Ждите белых ночей

В Великий Новгород РЖД привозит туристов уже впотьмах.

В последние годы Новгородчина потратила массу сил и наняла множество специалистов по развитию туризма. Развитием у нас теперь считаются усилия по рекламе туристических прелестей родного края.

Мы регулярно слышим отчёты о том, где вывешен очередной баннер, приглашающий гостей в древний город. Весьма кстати оказалось и изобретение «Серебряного ожерелья», курируемого полпредством президента по СЗФО: раз есть государственный заказ на продвижение городов округа, найдётся и исполнитель заказа, а самим городам остаётся всячески приветствовать деятельность исполнителя, намекая, что без активности региональных властей тут дело не обошлось.

Это я сейчас намекаю на усилия РЖД. Госмонополия придумала круизный туристический  «Серебряный маршрут». Поезд отправляется с Ленинградского вокзала Москвы и возвращается туда же, но уже  на  Ярославский вокзал, прокатив за три дня (и две ночи) пассажиров по четырём избранным городам. Естественно, без Великого Новгорода не обошлось. Помимо нас на пути – Псков, Рыбинск и Ярославль.

РЖД аппетитно описывает поезд  № 924/923: «Новые вагоны класса «Люкс», СВ, купе и плацкартные вагоны, оборудованные системами кондиционирования, экологически чистыми туалетными комплексами, розетками для зарядки гаджетов, кроме того, в каждом вагоне предусмотрен душ. Для пассажиров также работает вагон-бар, в котором можно заказать горячее питание, прохладительные напитки и десерты». 

Удовольствие не из дешёвых: в начале декабря билет в 4-местном купе стоит от 13 672 рублей, в спальном вагоне – от 24 558. Но ведь тут тебе и Wi-Fi,  а у кого гаджета нет, может свежую прессу полистать…

На Яндекс.Дзен  мы нашли свидетельство гражданки, совершившей такое путешествие в ноябре. Из её записок стало ясно, что, помимо стоимости билета, туриста ещё ждут расходы на питание в «вагоне-баре» (дама, правда, обошлась сухим пайком, набрав с собой вакуумных упаковок с сыром-колбасой), а на стоянках  покупала полуфабрикаты, которые можно было разогреть в микроволновке, имеющейся в вагоне.

Более того, экскурсии по городам тоже надо покупать дополнительно – прямо в поезде. 2 650 руб. – за Псков,    за Новгород – 1 150, Рыбинск – 1 360, Ярославль - 2 100 руб.

Но не только в этом дело. Хуже, что Великому Новгороду не повезло в том, что «Серебряный маршрут» подкатывает к нашему вокзалу… около 18 часов. Так что 5-часовое знакомство с нашим городом придётся осуществлять в изрядной темноте (период белых ночей ещё не скоро).

Так что ухищрения новгородских рестораторов – не для пассажиров этого поезда. Тратить время на ожидание в кафе будет жалко. Остаётся разве что фастфуд. Вот и пассажирка, которую мы цитируем, перекусила возле вокзала пиццей.

На экскурсии она, надо понимать, сэкономила.  «От вокзала можно было дойти до Новгородского кремля за 20-30 минут. По дороге заглянула в парк, где посмотрела статую Рахманинова. В Кремле посмотрела памятник «Тысячелетие России», Софийский собор и др. Всё это в темноте, но подсвеченными.

По пешеходному мосту перешла на набережную. На мосту увидела знаменитую статую «Туристка», а за ней фрегат. На другой стороне светилась аркада Гостиного двора, за ней посмотрела церкви Ярославова дворища. Потом опять перешла на другую сторону моста и прошлась вдоль стен Кремля».

Не густо.

Пскову повезло больше: там «Серебряный маршрут» пребывает с 8 утра до обеденного времени. Зимой в распоряжении туриста – почти весь световой день.

Мы также обнаружили комментарий другой дамы, которая отметила: «Поездка прошла великолепно. В поезде есть караоке, всем рекомендую, пели там всем вагоном, компания собралась просто превосходная». Хотя почему ради впечатлений от караоке надо садиться в туристический поезд, нам не понять. Ну, Suum cuique или Jedem das Seine, то бишь каждому своё. Кто-то, допускаем, и на стоянках не захочет отрываться от караоке ради каких-то там экскурсий.

Между прочим, поезд  в эту зиму будет прибывать к нам каждую неделю. На новогодних каникулах – даже с большей регулярностью. Так что, если Великий Новгород хочет использовать с наибольшим для себя эффектом инициативу РЖД, надо не просто завлекательные баннеры расклеивать, а  подумать об улучшении уличного освещения города, куда завлекаете, и дальше совершенствовать подсветку памятников и зданий в центре. Не говоря уж об очистке от льда и снега хотя бы основной «туристской тропы».

«Очнулся – гипс» - это для гостя не лучшее завершение круиза. И не лучшая характеристика новгородцев.

Сергей ХЛЕБНИКОВ

Рисунок: Валерий БАРЫКИН

Поделиться: