Страна подержанных тачек

Сколько времени россиянин копит на новый автомобиль.

Среднестатистическому работнику в России на новый автомобиль нужно копить почти восемь лет, при этом быстрее других это могут сделать жители Чукотки, ЯНАО и Магаданской области, дольше всех придётся откладывать на новое транспортное средство жителям республик Северного Кавказа, свидетельствует исследование РИА Новости.

По официальным данным, по отечественным дорогам ездят порядка 50 миллионов легковых автомобилей, то есть в среднем одна машина приходится на трёх человек. Таким образом, это транспортное средство перестало быть атрибутом роскоши.

При этом автомобильный парк в России продолжает расти. По статистике, даже в кризисном 2020 году на фоне пандемии коронавируса в стране продали 1,6 миллиона новых автомобилей, а в лучшие годы сбывали более 2,5 миллиона легковых машин в год. Например, в рекордном 2012 году продажи новых автомобилей чуть-чуть не дотянули до трёхмиллионной отметки.

При этом пока не всем россиянам по карману приобретение собственного транспортного средства, в особенности нового или престижного. Согласно оценкам экспертов, стоимость среднего нового автомобиля в России во второй половине 2021 года составляет порядка 2 миллионов рублей, а средняя цена подержанной машины — 800 тысяч рублей. И для многих работающих людей достаточно проблематично накопить такую сумму, чтобы присоединиться к «армии» автомобилистов.

Для того чтобы выяснить, насколько быстро жители регионов могут накопить на машину, и проследить региональные различия в этом аспекте, эксперты РИА Новости подготовили рейтинг. В качестве основного показателя, по которому ранжировались регионы, выступает количество лет, необходимых для накопления работником с медианной зарплатой суммы, равной стоимости нового автомобиля.

Предполагалось, что на сбережение ежемесячно выделяют 50 процентов от зарплаты, накопления весь срок не тратят, их размещают на вкладе по ставке 6,75 процента, а проценты капитализируются каждый месяц.

Дополнительный показатель - доля работников, которые не смогут накопить необходимую сумму за десять лет непрерывной работы. Согласно исследованию РИА Новости, чтобы накопить 2 миллиона рублей (что эквивалентно текущей стоимости среднего нового автомобиля), среднестатистическому работнику (с медианной зарплатой), откладывающему 50 процентов своих доходов, нужно 7,7 года при условии неприкосновенности сбережений и капитализации процентов на банковском вкладе.

Согласно исследованию, быстрее других жителей России накопить крупную сумму могут проживающие на Чукотке, хотя с приобретением автомобилей в этом регионе есть некоторые сложности. Из-за удалённости территории и её малочисленности, жителям, чтобы купить новую машину, приходится доплачивать за её доставку несколько сотен тысяч рублей (факт учтён в исследовании). Но даже при этих условиях накопить на новый автомобиль с доплатой за доставку на Чукотку можно всего за 3,5 года, а в среднем по стране этот срок примерно в два раза выше.

Второе место в рейтинге занимает Ямало-Ненецкий автономный округ, который ненамного отстал от лидера. Здесь среднестатистический работник может накопить необходимые 2 миллиона рублей за 3,6 года. На третьей строчке располагается Магаданская область, где копить на новую машину придется 3,9 года. На четвёртой и пятой строчках располагаются Ненецкий автономный округ и Москва. Тут срок накопления 2 миллионов рублей на новый автомобиль составляет 4,3 года и 4,6 года соответственно. У замыкающих рейтинг регионов (в основном это кавказские территории) работник со среднестатистической зарплатой будет копить на новую машину более 10 лет.

В целом жители только восьми регионов России могут накопить на новый автомобиль менее чем за пять лет. При этом в 69 регионах для накопления этой суммы нужно более семи лет, а более десяти лет придется делать сбережения в девяти регионах.

Подержанные автомобили, конечно, доступнее. Рынок подержанных автомашин намного больше. Обычно в год продают порядка 6 миллионов бывших в употреблении машин. И средняя цена на подержанный автомобиль, по оценкам экспертов, составляет сейчас 800 тысяч рублей.

Согласно исследованию РИА Новости, чтобы работнику с медианной зарплатой и регулярными сбережениями на уровне 50 процентов от доходов накопить на подержанный автомобиль, нужно 3,6 года, что значительно проще, чем «замахиваться» на покупку нового.

При этом распределение позиций среди регионов остаётся примерно таким же, как и в случае с приобретением нового автомобиля. Лидируют Ямало-Ненецкий и Чукотский автономные округа и  Магаданская область. Замыкает первую четвёрку Ненецкий автономный округ. Только в этих четырёх регионах копить на б/у машину нужно менее двух лет.

На другом полюсе расположились Кабардино-Балкарская Республика, Северная Осетия - Алания, Чечня и Ингушетия, в которых нужно копить на средний подержанный автомобиль чуть более пяти лет при модельных условиях.

В целом в 11 российских регионах накопить на подержанный автомобиль можно менее чем за три года. Еще в 23 регионах копить придётся от трёх лет до четырех. И соответственно в более чем половине регионов – 51 - откладывать нужно четыре года и более.

Оценивая долю работников, которые не смогут накопить на новый автомобиль за 10 лет непрерывной работы, эксперты отмечают: если по среднему времени накопления на новый автомобиль регионы отличаются максимально в 3,2 раза, то по доле реальных покупателей разница - почти в 90 раз.

Как показывает исследование, в целом по России порядка 29 процентов работников не смогут накопить 2 миллиона на новую машину за 10 лет работы.

Давайте посмотрим, что себе могут позволить жители субъектов СЗФО. В первую десятку российских регионов наряду с уже названным Ненецким автономным округом вошла, заняв 10 позицию, Мурманская область. Работающие мурманчане на новый автомобиль будут копить в течение 5,8 лет, при этом доля тех, кто не справится с этой задачей – 4,2%. Но срок накопления на подержанный автомобиль меньше – 2,6 года.

В двадцатку рейтинга из наших соседей по округу попала Архангельская область, расположившаяся на 15 позиции. Срок накопления на новый автомобиль у архангелогородцев составляет 6,8 лет, недоступен этот срок для 17,9% работников региона, а подержанный транспорт они могут приобрести, откладывая накопления в течение 3,2 года.

Карелия и Вологодская область – в серединке рейтингового списка и соответственно занимают 23-е и 29-е места. Срок накоплений на новый автомобиль у жителей Карелии растянется на 7,7 лет, у вологжан – на 8,0 лет. При этом не смогут себе позволить купить новенькую авто за это время 22,2% жителей северной республики и 29,2% жителей Вологодчины. А те, кто захочет довольствоваться подержанным транспортом, средства на его приобретение накопит в Карелии за 3,6 года, в Вологодской области за 3,8 года.

Калининградская область – на 46 позиции российского списка. Работникам региона будут доступны новые авто, если они будут откладывать сбережения в течение 9 лет. Не сможет накопить на новые машинки за этот срок 38,3% калининградского работающего люда, да и чтобы собрать деньги на подержанный транспорт, придётся потратить 4,3 года.

Схожие, и даже неразлучные в ряде ситуаций, Новгородская и Псковская области – в рядах регионов, замыкающих рейтинг. Хотя - «старшему брату» всё-таки удалось обойти «младшего». Новгородцы – 60-е, псковичи – 72-е. Мы, пожелав купить новёхонькое средство передвижения на колёсах, будем копить деньги как минимум 9,5 года, а во Пскове для этого понадобится времени больше – 9,8 года. Доля работающих, которые не смогут накопить на новый автомобиль за 10 лет, в Новгородской области составляет 44,8%, в Псковской - 48,1%. А сроки накопления на подержанный автомобиль приблизительно равные: у нас - 4,6 года, у псковичей - 4,8 года.

В общем, вместе с калининградцами, мы, новгородцы и псковичи, не дотягиваем до уровня среднестатистического работающего россиянина, которому, чтобы рассекать на новой легковушке, нужно собирать на неё деньги восемь лет.

Екатерина ВЕЛИХОВА 

Поделиться: