«Чтобы огнём горели и шуршали»
Разве бывали такие времена, когда женщины не обращали внимания на свою внешность, не заботились о том, как выглядят? Да никогда. И девицам, и молодицам всегда было важно производить впечатление на окружающих, особенно на представителей сильного пола. И наряд играл в этом далеко не последнюю роль.
Как одевались наши соотечественницы в XIX – начале XX века, а многие вещи из женского убора не только красивы и интересны, но уже стали экзотическими, рассказывает выставка в Новгородском музее-заповеднике «Скрута девиц и молодиц». Вы ещё успеете полюбоваться буйством красок костюмов наших предшественниц и удивиться фантазии деревенских кутюрье прошлых веков – выставка продлится до 15 апреля.
Здесь представлены девять комплектов женской одежды из фондов Новгородского музея-заповедника и двадцать пять праздничных костюмов из собрания московского коллекционера Сергея Глебушкина.
Известный в России собиратель и исследователь русского народного костюма привез в Великий Новгород предметы одежды представительниц Архангельской, Белгородской, Брянской, Воронежской, Рязанской, Калужской, Костромской, Курской, Липецкой, Нижегородской, Орловской, Смоленской, Тульской областей и Бурятии.
Костюмы дополнены экспедиционными материалами и фотографиями из коллекции Натальи Шабельской, предоставленными Российским этнографическим музеем (Санкт-Петербург).
Музей-заповедник подошёл к проведению выставки творчески и каждую неделю включает в неё интерактивные элементы. На днях в зале экспозиции состоялась встреча с представительницами новгородского Центра музыкальных древностей В.И. Поветкина.
«Во всякой одежде красива, ко всякой работе ласка!» - так назвали своё представление сотрудницы центра. Они познакомили посетителей музея с историей создания русского народного женского костюма, традиционными материалами и техниками изготовления, сопроводив показом своей коллекции девичьих и женских головных уборов, вышитых платков, рубашек и полотенец.
Интересно, что коллекция Центра музыкальных древностей, а это реплики элементов нарядов, в частности, женских головных уборов, начала формироваться в 80-х годах минувшего века. Активное участие в этом принимала директор центра Наталья Попова, ещё учась в Петербургской консерватории, и её мама Нина Андреевна Белюнас.
Посетительницы выставки смогли не только вблизи рассмотреть, но и подержать в руках, и даже примерить головные уборы. Юные новгородки - повязки, новгородскую чёлку, венцы. А женщины постарше прикинуть, идёт ли им традиционная русская сорока.
Вот в руках у Натальи Поповой сначала женская сорока, а затем девичья архангельская повязка, которую она изготовила вместе со своей мамой.
Марина Попова – на ней традиционная сорока - демонстрирует северный девичий убор – прорезной венец.
Все сотрудницы центра – мастерицы на все руки. Ольга Шадурская – золотошвейка. Все головные уборы с золотым шитьём сделаны её руками при помощи занятного инструмента – витейки для золотной вышивки.
Среди них совершенно уникальный экземпляр – олонецкая сорока.
Сотрудница центра Анастасия Каменская рассказывает, как выглядела в прошлом веке архангельская невеста. Головной убор надевался особым образом – сначала накладывалась праздничная повязка, затем изукрашенный жемчугом венец.
Конечно же, изготовление коллекционных уборов и нарядов – это увлечения сотрудниц Центра музыкальных древностей. В учреждении у них разные обязанности.
Вот, к примеру, Людмила Федина, которая проработала более тридцати лет в архивном управлении, сейчас ведает в центре архивом, библиотекой, проводит экскурсии для горожан и гостей Великого Новгорода.
Экскурсоводом служит и Ирина Владимировна Афёрова.
Участницы хора Екатерина и Анна пришли на встречу в музей тоже в изготовленных собственными руками нарядах – в вологодской традиции. Особенность костюма Екатерины - гвоздичная тесьма. А наряд Анны расскажет об одной из древнейших техник – вышивке набором.
Путешествие по выставке Новгородского музея-заповедника «Скрута девиц и молодиц», несомненно, доставит большое удовольствие.
«Скрута», «уряда», «выряд», «окрута», «сряда» – так называлась праздничная девичья и женская одежда в Новгородской губернии XIX века. Молодёжь принимала активное участие в деревенских праздниках. Отказ от гуляний вызывал осуждение старшего поколения. Во время «проходок» в нарядной одежде по улицам, в ярмарочных рядах, весёлых танцах и плавных хороводах парни высматривали себе невест. Девица, девчоночка, девонька, девчужка, дева, девуня, деушка – так ласково было принято обращаться к девушкам.
Вступление в прекрасный период жизни сопровождалось кардинальным изменением костюма. В этом случае скромность и дешевизна тканей не приветствовалась. Родители «справляли» для дочери на выданье несколько праздничных костюмов. Да и сама «невеста», девушка брачного возраста, должна была приготовить добротное приданое, овладев всеми видами женского рукоделия.
За время свадебного обряда молодые переодевались не меньше трёх раз. В одной одежде стояли под венцом, затем переодевались для застолья и третий раз для «княжого стола» на второй день.
На территории Новгородской, Архангельской, Олонецкой, в некоторых селениях Воронежской, Нижегородской, Тульской, Рязанской, Калужской, Курской губерний, а также у русских старообрядцев Забайкалья бытовал комплекс одежды с сарафаном, он упоминается в XIV – XVII веках. Сарафан – длинная одежда на широких плечиках или лямках. Самый древний тип сарафана - глухой косоклинный. Глухие сарафаны шились из домашнего сукна красного цвета, шерстяной домотканины, холста белого и синего цветов. Сарафан носили с рубахой с прямыми поликами, душегреей, головным убором на жесткой основе - короной, кокошником, головодецом.
Вы увидите здесь и комплекс одежды с понёвой – древнейший тип русской крестьянской одежды, первые упоминания о нём идут из X–XIII веков. Он бытовал в Орловской, Воронежской, Рязанской, Нижегородской, частично Смоленской губерниях. Понёва, панёва, понька, понява – поясная одежда замужних женщин, её надевали с белой рубахой, широким поясом, передником, кичкообразным головным убором. В основе поневы всегда лежали 3 полотнища черной, синей, реже красной шерстяной клетчатой ткани.
На территории Новгородской и Архангельской губерний, наряду с сарафанным, бытовал юбочный комплекс. Он включал кофту либо баску, передник, пояс, головной убор с платком. Баски шили из тафты, чтобы «огнём горели и шуршали». Кофта – «казачёк» и баска составляли женский костюм – «парочку». Передники по крою делились на несколько типов: повязываемые на талию или надеваемые через голову.
Праздничные костюмы дополняли жемчужные серьги и различные украшения, шейные - наборошник, ошейник, и нагрудные - бусы, грибатки, чёпки.
Русская народная одежда отличается высокой художественностью и разнообразием. Мастерство, с которым женщины пряли, ткали, вышивали, сохраняя вековые традиции, удивляют всех, кто хотя бы раз соприкоснулся с народным костюмом.