Тут пришёл Владимир Палыч и...

22 января 2017, 14:24 / 0

Без сомнения, доклад вице-губернатора Александра Тарасова «О перевозке пассажиров автомобильным транспортом в 2016 году и задачах на 2017 год» выглядел «гвоздём программы» январского заседания областного правительства.

Наверное, не стоит объяснять - почему. Читатели и сами знают, что ни на одну другую тему в прошлом году общественность не рассуждала так часто, как о транспортных делах - делах, прямо скажем, скорбных.

Цифры, прозвучавшие в докладе, подтверждали: тревожиться есть о чём. За 11 месяцев 2016 года на территории Новгородской области автомобильным транспортом общего пользования всех видов сообщения перевезено 50,8 млн. пассажиров. Пассажирооборот за указанный период составил 373,4 млн. пассажиро-километров. Показатели  могут показаться внушительными, если не знать, что они на 20% ниже показателей прошлых лет. Мы с вами пользовались 473 пригородными и межмуниципальными маршрутами и более, чем сотней городских. Однако из-за задолженности бюджета перед перевозчиками схему движения «оптимизировали», и за первый квартал 2016 года на 13% было сокращено количество рейсов в 15 муниципальных образованиях, что в фактическом выражении составляет 1104 рейса. Практически все сокращенные рейсы были восстановлены во II квартале, заверил А. Тарасов, зато с октября «оптимизация» постигла городской общественный транспорт в Великом Новгороде - «в связи с рядом произошедших событий», как выразился вице-губернатор. Что это за события - все помнят. Казус с потерей подвижного состава был подробно изложен, не скрывалось, что «данный факт вызвал социальный резонанс», но имена виновных не прозвучали.

Перевозчики, обескураженные падением спроса на их услуги, стали отказываться от автостанций и остановочных пунктов. Они закрылись в Марёве, Мошенском, Уторгоши, Медведе, Любытине, Холме, Поле, Батецком, Хвойной, Волоте, Малой Вишере, Поддорье. Теперь предлагается передать их в муниципальную собственность. Будут ли после этого там снова продавать билеты на автобус - ещё вопрос. Может быть, местные власти захотят использовать новообретённое имущество и иначе...

Главным же событием года наступившего для транспортников должен стать переход на дифференцированный подход определения цены контракта на перевозки населения. Сейчас норматив един для всей области и составляет 11 рублей 85 копеек за 1 километр пробега в пригородном сообщении и 3 копейки за одну поездку в городском сообщении. А для жителей Великого Новгорода - гипотетическое прекращение движения троллейбусов, на которое намекнул докладчик, расписывая экономическую неэффективность электрического транспорта в Новгороде.

Удивительно, но рядом с тревожными цифрами и фактами (и на фоне «народного» убеждения в том, что мы столкнулись с «кризисом» и даже «коллапсом») в докладе сохранилась общая оценка положения дел: «Работа автотранспортного комплекса в 2016 году может быть охарактеризована как стабильная». Содокладчики - руководители принадлежащего области АО «Автобусный парк» и частного ООО «Городское ПАТП» - выдержали ту же тональность. Ну, разве что прозвучал призыв не задерживать поступление средств из бюджета...

Можно сказать, что «взорвал ситуацию» заместитель главы областного правительства Владимир Варфоломеев. Он привёл результаты опроса населения: в целом почти 60 процентов не удовлетворены качеством транспортных услуг. Довольны лишь около 36%. В отдельных же муниципалитетах раздражение людей уже зашкаливает. В Великом Новгороде недовольных - 78,3% (после осеннего кризиса, последствия которого в реальности устранены лишь частично), в Пестове - 80%, в Холме - 90%. А в Малой Вишере - практически все опрошенные раскритиковали сферу.

Удивляться нечему, если в Боровичском районе, по словам В. Варфоломеева, доходило до 80-процентного невыхода автобусов на маршруты, в результате чего жители района не попадали кто на приём к врачу, а кто - и в органы власти. И нетрудно представить себе, что недовольные граждане слышат в ответ на свои жалобы и вопросы, если сам Владимир Павлович - «целый вице-губернатор», - направив обращение по поводу маршрутов общественного транспорта в Холмском районе, получил, судя по его словам, натуральную отписку. Как ещё можно расценивать ответ со ссылкой на 18 пунктов российского законодательства - но без прямого пояснения, что будет сделано?..

Так что проект решения, составленный профильным департаментом, Варфоломеев жестоко раскритиковал. Фактически постановление рождалось прямо на заседании, «с голоса». Прежде всего, конечно, с голоса губернатора, который справедливо заметил, что, выдвигая претензии по срокам выплаты сумм, компенсирующих выпадающие доходы, транспортники ничего не говорят о том, как  оценивают экономическую эффективность собственных предприятий. «Я принял решение тариф на пассажироперевозки в 2017 году не поднимать, - заявил Сергей Митин. - Перевозчиков прошу это учесть и заняться повышением эффективности труда. Будете давить на власть, шантажировать - ничем хорошим это не кончится». Вместо роста тарифа предлагается сформировать для перевозчиков лоты, в которых выгодные маршруты компенсировали бы наличие убыточных, но социально важных.

Заступился С. Митин и за троллейбусы: поскольку «люди любят их, запрещаю даже говорить об их ликвидации, как  и о приватизации «Автобусного парка».      

Вряд ли эта оглядка на общественное мнение связана только с возможным участием «команды Митина» в осенних губернаторских выборах. За «Автобусный парк» в его нынешнем состоянии и с не восстановленной репутацией - много ли выручил бы бюджет?.. 

Пётр ЧЕРНОВ

Поделиться: