Выйди из темноты

Молодой предприниматель открыл для Великого Новгорода пёстрый мир квестов. Заодно многому научился.

Английский писатель Оскар Уайльд говорил: мол, жизнь подражает искусству. Силами нескольких энтузиастов обычная flash-игрушка «Эскейп-рум», в которой игроку всего-то требовалось выйти из комнаты, проникла в реальность. «Квесты в реальности» множились в нашей стране, как ларьки в 90-х годах. В Великий Новгород модные развлечения пришли в 2014 году. С тех пор задания становились всё изощрённее, антураж антуражнее, а реквизит дороже.  Дальше всех пошёл Артём Виницкий, который когда-то и открыл для нашего города пёстрый мир квестов. В 2017 году он начал проект, который доказывает, что создать другую реальность можно, обходясь затемнённым помещением и воображением игрока.

Судя по эмоциональным отзывам выходящих из комнаты, воображаемый мир оказывается живее живого.  

Всё-таки не футбол

Артём стоит на стремянке в полутёмном помещении. Повсюду валяются доски, отвёртки и прочие атрибуты ремонта. В руках у Виницкого повизгивает дрель.

- Так, как квесты развиваются в России, они не развиваются нигде, - перекрикивает её  Артём. - В США и в Европе локации, сделанные русскими, признаются лучшими. Потому что наши сумели превратить это в культуру. У нас людям просто в какой-то момент нужна была разрядка, и квесты её дали. Знаешь, если русские именно в этом проявили креативность, значит это действительно наше дело.

- Значит, всё-таки не футбол...

Тёма бросает дрель, спускается, берётся за молоток подходит к столу, вбивает в него гвозди. Он «строит» новый квест по мотивам фильмов об Индиане Джонсе. Одновременно готовится ещё одна локация и пишется сценарий для следующего проекта.

- Если, не дай бог, завтра мы проснёмся в стране, где люди перестанут развлекаться и квестам придёт конец, то с голода я точно не умру, - снимает рабочие перчатки Артём. - С самого начала мы делали всё сами — от сценария до «начинки» комнаты. За это время я научился, наверное, всем возможным ремонтным работам. Поэтому, если что, пойду работягой - собирать кухни.

В соседней комнате громко звенит звонок. Артём снимает измазанную краской кофту и бежит по коридору, заворачивает в одну из дверей. Пришли гости - клиентов тут называют только так. Быстро переодевается, отстраивает звук, садится и ждёт начала игры. Прошлой ночью Артём ушёл отсюда в час ночи, поспал пять часов, поцеловал жену с дочкой и опять двинулся на работу.

- Сделав бизнес на квестах, я понял, что нельзя позволять себе ошибки даже в мелочах, потому что клиент их обязательно заметит, не простит и больше уже не вернётся. Но главное, что, наверное, понимает человек, открывший своё дело, так это то, как зарабатываются деньги.

- И как? - жду я откровений.

- Пфф, ишь, чё захотел, - смеётся Артём. – Конечно, я не скажу.

Сегодня он уйдёт с работы домой в полвторого ночи, а вернётся к девяти утра. Переговоры, «стройка», новые игры, переговоры... Ну, как-то так, наверное, деньги и зарабатываются.

«Назад в СССР»

Подросток лет двенадцати пристаёт к своему деду в одном из торговых центров:

- Де-е-еда, ну пойдём в квесты? 

- Это ещё что такое? - шёпотом удивляется дед.

Если бы эта сценка происходила году так в 2014-м, и дед оказался бы в заветной «секретной комнате», то удивился бы до боли знакомому колориту.

- Короче, мы стали «обносить» бабушек, - начинает Виницкий повествование о самом старте своего маленького стартапа. 

Подсмотрев, как люди генерируют квесты в Санкт-Петербурге, Артём с другом Егором начали думать о первой локации. Все квесты в стране были просты и банальны - ключики, замочки, никакой электроники. Стать ещё одной безликой калькой категорически не хотелось. Сыграть решили на антураже. Тут-то в игру и вступили бабушки, которые заочно помогли оформить комнату в стиле «давно это было».

- Брали реквизит, откуда только могли, - продолжает Артём. - В итоге, атмосферу СССР в локации удалось полностью воссоздать. Даже в «Яндексе» по запросу «советская квартира» вылетали фотографии нашего квеста.

Первые клиенты новоиспечённой квест-студии «Эскейп-рум» были в недоумении. «В смысле - вы меня заведёте в комнату, и мне надо будет оттуда выбраться за час?». В основе квеста была легенда в духе воссоздаваемого времени: простой советский работяга Леонид Пахомов замыслил что-то недоброе.

- 70-е, «железный занавес», учёные старались уехать любыми способами. Пахомов украл какие-то секретные разработки советских учёных. Гостям предстояло узнать: куда он делся. Некоторые команды настолько втягивались в процесс, что потом рассказывали, будто бы читали эту историю в газетах или смотрели фильм. Но мы ж её просто выдумали.

Поначалу создатели игры кайфовали ничуть не меньше самих игроков - сидели, пялились в экран, на котором велась трансляция из комнаты, и очень переживали. Потом началась стройка новых комнат с другими сюжетами. Пока в одной люди разгадывали тайну Пахомова, в другой Артём и Егор тихонько орудовали молотком и дрелью.

- В таком режиме мы жили несколько месяцев. Причём, мы открылись первыми, а за нами ещё пара фирм следом буквально через месяц. Кайфовать-то мы кайфовали, а вот с прибылью было туго, - говорит Виницкий.

Первые посетители оказались не только впечатлительными людьми, но и физически активными. Сломать что-то в квесте для них иногда становилось делом чести. Но гостей по-прежнему было немного. Народ отдыхал, праздновал Новый год и «возвращаться в СССР» как-то не торопился.

- Наверстали мы в феврале. На 23-е народ шёл рекой, мы домой ездили только спать - посменно, строго на четыре часа. К нам, кстати, тогда Вова Кузьмин работать пришёл — он взял на себя раскрутку в соцсетях. Я до сих пор не знаю, то ли он так хорошо поработал, то ли просто всё совпало, - говорит Артём. - Но дела тогда пошли в гору.

Артём ВИННИЦКИЙЭто дало импульс развитию бизнеса. Интенсивный рост принёс   не только множество прибыльных новых квестов, раскиданных по всему городу, но и горстку серьёзных ошибок.

- Первые проблемы — это самое сложное, из-за них люди обычно забрасывают дело. Тут нужно верить в свою идею — без этого точно ничего не будет. Но её нужно и развивать. Тогда у нас начали плодиться конкуренты, рынок был перенасыщен. Мы поняли, что наши игры раскиданы по разным районам, и людям это неудобно. И мы решили свести все локации в одно место. А это та ещё тягомотина, - вспоминает Виницкий.

Тут подоспела стройка второй локации «назад в СССР». Знаний, что и как сделать, уже хватало, и денег тоже. Но в хорошо отлаженном механизме что-то сломалось.

- Локаций стало больше — шесть штук. Но получилось, что мы иссякли. Ажиотаж спал. Проект работал самостоятельно, не требовал присутствия — и все стали забывать про него. Нужен был какой-то рывок или пришлось бы закрываться. Вариантов для рывка мы не нашли, у всех уже были другие проекты. И мы приняли решение наконец-таки отпустить «Эскейп-рум».

Так ребята первый раз пришли к тому, что любой бизнес рано или поздно умирает.

- Хорошая идея прилетает в одну секунду, и она либо нравится либо нет, - рассказывает о начале следующей главы этой истории Артём, закручивая болты в тёмной комнате.

Процесс поиска творческих идей вообще похож на блуждание в темноте. Темнота и стала главной подсказкой к идее будущего проекта.

Дичь по-своему

В тёмную комнату вводят четырёх школьников с повязками на глазах. Они садятся на стулья под тревожную музыку, которая их, однако, совсем не пугает.

- Слушай чё, думал, на обычный квест пришли, а тут и ходить не надо, и не видно ничего, - говорит первый.

- Да-а-а, шляпа какая-то, - досадует второй.

Им объясняют правила «Матрицы сознания», новой игры.

Если в двух словах…  Это был обычный морской круиз для дружной компании. Плыли из Петербурга в Таллин. Но что-то пошло не так и...

Что случилось после, говорить не будем: вдруг и вы рискнёте сыграть. Но школьники успели перепугаться, вдоволь поорать и выйти из комнаты совсем не в том шутливом настроении, в котором заходили: в воодушевлении, которое, должно быть, испытывают герои Брюса Уиллиса, когда в очередной раз спасают мир.

- Это совсем не то, что у нас называют квестом, - раскрывает карты Артём. – Традиционно вы как бы смотрите фильм, где есть чётко прописанный сценарий, и вы от него никак не отойдёте. В нашем же случае вы, словно авторы книги: принимаете решения, у каждого из которых последствия разные. Все, кто приходят к нам, испытывают разную гамму ощущений и эмоций — могут пищать, могут ругаться матом. Мы и сами не знаем, какой будет игра в каждом отдельном случае — потому что каждый из играющих творит дичь по-своему, - улыбается Артём.

- Когда я ушёл в одиночное плавание после «Эскейп-рума», стало больше ответственности, - выходит после игры Артём. - Но тут есть и плюсы — стало больше творчества. Мы это уже проходили: если всё превращается в банальный заработок денег, то пропадает интерес. А если неинтересно, то всё застопорится. И вскоре умрёт.

В школе Тёма любил писать сочинения. Позже это стало почти профессией - слава свадьбам, юбилеям и прочим застольям, для которых всегда нужен хоть какой-то сценарий.

- С опытом я понял, что  действие должно вырастать в связную историю. Тогда  играющий будет ловить себя на мысли, что он проживает другую жизнь… 

Опять звонок, опять рывок в соседнюю комнату. Ну что ж, игра началась.

Вызов себе

Выходим из здания на площади Строителей, где располагается квест-студия. Полночь — темно, мокро, неподалёку налоговая, отчего у любого предпринимателя на душе всегда становится неспокойно. Чешем до автобусной остановки, разглагольствуя за локальный патриотизм.

- Артём, ты человек с идеями, в ремесле, считай, состоялся, умеешь практически всё. Что ж тебя в нашем городе-то держит?

- Ну, смотри, - вздыхает Виницкий. - Здесь я уже знаю - что, где, как и с кем работает. Связи налажены, рынок изучен. И дело своё. В Питере пришлось бы работать «на дядю», делать то, что хочет он, пренебрегая собственными идеями. А делать что-то самому - это ведь всегда вызов. Прежде всего себе. Всегда легко уехать туда, где уже всё есть, и просто встроиться в механизм, отлаженный другими. Сложнее взять и построить что-то самому. Ну, это я так считаю. А моя жена говорит: «Просто в нашем городе ты один такой, а в Питере или Москве таких будет много, а тебе конкуренция не нужна». 

Прощаемся. Иду по главной улице города. Навстречу в сторону одного из клубов движется кучка парней с пакетами, в которых что-то знакомо звенит. Парни  разом надевают тёмные очки в ста метрах от ночного клуба. Сегодня ночью у них, похоже, будет классический российский «квест», смекалки не требующий.

Матвей НИКОЛАЕВ

Поделиться: