В берестяном зале

Несдыла, Кюрила, Нежата, Хотен, Труфан – в Музее письменности портреты многих средневековых новгородцев можно будет представить по их посланиям.

Мы продолжаем вместе с сотрудниками Новгородского музея-заповедника знакомить наших читателей с уникальными памятниками русской письменности и книжности, которые будут представлены в экспозиции готовящегося к открытию Музея письменности в Лихудовом корпусе Новгородского кремля.

Соавтор проекта нового музейного объекта, старший научный сотрудник отдела комплектования и популяризации музейных коллекций Новгородского музея-заповедника, доцент кафедры Всемирной истории и международных отношений Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого Константин ДЕСЯТСКОВ сегодня рассказывает о комплексах берестяных грамот средневекового Новгорода, церах для письма и других уникальных предметах древнерусской эпиграфики.

- Во втором зале Музея письменности будут представлены ещё несколько форм древнерусской эпиграфики – тематические комплексы берестяных грамот средневекового Новгорода, церы для письма, деревянные цилиндры-пломбы и плинфа.

Крупнейшая в мире коллекция берестяных грамот является важнейшей составной частью новгородского музейного собрания. Ежегодно фонд берестяных грамот пополняется в ходе проведения археологических исследований в Великом Новгороде. В настоящее время в собрании музея хранится 884 грамоты.

Береста, как известно, хорошо сохраняется благодаря влажной новгородской почве. За последние десятилетия берестяные грамоты превратились в самый настоящий бренд Великого Новгорода. А имя самого маленького автора берестяных грамот мальчика Онфима стало настоящим символом Детского музейного центра.

В средневековом Новгороде береста применялась для повседневных деловых и бытовых записей. По мнению А.А. Гиппиуса, берестяные грамоты – это письменность практического характера, а тексты грамот на бересте являлись на Руси аналогом современных смс-сообщений. Тем более что, прочитав текст сообщения из грамоты, средневековый новгородец чаще всего просто выбрасывал бересту. Настолько доступным, дешёвым и удобным для письма был этот материал.

Жанровое разнообразие грамот на бересте исключительно велико. Самую большую группу составляют частные письма, посвящённые разнообразным хозяйственным, денежным, семейным и личным делам. Древнерусский человек обычно использовал бересту в бытовых целях. Например, чтобы из дальней поездки отправить письмо родным. Или сообщить торговым партнёрам какую-то срочную просьбу. Или, наконец, подать заявление в суд. В отличие от традиционных письменных источников берестяные грамоты освещали те сферы повседневной жизни новгородцев, которые редко попадали на страницы летописей, актов, других официальных документов средневековья.

Великий Новгород, музей письменности, берестяные грамоты

В витринах экспозиции «берестяного зала» мы предполагаем разместить тематические комплексы грамот: военные походы, освоение земель и географические названия Древней Руси; юридические нормы, отражённые в «Русской Правде»; политическая, культурная и бытовая жизнь Великого Новгорода; литературные, церковные и фольклорные тексты; берестяные азбуки и учебные тексты.

Например, берестяная грамота №238 первой половины XII века содержит угрозу вызова на Божий суд, а именно на испытание водой. В одних случаях это действо состояло в том, что испытуемый должен был достать голой рукой кольцо со дна сосуда с кипящей водой. В других - испытуемого, связанного веревкой, бросали в воду. Причём он признавался невиновным, если шёл ко дну, а виновным - если оставался на поверхности.

Великий Новгород, музей письменности, берестяные грамоты

В грамотах на бересте обнаружился целый ряд древнерусских слов, не встречающихся ранее, в том числе уникальных дохристианских и новгородских имён: Завид, Нежата, Гостята, Домаслав, Хотен, Прокша, Несдыла, Ратша, Кюрьяк, Терех, Труфан. Вот как в переводе звучит текст грамоты №220 середины XIII века: «…У попа на Черменце два горшка масла. У Несдылы, старосты, полдежи пшеницы. У Кюрилы четвертина гороху; это я поручил тому же Несдыле. У Мануйлы полдежи ржи там же».

Великий Новгород, музей письменности, берестяные грамоты

Некоторые мультимедийные игры будущей экспозиции мы основали на подобных именах. Кроме того, часть берестяных грамот экспозиции можно будет увидеть и услышать в мультимедийном варианте. В том числе одно из самых лирических посланий русского средневековья, которое содержится в грамоте №752 рубежа XI-XII веков: «Посылала к тебе трижды. Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю ты ко мне не приходил? А я к тебе относилась как к брату. Неужели я тебя задела тем, что посылала к тебе? А тебе, я вижу, не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под людских глаз и примчался… Буде даже я тебя по своему неразумию задела, если ты начнёшь надо мной насмехаться, то судит тебя Бог и моя худость».

Что касается мальчика Онфима, то почти все берестяные грамоты с его записями и рисунками хранятся в Государственном историческом музее в Москве. Поэтому в наш Детский комплекс, посвящённый Онфиму, войдут в основном копии его грамот. По предположению исследователей, ребенок, который родился в середине XIII века, обучался навыкам письма с малых лет. В своих «учебных тетрадях» на бересте юный новгородец осваивал азбуку, учился читать по слогам, а затем и писать. Помимо текстов с повседневными записями Онфиму принадлежит также пять рисунков, выполненных в особой «творческой манере». Сюжеты здесь самые разнообразные: контур лодки с вёслами, семь взявшихся за руки человечков, у которых на руках разное количество пальцев, и, наконец, тема, интересующая любого мальчишку этого возраста, – всадники-воины в шлемах.

Если подходить к этому залу будущей экспозиции с точки зрения материала, то он полностью посвящён теме дерева. Помимо бересты для письма в средневековом Новгороде применялись церы. Это специальные деревянные дощечки для письма по воску. На дощечке писали, нанося на воск знаки острой металлической либо костяной палочкой – писалом. Часть цер на обороте или бортиках были снабжены буквами, что указывает на их использование в обучении письму. Посетители смогут увидеть несколько образцов новгородских цер и писал в комплексе берестяных азбук и предметов для письма.

Центральное место во втором зале займёт самый древний и уникальный памятник новгородской письменности - Новгородская псалтырь. Древний новгородский манускрипт был найден 13 июля 2000 года на Троицком раскопе. По мнению В.Л. Янина, Новгородская псалтырь на 50 лет старше Остромирова Евангелия. Возможно, Новгородская псалтирь - это записи учителя. Книга могла служить пособием для обучения первого поколения новгородских христиан. Ошибки, сделанные в тексте, выдают руку русского человека той эпохи.

Важным источником по древнерусской эпиграфике являются также деревянные цилиндры-пломбы, которые обычно использовались в средневековой Руси для запирания мешков с собранной данью, ценным товаром, они скрепляли верёвочные обвязки. Цилиндры, или бирки вирника, маркировали мешки с долей доходов с верви. Они делились, согласно нормам «Русской Правды», между князем, церковью и княжеским доверенным лицом, государственным сборщиком налогов – вирником или мечником. На подобные цилиндры-замки́ наносились инициалы владельца, другие информационные знаки или клейма. В будущей экспозиции такие цилиндры рассматриваются в качестве дополнения к теме берестяных грамот, связанных с военными походами и экспедициями по сбору дани для Великого Новгорода. (На заглавном снимке: мета-пломба с надписью и изображением меча и княжеской тамги в виде трезубца. Новгород, X-XI вв.).

Обращу внимание на то, что в нише зала будет расположен «световой тир» с плинфой. Это очень показательный памятник древнерусской эпиграфики. В X-XIII веках на Руси при строительстве храмов часто применялись кирпичи в виде длинных и тонких плиток, по-гречески - плинфа. На многих кирпичах остались клейма и знаки мастеров. Среди множества знаков, меток и клейм встречаются рисунки, буквенные обозначения, иногда составляющие слово или целый текст. На некоторых кирпичах видны следы дождя, травы, детских рук, ног, собачьих и кошачьих лап, копыт свиней, коз, овец. В нашем «световом тире» будут представлены кирпичи-плинфы из древнерусских соборов Киева, Новгорода, Полоцка, Владимира-Волынского, Переяславля-Хмельницкого.

А в следующий раз разговор у нас пойдёт уже о книжных памятниках средневекового Новгорода, расположенных в третьем зале на втором этаже Лихудова корпуса Новгородского кремля.

Фото: Новгородский музей-заповедник

Поделиться: