«…бывает и Великий пост»

Три вечера с Московским художественным академическим театром имени Максима Горького.

День второй. «Не всё коту масленица»

Второй спектакль из гастрольной триады МХАТа имени Максима Горького в Великом Новгороде – «Не всё коту масленица», поставленный по одноимённой пьесе Александра Островского 1871 года. Нас, сегодняшних, от даты рождения пьесы отделяет 150 лет, но актуальность её по-прежнему поражает.

В центре сюжета – девушка на выданье, Агния (Кристина Пробст), за которую борются робкий и честный приказчик Ипполит (Максим Бойцов) и хозяин его, богатый купец Ермил Зотыч Ахов (Александр Дмитриев). И если первый действительно борется, пытаясь понравиться девушке, порой совершая глупости, проявляя знаки внимания, то второй считает, что лишь за его благосклонность и Агния, и мать её, Дарья Федосеевна Круглова (Наталия Моргунова), должны в радости пасть ему в ноги. А ведь даже ключница Ермила Зотыча Феона (Лариса Некипелова) считает его «аспидом», а кухарка Кругловой Маланья (Ирина Архипова) и вовсе никак не может запомнить его имя и внешность.

«Это скорее этюд, чем пьеса, в ней нет никаких сценических эффектов; эта вещь писана для знатоков, тут главное: московский быт и купеческий язык, доведённый до точки», – писал Островский о своей пьесе актёру Фёдору Бурдину. И вот эта атмосфера купечества, «доведённая до точки», определяет посыл спектакля. Может быть, Агния действительно нравится Ахову, но чувства свои он показывает неверно, ведь считает, что за положение и состояние любая и любой уже должны любить его.

Вопрос «по любви или по расчёту» неоднократно встаёт перед каждым из нас. И, о счастье, если рядом окажется человек, способный уберечь от ошибки, способный собственным примером направить на путь истинный. Для Агнии – это мать, которая понимает, что отдать дочь замуж за самолюбивого старика, пусть за деньги, которых у них нет, за богатое приданое и пышную свадьбу - это всё равно что предать её. И Дарья Федосеевна совершает настоящий подвиг, идёт против системы, чтобы уберечь дочь от страшной, в прошлом своей, участи - мужа-купца-самодура.

В спектакле задействованы некоторые актёры, что играли во вторник в «Домике на окраине». Женщина, сидящая рядом со мной, в искреннем волнении сказала: «Эти две постановки такие разные. Если они (актёры) и сегодня сыграют блестяще, как вчера, то, наверное, они гении…». Не будем судить о пафосности слова «гений», но артисты справились со своей задачей и впрямь блестяще!

Большую роль сыграли и декорации, а именно – интерьер домов Кругловой и Ахова. Не так просто показать два разных дома в рамках одной сцены, но работникам МХАТа удалось. Секрет прост – разные цвета стен. Дом Дарьи Федосеевны и Агнии в красных тонах, красивый, уставленный цветами и мелочами для рукоделия, уютный, как и подобает дому двух женщин. Комнаты Ахова же имеют тёмно-зелёный цвет, оттенок которого настораживает, и совсем без лишних деталей.

Именно такие моменты подчёркивают характеры персонажей, дополняют и определяют их. И закладка для книг, вышитая Агнией, и нож, спрятанный в сапоге Ипполита, и сияющий подарок Ермила Зотыча, и красные стены в доме Кругловой, как цвет победы в сражении за счастье дочери, – всё в театре имеет смысл.

Зритель принял спектакль очень радушно, посмеиваясь над шутками и комичными ситуациями, согласно кивая в ответ на актуальные в наши дни слова, единогласно аплодируя после финальной реплики Дарьи Федосеевны: «Оттого, Ермил Зотыч, говорит русская пословица, что не всё коту масленица, бывает и Великий пост». Мы, зрители, какого бы возраста ни были, знаем, что далеко не всё на свете можно купить за деньги. Порой нужно быть просто добрым, честным и чуточку отчаянным, как Ипполит.

Вера КЛЕПИКОВА

Фото с сайта театра

Поделиться: