«Чтоб козни зла рассеяла любовь...»

Три вечера с Московским художественным академическим театром имени Максима Горького.

День третий. «Царский венец»

Гастроли Московского художественного академического театра имени Максима Горького в Великом Новгороде завершились публицистическим спектаклем «Царский венец» по книге протоиерея Артемия Владимирова «Государев венец». Это сборник прозы и лирики о судьбе семьи последнего русского императора, в котором каждому из страстотерпцев посвящено отдельное поэтическое размышление.

Спектакль имеет две особенности – в нём принимает участие сам автор книги и сосуществуют два сценических пространства. Полупрозрачным полотном сцена разделена надвое: на первой линии находится Артемий Владимиров, а на второй – актёры, хотя, по словам протоиерея, «игрового элемента в спектакле нет, тема слишком высока». На полотно проецируются фотографии царской семьи, а артисты, окружённые прозрачными кубами, освещаются цветными прожекторами. Получается сцена в сцене, когда после слов протоиерея о дне сегодняшнем звучат стихотворения, отрывки из писем, исторические факты о времени том.

История императора, его супруги, великих княжон и наследника представлена в спектакле Валентином Клементьевым, Татьяной Шалковской и студентами актёрского факультета ГИТИС  не просто как история о венценосных особах, а как история о людях. Мы узнаём о несчастной любви княжны Ольги, о взрослении маленького Алексея, о роли Марии-Антуанетты в жизни Александры Фёдоровны, о стремлении Николая II предотвратить трагедию. Но, в первую очередь, они представлены как великие мученики. Потому что, лишь взглянув на трагедии прошлого, мы можем понять, как следует поступать в будущем.

За что так жестоко революционеры поступили с царской семьёй? За что были убиты даже дети? Почему такие нравственные люди были подвержены таким тяжёлым испытаниям? На эти и другие непростые вопросы ищет ответы спектакль. Но главный его посыл – брать пример с императорской четы, как с образца семьи, веры и силы.

Но вместе с тем постановку можно назвать неоднозначной. Порой слово протоиерея о сегодняшнем дне, о насущных темах, обращённое к залу, с упором на сравнение с жизнью царской семьи, вызывало у зрителей недоумение. Кто-то не был готов к своеобразию режиссёрского решения и ожидал классического спектакля, кто-то шёл в театр, чтобы отдохнуть и отвлечься от окружающего, но и здесь ему напоминали о проблемах современности. Но таким образом спектакль и достиг своей цели – заставил задуматься и искать ответы на вопросы, вызвал эмоции, а какие – у каждого находящегося в зале они были свои. И, каким бы ни был ответ, в нём главное – не забывать уроков истории, понимая, что мы всё-таки живём в совершенно другое время.

Спектакль «Царский венец» достойно завершил трёхдневные гастроли МХАТа имени М. Горького в Великом Новгороде. Не станет преувеличением и мысль о том, что новгородцы были рады театру-гостю, ведь на каждую последующую постановку приходили не только отдельные люди, что были зрителями вчера, но и целые компании. За три дня мхатовцы сыграли три абсолютно разных спектакля, но доказали одно – «Красиво не то, что по-театральному ослепляет и дурманит зрителя. Красиво то, что возвышает жизнь человеческого духа на сцене и со сцены, то есть чувства и мысли артистов и зрителей», как говорил Станиславский.

Вера КЛЕПИКОВА

Фото с сайта театра

Поделиться: