Водяные на ЛАЭС

Духи воды теперь постоянно будут жить на Ленинградской АЭС. Здесь возводятся реакторы нового поколения.

Позади остался Петербург, с моросящим мокрым снегом, окутывающим крупяной дымкой улицы и проспекты. Там первый октябрьский предвестник зимы не смог создать впечатления наступающих холодов. Он не задерживался на ещё не продрогших, сохраняющих осеннее тепло, конструкциях зданий и асфальтовых покрытиях и плавился. Но мы ехали на северо-запад. И, миновав КАД, на всём пути следования в Сосновый Бор, на протяжении семидесяти километров, любовались зимней сказкой за окнами автобуса. Снег был везде. Ели нахлобучили белые капюшоны, высокие сосны набросили на плечи пушистые пелерины, травянистые берега лесных озёр, с клубящимся туманом над зеркалом воды, спрятались под ткаными и кружевными накидками.

Интересно, а какую погоду больше всего любят сказочные водяные? О мифологических существах, духах воды подумалось, когда, просматривая пресс-релиз, прочитала, что на атомной станции, куда мы направляемся, строятся реакторы нового типа, не на газе водороде, а на воде, их так и назвали – водо-водяные.

В северо-западном Атомграде ещё были слышны отголоски снегопада. Остатки облачных армад не торопились уйти в пространство над Балтийским морем и, зависая над Копорской губой Финского залива, скрадывали очертания самых высоких сооружений – труб и градирен – Лениградской атомной электростанции.

Но на новой строительной площадке, обширной по общепринятым меркам – её площадь 102 гектара, и «компактной» по определению специалистов, царила тёплая, даже горячая атмосфера. И это понятно: в завершающую стадию вступило строительство первого энергоблока ЛАЭС-2, в полном разгаре возведение второго. Именно для того, чтобы познакомить журналистов с первым проектом нового строительства в отечественной атомной энергетике после 20-летнего перерыва, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» и Ассоциация СМИ Северо-Запада организовали пресс-тур на ЛАЭС.

ЛАЭС

 Без ошибок Фукусимы

Закладка капсулы на месте будущего строительства состоялась в последних числах августа 2007 года, в ноябре началась разработка первого яруса котлована под здание реактора первого энергоблока, и спустя 11 месяцев, в октябре 2008 года, произведена заливка первого кубометра конструкционного бетона в основание фундаментной плиты здания реактора энергоблока №1. Это событие ознаменовало начало основного периода строительства. В апреле 2010 года приступили к заливке фундамента здания реактора энергоблока №2.

Новые энергоблоки Ленинградской атомной электростанции сооружаются по новому проекту серии «АЭС-2006». Их сооружение  идёт в рамках долгосрочной программы «Росатома», утверждённой постановлением правительства РФ в 2008 году. Надо отметить, что программа предусматривает не только ускоренное развитие атомного энергопромышленного комплекса России за счёт ввода в эксплуатацию новых типовых серийных энергоблоков, но и продвижение продукции, работ, услуг российских организаций ядерного топливного цикла на мировые рынки.

Проект «АЭС-2006» как референтный, базовый вызывает немалый интерес у иностранных государств. И он раскупается. По этому проекту строится станция в Финляндии, возводятся «зеркальный» аналог в Белоруссии и похожий реактор на АЭС «Куданкулам» в штате Тамилнаду в рамках российско-индийского соглашения. Подписан контракт на сооружение АЭС «Руппур» в Бангладеш. Такой же реактор будет строить Египет, думает о подобном приобретении Вьетнам. Строящаяся ЛАЭС-2 довольно часто принимает гостей из-за рубежа. Специалисты Иорданского Хашимитского Королевства рассказали, что хотят поставить свою станцию в 70 километрах от моря.

ЛАЭСПроект хорош тем, что решает многие задачи. Минимизирует риски. В нём применяются активные и пассивные системы, которые обеспечивают необходимый уровень безопасности, в том числе и при запроектных авариях. Он предусматривает устойчивость к ошибкам персонала, внешним (природным и техногенным) и внутренним воздействиям, учитывает дополнительные требования, появившиеся в результате анализа аварии на АЭС «Фукусима» в Японии.

С опытом Тяньваня и Бушера

У нас за спиной остались четыре действующих блока самой мощной в Европе Ленинградской АЭС. Со смотровой площадки можно оценить масштабы нового строительства. Перед нами два энергоблока. Круглое здание реактора первого из них, справа, завершено. Второе, слева, пока ещё без защитного купола. Впереди и по сторонам каждого из них моноблоки газотурбинных цехов и здания так называемого «обстроя» - дизель-генераторные, управления и прочие. За зданиями реакторов возвышаются круглые, суживающиеся кверху, голубовато-серые с красно-белыми поясами, 150-метровые башни испарительных градирен. Туманная дымка чуть размывает их контуры в вышине. Многочисленные эстакады и строительные краны добавляют кружевную вязь в общую геометрию картины.

Первым с ходом строительных работ нас знакомит директор Ленинградской атомной станции Владимир Иванович Перегуда. Он сразу же поясняет, что ЛАЭС-1 и ЛАЭС-2 – разделение несколько условное. Станция сегодня единая, ЛАЭС объединяет 4 действующих энергоблока РБМК-1000 и строящиеся энергоблоки ВВЭР-1200.

ЛАЭС, Владимир Перегуда

Основные из многочисленных аббревиатур, которыми, расшифровывая, будут сыпать в разговорах с нами специалисты станции, в конце концов, где-то к середине нашей экскурсии, в том числе и стараниями нашего гида Николая Вениаминовича Кашина, начальника отдела информации новых энергоблоков Ленинградской АЭС, будут усвоены. О том, как именно обреталось их понимание – чуть позже. А пока надо запомнить типы реакторов. Реакторная установка РБМК-1000 – это уран-графитовый Реактор Большой Мощности Канального типа, рассчитанный на электрическую мощность 1000 мегаватт. ВВЭР-1200 – Водо-Водяной Энергетический Реактор корпусного типа, мощность 1200 мегаватт.

Владимир Перегуда рассказывает о том, какие работы сейчас ведутся на первом энергоблоке.  

- Самое главное событие, которое по нашим графикам и пусковым планам  должно произойти в мае 2018 года, – это ввод в промышленную эксплуатацию первого энергоблока ВВЭР-1200. Мы сейчас находимся в стадии завершения механомонтажных и электромонтажных работ, окончательной закупки оборудования. Идут пусконаладочные работы, это подэтап А1, который начался в августе этого года. Этап включает в себя индивидуальные испытания оборудования. Задача – чтобы мы к концу года вышли на готовность к гидравлическим испытаниям систем первого и второго контуров энергоблока, прокрутки двигателей ГЦН – главного циркуляционного насоса. С начала следующего года мы приступим к работам, связанным с испытаниями гермооболочки и холодной и горячей обкатки реакторной установки. Это ключевые события, которые, скажем так, венчают сам процесс монтажа и обозначают переход в стадию основных пусконаладочных, испытательных операций, от которых будет зависеть готовность к физическому пуску энергоблока.

ЛАЭС-2

Директор ЛАЭС готов отвечать на вопросы, и журналисты не заставляют себя долго ждать.

- Когда ядерное топливо планируется загрузить в реактор?

- Ядерное топливо планируем загрузить в середине следующего лета.

- А физический пуск когда намечен?

- На самом деле завоз ядерного топлива – это уже практически начало физического пуска, готовность к нему.

- В чем ЛАЭС-2 превосходит аналоги подобных станций?

- Энергоблок, который перед вами - проект АЭС-2006, ВВЭР-1200 - является пилотным. Аналоги есть в Китае, и блок №6 Нововоронежской атомной станции, который был пущен в этом году, он работает в режиме опытно-промышленной эксплуатации. Отличие – в системе безопасности, у нас добавлено ещё дополнительно два канала безопасности. На Нововоронежской АЭС их два, у нас четыре. Есть изменения, которые связаны с функциональным управлением, то есть с автоматизированными системами управления. Но основное отличие – в дополнительных каналах безопасности.

ЛАЭС-2

Если говорить вообще об аналогах реакторов ВВЭР, то на наших новых реакторах гермооболочка состоит из двух зон – внутренняя и внешняя защитные оболочки. Плюс отличие, связанное с прочностью самого контаймента, то есть, оболочки вокруг реактора. Она будет выдерживать довольно серьёзные нагрузки - воздействие ураганов, смерчей, падение самолёта, пожаров, взрывов и т.д. Такая двойная оболочка усиливает и прочность каркаса вокруг реактора. Вопросам безопасности в проекте уделяется приоритетное внимание, новый проект соответствует самым значимым требованиям МАГАТЭ и различных международных организаций.

ЛАЭС-2

Директор ЛАЭС, ссылаясь на коммерческую тайну, не стал озвучивать стоимость всего проекта, который предполагает строительство четырёх энергоблоков, но пояснил, что стоимость находится на жесточайшем контроле в Министерстве энергетики, и при проведении работ на одном из первых мест – принцип экономии, удешевление затрат, не связанных, конечно, с системой безопасности.

Коллега, задавший этот вопрос, всё же пытается получить ответ при помощи уточняющей наводки.

- В 2012 году была информация, что проект стоит более 220 млрд. рублей. Изменилась ли эта сумма?

- При подсчётах, - говорит Владимир Иванович, - надо опираться на стоимость одного киловатт-часа. Сейчас, по любым мировым аналогам, она колеблется от 1000-1500 долларов за киловатт-час, в некоторых странах доходит и выше.

Стоит отметить, что проектный годовой отпуск электроэнергии на четыре энергоблока составляет 32,8 миллиарда кВт-ч.

Наши вопросы не иссякают.

- Пуск первого энергоблока был запланирован первоначально на нынешний год, перенесён на два года. Не может получиться так, что он будет сдвинут ещё дальше?

- Для того мы здесь и работаем. У нас создана система проектного управления строительством, на сегодняшний день это также пилотный проект. Функции руководителя проектного управления выполняет генеральный директор АО «Концерн Росэнергоатом», являющегося заказчиком-застройщиком проекта. Создана мощная группа из числа профессионалов. Здесь, на площадке, собираемся в еженедельном режиме, проводим совещания, с посещением строительной площадки, на конкретном оборудовании принимаются решения.

- Срок был перенесён по финансовым соображениям. Как идёт финансирование сейчас?

- Сбоев в финансировании нет. Работы, запланированные до пуска блока, полностью обеспечены финансированием.

ЛАЭС

- Сотрудники, которым предстоит здесь работать, уже привыкают к новому энергоблоку, может быть, уже работают?

- Если вы имеете в виду эксплуатацию, то у нас за год до пуска, по правилам и нормам, весь персонал не только должен быть набран, но и пройти эксплуатационное обучение, его готовность определяется до пуска за год. Поэтому оперативный персонал набран, и он сейчас является не просто сторонним наблюдателем, специалисты работают непосредственно на объекте, также в сменном режиме. На сегодняшний день на блочной сети работы организованы круглосуточно, как и на действующем блоке, и люди находятся на рабочих местах, непосредственно управляют оборудованием. Кураторы от наших цехов работают с монтажниками, наладчиками, этот процесс очень сближает организации. Очень важно, что будущие эксплуатационщики сами проходят процесс наладки и монтажа, видят всё, вмешиваются в этот процесс, организовывают, это всё очень им поможет в процессе эксплуатации.

- Опыта эксплуатации на ЛАЭС-1 у них нет?

- У них есть опыт эксплуатации на других блоках ВВЭР, например, на Калининской, Балаковской, Ростовской станциях. Сюда набирались люди, работавшие в Китае, в Бушере в Иране. Здесь они проходят процесс монтажа, уже имея за своей спиной опыт работы эксплуатационщиками на действующих станциях.

- Какова сейчас штатная численность работников на стройке и сколько будет эксплуатационщиков?

- У нас сейчас монтажного и строительного персонала работает примерно около 3500 человек. Несколько сотен человек наладчиков оборудования, причём, это количество будет возрастать. Если говорить о пиковых пусконаладочных операциях, наладчиков может дойти до 600 человек. А эксплуатационщиков будет порядка 1200 человек.

- Кто поставляет оборудование?

- Оборудование у нас поставляется с заводов нашей страны, есть зарубежные поставки. Например, турбина, генератор – это питерская поставка, ПАО «Силовые машины». Резервные дизель-генераторы поступают из Финляндии, арматура с Украины. Но если брать в общем, то мы стараемся максимально использовать оборудование отечественных производителей.

Злоупотреблять временем директора ЛАЭС нельзя, и мы отправляемся на объекты строящегося энергоблока №1. В ходе трёхчасовой «экскурсии» посетим главные из них. В целом же на площадке строительно-монтажные работы ведутся на 130 объектах, прокладываются сотни километров всевозможных кабелей разного напряжения и сотни километров трубопроводов.

Толкнуть «Три воды»

Наш путь лежит в турбинный цех, где, по словам сопровождающего нас Николая Кашина, мы увидим уникальнейшую установку. По ходу продвижения автобуса по территории строительства Николай Вениаминович даёт пояснения. Эти огромные бетонные ёмкости – бассейны с водой для местных, станционных потребителей – холодильных установок и прочего. Их пять, по два на каждый энергоблок, один резервный. Первая из ёмкостей заполнена водой - ведутся гидроиспытания.

ЛАЭС

Небольшое здание слева - резервные дизели, это оборудование, как уже сказал директор ЛАЭС, поставляет финское предприятие. Но, уточняет наш гид, «85% нашего оборудования – российского производства. Основные поставщики – «Силовые машины», «Атоммаш»,  «Петрозаводскмаш», «Ижорские заводы» и ряд других предприятий, расположенных как в европейской части России, так и на Урале».

С правой стороны, как корабль на стапеле, - собранная металлическая внутренняя защитная оболочка энергоблока №2. Исполнена из легированной 80-миллиметровой стали. Установленная над блоком, она будет опоясана бетонной оболочкой толщиной 1,2 метра. Её подцепит и потащит на штатное место на верхотуру мощный кран, самый крупный на Северо-Западе, грузоподьёмностью 400 тонн.

С левой стороны эстакада, которая необходима для разгрузки ядерного топлива, и железнодорожные пути. Сейчас ведётся монтаж разгрузочного крана. Ядерное топливо будет подаваться на платформах.

ЛАЭС-2

Машинный зал газотурбинного цеха первого энергоблока ЛАЭС-2 похож на огромное сборочное производство. Жёлтые мостовые электрические краны в вышине. Отливающие золотом огромные конструкции, состоящие из дисков, уложены на подшипниковые опоры. Они похожи на ряд гигантских детских игрушек, волчков, только их сначала разделили пополам, на два конуса, а потом собрали каждую юлу наоборот, соединив конусы вершинами. Это четыре ротора низкого давления и ротор высокого давления.

ЛАЭС-2

Заместитель начальника турбинного цеха по эксплуатации Андрей Граф рассказывает:

- Здесь располагается турбоустановка К-1200-6,8/50. Что это означает? 1200 – это мощность в мегаваттах, 6,8 мегапаскалей – входное давление и 50ЛАЭС-2 килопаскалей на выходе. Турбина предназначена для работы в сбое, комплектно с реактором ВВЭР-1200 и служит приводом к нашему генератору мощностью 1200 мегаватт производства «Электросила». Турбина у нас от «Силовых машин». Сейчас ведётся монтаж турбоустановки. Проверяем последние замеры зазоров, которые необходимы для оформления паспорта агрегата. После этого турбина будет собрана окончательно, и дальше будут производиться пусковые операции. Ротор генератора у нас сейчас выкачен, центровка произведена, ведутся монтажные работы на генераторе.

- Пока установлена только одна турбина?

- В данный момент строятся два новых энергоблока Ленинградской АЭС. «Силовые машины» изготовили две турбины. Одна, для второго блока,  находится на заводском складе в Санкт-Петербурге, а турбина первого блока здесь, стопроцентный комплект поставки. Повторюсь, идёт окончательный этап монтажа на ней, после этого будут пусковые операции.

- В чём заключается последовательность?

- Сначала турбину будем вращать медленно, от устройства вала поворотного, и когда уже будет генерироваться пар в парогенераторной установке в реакторной зоне, мы её будем крутить от пара и проверять её характеристики, заложенные конструктором. Когда будут получены все разрешения, произойдёт включение в сеть.

- Когда это произойдёт?

- Толчок турбины, это наш профессиональный сленг, и включение в сеть, после испытаний, подтверждающих заводские характеристики, намечены на сентябрь следующего года.

ЛАЭС-2

- В чём эксклюзивность установки?

- Такая турбина уже работает на первом блоке Нововоронежской АЭС. Там идёт этап опытно-промышленной эксплуатации. Эта турбина мощнее на 200 мегаватт турбин серийных энергоблоков, рассчитанных на 1000 мегаватт. «Силовые машины» таких турбин выпустили пока только четыре. Пятую делают для Белоруссии.

Представитель ПАО «Силовые машины» добавляет:

- Турбогенератор Т3В-1200 – вообще в практике первый. Таких ещё в промышленной эксплуатации нет – именно такой конструкции с полным водяным охлаждением и на такую мощность 1 200 000 киловатт. Основная трудность всех турбогенераторов – это отвод потерь. В основном применяются турбогенераторы с водородным охлаждением, у которых внутри водород под давлением от 4 до 6 кг. Водород, как вы знаете, огнеопасен, взрывоопасен. А наш новый генератор охлаждается только водой, он и называется «Три воды», потому что охлаждаются водой ротор, статор и сердечник статора. Турбина быстроходная, ротор вращается со скоростью 3000 оборотов в минуту, и мы решили сложную задачу – как подать к нему воду и её отвести.  

ЛАЭС-2

«Отвечать буду «дуракочитаемо»

Оговорюсь, что прежде, чем понять, где же, в конце концов, эти статоры-роторы, мне пришлось не раз «дёрнуть» гида Николая Вениаминовича, чтобы он пальцем указывал на элементы установки и выбирал места для фотосъёмки. Первое моё, помимо журналистского, инженерно-строительное образование, конечно, позволяет не перепутать строительные конструкции, но явно недостаточно для того, чтобы разбираться в тонкостях механики, электроэнергетики и ядерной физики. Думаю, в компании коллег я была не одна такая.

Не мудрено, что когда мы погрузились в автобус, чтобы направиться к следующему объекту, Николай Вениаминович обратился к пишущей братии (в нашей группе были корреспонденты печатных изданий, телеоператоров и фотокоров отправили на экскурсию отдельно) со следующими словами: «Вы не стесняйтесь, задавайте вопросы. Постараюсь отвечать на них «дуракочитаемо», рассказывать как для обывателя». Моя реплика «А мне бы именно так и нужно», солидарность с которой кивками и улыбками выразили коллеги, на ближайшие два-три часа перевела меня в разряд любимиц нашего «переводчика».

Простыми словами он подытожил уже увиденное нами:

- Сейчас мы поедем на комплексно-распределительное устройство 330 киловольт. Вот идут зелёные трубопроводы, это галерея элегазовых токопроводов. Элегаз – специальный газ, который закачан внутри этих труб, служит для лучшей изоляции. По элегазовым токопроводам будет подаваться электроэнергия от того, что вы сейчас видели. Турбина, статор с генератором, внутри ротор стоит, который крутится, и соответственно выдаёт мощность, электроэнергию, которая поступает на эти трансформаторы 330 киловольт. Их 4 штуки. Четыре умножьте на 330, получается 1300 киловольт. Маленький сделан зазор, 1200 – это выход мощности с турбины. Выработалась электроэнергия, и по этим элегазовым токопроводам подаётся в комплексное распределительное закрытое устройство. Там стоят специальные переключатели: надо - больше энергии подали в распределительную систему, надо – меньше подали, отключили. Вон у нас уже стоят ЛЭПы - линии электропередач.

«Красивянская штука», или В гостях у «тихушников»

В отличие от газотурбинного цеха, где очень шумно от работающих установок, в электроцехе, в здании КРУЭ (комплектное распределительное устройство элегазовое) царит тишайшая атмосфера. Недаром на станции работающих здесь в шутку прозывают «тихушниками». Об этом нам тоже поведал наш провожатый, предварив визит в цех анонсом: «Сейчас вы увидите такую красивянскую штуку!».

Светлое просторное помещение цеха вместило немыслимое количество трубопроводов, переплетающихся, соединяющихся в отдельные блоки, превращающих интерьер в бесконечный замысловатый лабиринт.

ЛАЭС-2

Начальник цеха Сергей Ефимович Козлов рассказал о своей «тихой обители»:

- Мы находимся сейчас на одном из элементов атомной станции – это схема выдачи мощности. КРУЭ служит для передачи и распределения ЛАЭС-2электрической энергии от генератора на напряжении 330 киловольт для связи с энергосистемой. Передача и распределение осуществляется по высоковольтным линиям 330 киловольт. Что такое элегазовое оборудование? Элегаз – сокращённое название от электрический газ, химическая формула -  шестифтористая сера. Он обладает замечательными диэлектрическими свойствами и служит для создания основной изоляции в высоковольтном оборудовании. Преимущество перед другими видами изоляции в том, что, например, по сравнению с воздухом электрическая прочность элегаза в 3 раза выше. И это позволяет уменьшить габариты оборудования. Второе - это нейтральный, инертный газ, который не взрывоопасен и не горюч.

Наше КРУЭ изготовлено фирмой Hyundai Heavy Industries (HHI), это южно-корейский многопрофильный концерн. А проект разработан российским проектным институтом «Атомпроект» применительно к нашим условиям. Была предложена схема, в энергетике она называется «три четверти». Это довольно надёжная схема. Что она обозначает? Ячейка состоит из четырёх выключателей, которыми включаются и выключаются три присоединения. Это позволяет иметь высокую надёжность обеспечения электроэнергией. Монтаж осуществляла фирма «Сосновоборэлектромонтаж», входящая в состав холдинга «Титан-2», под руководством корейских шеф-инженеров и фирмы-представителя Хёндай в России. На данный момент силовая часть оборудования смонтирована, проведены высоковольтные испытания, проводится монтаж вспомогательных систем и вторичных коммутаций. Вторичные коммутации – это связь между силовым оборудованием и элементами защиты, управления, автоматики.

В зоне тропических ливней

Можете ли вы представить, что оказались в пространстве, по площади раза в полтора превышающем наш новгородский стадион «Электрон», огороженном стенами высотой 150 метров, при этом на вас проливается тропический ливень и всё тонет в клубах пара? Если да, значит, вы легко вообразите себе обстановку на башенной градирне. Их уже две сейчас на ЛАЭС-2. И строится третья.

ЛАЭС-2

 

Первые две градирни предназначены для энергоблока №1. Их диаметр внизу 125 метров, вверху 75 метров. Чаши-бассейны каждой из градирен стоят на 130 сваях. Сваи уходят на глубину 25-30 метров, достигая глин кембрийского периода. Субтропики здесь действительно будут наблюдаться - для охлаждения сюда будет приходить вода с температурой +33 градуса.  

ЛАЭС-2

В ведении Николая Ивановича Русакова, начальника цеха обеспечивающих систем, не только башенные испарительные градирни, но и все системы, обеспечивающие деятельность атомной станции - насосная станция, газовый корпус, пуско-резервная котельная, очистные сооружения, станция ЛАЭС-2пожаротушения и система питьевого водоснабжения всей станции.  

- На нашей станции типа ВВЭР-1200, - рассказывает он, - система охлаждения конденсатора турбины оборотная. У нас не прямоток, мы работаем по замкнутому циклу. Гидротехнические сооружения - градирни предназначены для того, чтобы охлаждать воду после теплосъёма конденсаторов турбины. Мы заполняем чашу градирни морской водой, которую берём из Финского залива, есть и специальная система добавочной воды. Из чаши по подводящим каналам вода поступает в насосную станцию турбины, циркуляционными насосами подаётся на её охлаждение. Затем за счёт давления возвращается из турбинного цеха. Здесь по стоякам подаётся наверх в систему водораспределения. Там трубопроводы водораспределения - металлические трубы с распылителями - разбрызгивают воду по всей верхней площади градирни, это 10 000 кв. метров. Для того, чтобы вода не каплями падала, и чтобы была больше площадь её соприкосновения с холодным воздухом, поступающим снизу, стоят волнообразные оросители. Охлаждённая вода поступает в чашу градирни и снова направляется на турбину. Чтобы не было завихрений, и чтобы по периметру вода не уходила в воздух, в чаше установлены ветрозащитные щиты. А водоулавливающие блоки сокращают унос пара.

- Сколько нужно воды, какова пропускная способность градирни?

- 170 000 кубов воды в час мы должны пропустить через турбину. На этой градирне 85 000 кубов, и на второй столько же.

ЛАЭС-2

- Много воды выпаривается?

- Из-за уноса нам приходится пополнять воду, в зависимости от времени года до 4 000 кубов в час, на двух градирнях.

- А температура приходящей от турбины воды может быть выше +33 градусов?

- Это максимум в летний период. Если температура будет выше, придётся снижать мощность турбины.

ЛАЭС-2

- Турбина ещё не работает, а бассейн заполнен…

- Мы сейчас испытываем чашу градирни. Чтобы пустить бетон в работу и делать гидроизоляцию, мы его должны испытать на плотность. Мы его испытали, где нужно залечили.

«Может, лучше про реактор?»

Любой из нас легко представит очень разгневанного человека, да, впрочем, и сам, наверняка не раз испытывал такое состояние.  Сердце в такие моменты стучит бешено, организм рождает и выплёскивает массу энергии. И тогда контролировать эмоции и направлять их в нормальное русло бывает очень трудно.

Мне кажется, в активном состоянии ядерный реактор, за которым закрепилась метафора «сердце атомной станции», вполне схож с сердцем возбуждённого человека. И тут главное для тех, кто контролирует его работу, – не позволить, чтобы негативные «эмоции» выплеснулись наружу.

У ЛАЭС-2 будет четыре «сердца». Первое из них «забьётся» меньше чем через год.

ЛАЭС-2

Ядерный реактор ВВЭР-1200 размещён в герметичной защитной оболочке, которая защищает его от любых внешних воздействий и препятствует попаданию в окружающую среду радионуклидов в случае гипотетической аварии. В качестве топлива в активной зоне реактора используется слабообогащённый диоксид урана. Теплоносителем и замедлителем нейтронов в реакторе является вода с борной кислотой, концентрация которой изменяется в процессе эксплуатации.

ЛАЭС-2

Внутри гермооболочки размещено и всё оборудование первого контура: четыре парогенератора, четыре главных циркуляционных насоса, четыре гидроёмкости системы аварийного охлаждения зоны, компенсатор давления, главный циркуляционный трубопровод.

ЛАЭС-2

Тепловая схема энергоблока содержит два контура циркуляционного теплоносителя.

Первый контур – радиоактивный. Он состоит из реактора, главных циркуляционных насосов, парогенераторов и компенсатора давления. Его задача – отвод тепла от реактора и передача его воде второго контура. Теплоносителем первого контура является вода высокой чистоты под давлением в 160 атмосфер (если попытаться представить это давление, можно вспомнить, что мы живём при давлении в 1 атмосферу, это 760 мм ртутного столба) с растворённой в ней борной кислотой, являющейся сильным поглотителем нейтронов.

ЛАЭС-2

Главными циркуляционными насосами вода прокачивается через активную зону реактора, где она нагревается до 290-320 градусов за счёт тепла, выделяемого в результате ядерной реакции. Вода первого контура передаёт тепло воде второго контура через металлические стенки теплообменных трубок в парогенераторе и возвращается обратно в реактор. Радиоактивные элементы, содержащиеся в воде первого контура, не могут проникнуть во второй контур.

ЛАЭС-2Второй контур – нерадиоактивный. Он состоит из паропроизводительной части парогенераторов, главных паропроводов, турбоагрегата с системой регенерации, водопитательной установки и ряда вспомогательных систем. Второй контур предназначен для выработки пара. Пар подаётся на паровую турбину. Турбина вращает ротор-магнит. Электрический ток производится благодаря электромагнитной индукции – возникновению движущей силы в замкнутом проводящем контуре при изменении магнитного потока. При вращении ротора-магнита в витках окружающего его статора появляется электрический ток. Остаётся только «снять» напряжение и передать электроэнергию внешним потребителям. Отработавший пар охлаждается в конденсаторах, превращается в воду, которая насосом вновь подаётся в парогенераторы. Для отвода тепла, выделяющегося при конденсации пара, от конденсаторов турбин, используется система оборотного водоснабжения градирен.

- Вот такая простая работа энергоблока. Динамо-машина на велосипеде, - констатирует, шутя, начальник отдела информации.

На атомной станции к работам, связанным с испытаниями гермооболочки и холодной и горячей обкаткой реакторной установки, приступят с начала следующего года. На площадку уже завезены имитаторы тепловыделяющих сборок (ТВС), которые будут использоваться вместо штатных в период пуско-наладочных работ, до получения лицензии на загрузку в реактор ядерного топлива. ТВС-имитаторы загрузят в имитационную зону для моделирования геометрии активной зоны реактора и подтверждения характеристик реакторной установки.

Проектом запланировано, как уже говорилось, строительство четырёх энергоблоков. Срок окончания строительства первой очереди (первый и второй энергоблоки) – 2019 год, второй очереди (третий и четвёртый энергоблоки) – 2024 год. Расчётный срок службы энергоблоков ВВЭР-1200 – 50 лет, основного оборудования – 60 лет.

ЛАЭС-2

Строительство новых энергоблоков позволит сохранить производство электрической и тепловой энергии, в том числе при поэтапном замещении действующих мощностей первой очереди ЛАЭС, когда исчерпаются их эксплуатационные ресурсы. Такая перспектива совсем не за горами. После проведённой модернизации срок эксплуатации каждого действующего сейчас энергоблока атомной станции продлён на 15 лет: первого – до 2018 года, второго – до 2020-го, третьего – до 2024-го, четвёртого – до 2026 года. Так что в 2018 году в любом случае состоится своеобразная операция по «пересадке сердца»: отслуживший первый энергоблок ЛАЭС-1 будет заменён новеньким первым энергоблоком ЛАЭС-2. И «сердце» у него будет, как у сказочного водяного.

Наталья МЕЛКОВА

Фото автора и управления информации и общественных связей Ленинградской АЭС. В публикации использованы материалы ЛАЭС.
Редакция интернет-журнала «Портал 53» благодарит руководство госкорпорации «Росатом», Ленинградской АЭС, Ассоциации СМИ Северо-Запада за организацию пресс-тура.

Поделиться: