шпилей.

- Мусора много производит, - ответила я.

- Это и всё? А озеро Альстер? Ратуша? Музеи? Неужели ничего не впечатлило? – допытывалась подруга, у которой в этом мегаполисе живут друзья, и где она, довольно часто их навещая, чувствует себя по-своему уютно.

Вообще-то, Гамбург был транзитным пунктом в нашем путешествии. Пара часов – не время, чтобы изучить город. Но и терять их попусту не хотелось. Поэтому весьма кстати пришлась любезность Новгородской торгово-промышленной палаты и гамбургской фирмы LUNO провести для группы журналистов из России экскурсию по акватории Гамбургского порта и пешую прогулку в районе современной припортовой застройки.

Нет, конечно, в окно автобуса, во время переезда из аэропорта в порт морской, можно было кое-что увидеть. Например, старинное здание Кунстхалле – городского художественного музея, и какие-то другие, но идентифицировать их не берусь. Чуть позже, перемещаясь по улицам, удалось издалека полюбоваться шпилями готических храмов, выглядывающими из-за крыш многоэтажек. Так что, желая получить представление об исторической части города со знаменитой Ратушей, пришлось довольствоваться разглядыванием макета Гамбурга в информационном центре. Впрочем, Гамбург не слишком и богат исторической застройкой. Он был сильно разрушен во время Второй мировой войны. Поэтому практически все здания на макете были белого цвета - новостроечные, за исключением действительно старинных сооружений, выделенных бежевым.

Мусорные эвересты

А порт – порт сразу поразил горами мусора. Но это были, как бы это сказать, упорядоченные горы мусора. В то время, когда Новгород страдал от перенасыщения своего полигона твёрдых бытовых отходов, здесь с мусором расправлялись виртуозно. Бытует мнение, что сто процентов неутилизируемых отходов в Гамбурге сжигается. Наверно, это так - прямо на территории порта работает мусоросжигающий завод. Но здесь же, в порту, сотни тонн мусора, а может быть, и сотни тысяч, готовятся… на экспорт. Да-да. Именно так. На специальных площадках-полях причалов привезённый из города мусор трамбуется специальной техникой, поливальные машины обдают слежавшиеся горы отходов водяными фонтанами – чтобы предотвратить возгорание. И затем подготовленная «продукция» помещается в специальные контейнеры и грузится на суда. Которые идут в Китай. Поднебесная покупает мусор. Видимо, там знают, что можно сделать с мусором, чтобы он приносил прибыль.

Мусорные эвересты, конечно, поразили воображение. Но не только они. Забирали нас на экскурсионный кораблик у причала, где пришвартован парусник «Рикмер Рикмерс» («Rickmer Rickmers»). Его считают визитной карточкой Гамбурга. Бывший трёхмачтовый грузовой барк, которому уже сто лет, совершал длительные плавания через Атлантику. В Чили возил уголь, а обратно вёз селитру. Грузом для Германии с Дальнего Востока были рис и бамбук. Теперь это – корабль-музей.

От курсирования по акватории порта (по площади это три тысячи гектаров, 50 километров причальных и береговых сооружений, почти 300 причалов для морских судов), а, может быть, от небольшой качки – всё-таки не твёрдая земля под ногами - немного кружилась голова. И мельтешили в глазах бесконечные огромные контейнеровозы с брикетами уложенной крупнотоннажной разноцветной универсальной грузовой тары.

Но если небольшая корабельная качка – дело знакомое, её и на Волхове не раз испытывала, то морской порт Гамбурга - конечно, не «порт» в Великом Новгороде с несколькими судами Клуба юных моряков у причала. Хотя я не права. Потому что некорректно сравнивать Новгород на Волхове, где население немногим превышает 200 тысяч, с двухмиллионной метрополией Северной Европы на Эльбе. Гамбург является вторым после Берлина крупнейшим городом Германии, входит в десятку крупнейших городов Евросоюза. И гамбургский морской порт, с самым большим контейнерным потенциалом в Европе, - также второй в мире порт по объёму перевалки грузов вне Юго-Восточной Азии. В общем, впечатлил.

Недаром его называют «сердцем Гамбурга». Такое значение это место имело и VIII веке, когда здесь, в устье Альстера, возникло первое поселение. И в 808 году, когда император Карл Великий основал крепость для защиты от западных славян. И когда Гамбург одним из первых вошёл в средневековый Ганзейский союз, став важнейшим портом на Северном море, а позднее получив статус «вольного имперского города», позволявшего иметь право на самоуправление и предоставлявшего независимость от императорской власти.

Долгострой по-гамбургски

Современный Гамбург, как это ни парадоксально, снова застраивается вокруг своего «сердца». В январе нынешнего года торжественно открылась Эльбская филармония – главный концертный зал, расположенный на острове Грасброок на Эльбе. Завершить строительство планировали ещё в 2010 году, но и мы, посетившие Гамбург спустя несколько лет, увидели здание ещё не совсем завершённым. По опубликованным данным, из-за задержек цена строительства филармонии возросла с 241 до 789 миллионов евро. Столько вложено в 26-этажное здание высотой 110 метров, восхищающее своей «начинкой». Оно вместило большой концертный зал на 2100 мест, малый зал на 550 мест, отель на 244 номера, 45 квартир, магазины, рестораны, парковку. К удовольствию местных жителей и приезжих туристов, можно свободно посетить обзорную площадку, открытую на восьмом этаже.    

На бережок, так сказать, нас высадили прямо у филармонии. Но вспомнить о ней ещё раз пришлось в одной из близлежащих променадных зон, где заинтересовали функциональные особенности серого гранитно-стеклянного куба, утыканного рупорами на уровне человеческого роста. Здание оказалось временной аудиостудией -  приблизив ухо к трубке в форме усечённого конуса, можно было насладиться музыкой – на выбор классической, популярной, этнографической. Таким образом для жителей Гамбурга восполнялась востребованность в прекрасном, пока строился концертный зал, а заодно и рекламировался этот чудо-объект.

Там же почему-то вспомнилась ситуация из нашей, новгородской жизни. Как  один из вице-губернаторов - «варяг», приглашённый в область экс-губернатором Сергеем Митиным в первые месяцы его правления, - по-своему удручённый убогостью Новгорода, возмущался: «Здесь даже оперного театра нет!». Правда, с тех пор и оперного театра в губернской столице не появилось, и сам-то вице-губернатор не задержался надолго, видимо всё-таки отсутствие оперной сцены сыграло в этом решающую роль. Впрочем, Новгородской области с её проблемами ни тогда, ни сейчас, честно говоря, не до оперных театров.

«Зелёная» стратегия

Ну вот, вроде бы и ступили на сушу, а всё равно в припортовом пространстве, куда ни глянь, всюду оказывалась вода. Чтобы в целом представить картину города, можно вспомнить, что разветвлённые лабиринты каналов между реками Эльба, Альстер и Билле пересекают около 2500 мостов. Водные пути ведут к порту, где кипит бурная деловая жизнь.

Мы свой уличный поход начали с исторического центра гавани – района складов Шпайхерштадт. Без преувеличения - грандиозная постройка XIX века, крупнейший в мире складской район. Здания возведены на деревянных фундаментах глубокого заложения, точнее, на дубовых брёвнах. Протяжённость складов полтора километра. Интересно, что район был основан как зона для беспошлинной торговли, и, для возведения комплекса складских сооружений в 1883 году снесли старые постройки, переселив более 20000 человек. Четверть века назад Шпайхерштадт получил статус охраняемого объекта наследия Гамбурга, а с 2015 года, после проведённой серьёзной реставрации, включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь располагаются музеи, а часть зданий по-прежнему используется в качестве складов.

Что понравилось, когда брели по улицам нового района Хафен-Сити,  представленного нам в качестве одного из самых масштабных европейских проектов городского развития, который позволит расширить центральную часть Гамбурга на 40 процентов. Просторное, светлое уличное пространство. Идеальные по виду проезжая часть и  тротуары. Фонари электроосвещения, похожие на журавликов. Появилось, правда, ощущение некоей эклектики в восприятии зданий - разных по виду, на колоннах, или с выносными консолями над каналом, нестандартных геометрических форм, например, напоминающих скошенные параллелепипеды, то целиком стеклянных, то блестяще-металлических, или похожих на архивные стеллажи-каталоги с выдвижными ящичками балкончиков… Но эта эклектика почему-то не раздражала. Может быть, в этом и состоит искусство архитекторов, без удержу играющих с формами и цветом, но чётко знающих границы, за которыми наступает диссонанс.

Да, и ещё бросалось в глаза то, что город – в зелени. 

Конечно, по отдельной улице в целом концепцию проекта не оценить. И, тем не менее, она привлекательна. Гамбург выбрал такой подход: развитие через редевелопмент бывших промышленных и портовых территорий. В соответствии с титулом «Зелёная столица Европы», присвоенным городу в 2011 году. Город примиряет интересы экономики с приоритетом комфортного проживания горожан.    

И для этого делается всё возможное. Программы в области экологической политики, к примеру, поддерживают развитие электротранспорта и высокоскоростных автобусов, увеличение площади особо охраняемых природных территорий, городское садоводство. 1700 гектаров городской территории относится к сети областей особо охраняемой природной среды. 

И порт тоже снижает экологическую нагрузку на город. Автотранспортные перевозки заменяются железнодорожными и водными. Сейчас 70 процентов грузов в порт и обратно доставляются по железнодорожным путям, и есть даже услуга «контейнерного такси» - грузы прибывают в порт на буксируемом судне.

Что касается домостроения, то за аксиому взято то, что в новых зданиях должны применяться повышенные экологические стандарты. То есть, эффективное расходование ресурсов и энергии, озеленение. На крышах домов приветствуются сады и зелёные насаждения.

Высокие экологические стандарты диктуются предприятиям – ведь Гамбург большой промышленный центр. Взаимодействие городской администрации с бизнесом прописано в программах экологического партнёрства, нацеленных на снижение вредных выбросов в атмосферу, снижение объёмов использования воды, уменьшение объёмов отходов. Над Гамбургом, например, запрещены ночные полёты самолётов, расположенная здесь третья в мире авиакомпания «Airbus» платит повышенные аэропортовые сборы в зависимости от уровня шума воздушных судов.

Ещё раз оговорюсь: конечно, некорректно сравнивать два города –  Новгород и Гамбург. Но если говорить о комфортности и изяществе городской среды, то и в российских городах есть примеры, которым Великий Новгород может следовать. Мне, например, импонирует то, что пришедшие в область и врио губернатора Андрей Никитин, и его советник по вопросам туризма и культуры Николай Новичков уже не раз затрагивали эту тему. Наверно, и их, тем более свежий, взгляд смущает унылая серость городской панельной застройки прошлого века и монотонное однообразие новых жилых микрорайонов, с типовыми многоэтажками, не отличающимися друг от друга, несмотря на вроде бы весёленькую подкраску фасадов. И нынешнее «зелёное» лицо города - которое не должно быть лысым или лохматым. Андрей Никитин считает, что учиться у других не зазорно, что лучшие практики надо использовать, в том числе и действующие во всём мире. Надежды возлагаются на молодых архитекторов и дизайнеров. Которые войдут, например, в рабочую группу по развитию городской среды нового Консультативного совета. Что ж, дело за дерзновенными.

*        *        *

Под завязку пешей прогулки по гамбургскому Хафен-Сити нас ожидала клубничка. Ничего непристойного – самая настоящая ягода.  Но выложить 4,5 евро за лоточек ароматных ягод почему-то показалось жалко. Зато идеи – о том, как благоустраивать город, – из Гамбурга можно было увезти совершенно бесплатно.

Поездка в ганзейский город Гамбург организована в рамках гранта Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова. 

Наталья МЕЛКОВА

Фото автора

Смотреть фоторепортаж

Поделиться: