Сокровища Новгорода в 3D

27 декабря 2016, 02:27 / 0

В Новгородском музее-заповеднике открылся сувенирный цех.

Музейные работники творчески подошли к ремонту подвальных помещений здания бывшего духовного училища, расположенного в Новгородском кремле, поместив на внутренней стене у входа своеобразную фреску с надписями, выцарапанными старославянскими буквицами, какие оставляли древние новгородцы на стенах храмов - «душа моя, чему добра жаждешь, сама добро не творя» или «ох, тут был, писал слова». Одна из надписей гласит: «О, братие, не лазайте попусту вниз». Теперь сюда, действительно, никто не лазает попусту – в отремонтированных помещениях разместился музейный сувенирный цех. Ремонт, который обошёлся в 2 млн. рублей, стал лептой Новгородского музея-заповедника в софинансирование проекта по созданию сувенирного подразделения в музее в рамках проекта Международного банка реконструкции и развития и Министерства культуры РФ «Сохранение и использование культурного наследия в России». Благодаря которому цех оснащён уникальным для Новгорода оборудованием на сумму 500 тысяч долларов.

При поддержке Международного банка новгородские музейщики уже осуществили ряд проектов, это и аудиогиды, и туристская навигация, и новые экспозиции. Ведётся реконструкция церкви Благовещения на Рюриковом городище. В целом сейчас на счету музея 14 заявок. И вот воплотилась в жизнь идея создания сувенирного производства, которую три года назад предложила генеральный директор музея Наталья Григорьева.

- Даже не верится, что в наше кризисное время Министерство культуры нашло  механизм, чтобы поддержать музеи. Новгородской области и ещё трём регионам – Ленинградской, Тверской и Псковской областям, вошедшим в «пилотный» проект, повезло ещё больше, мы имеем возможность подавать такие заявки. Новгородская и Тверская области – в лидерах, мы уже многое сделали. Наш проект поддержан правительством области, и, конечно, мы благодарны Фонду инвестиционных строительных проектов Санкт-Петербурга, осуществляющему финансирование, - говорит заместитель генерального директора по развитию музея и внешним связям  Ольга Соболева.

Новгородский музей-заповедник

Работу цеха, который уже оснащён одиннадцатью комплектами оборудования, в том числе для 3D-моделирования, впервые показывают журналистам. Вместе с Ольгой Соболевой о возможностях техники рассказывает Александр Раскин, ведущий инженер музейного сувенирного цеха. Эту должность ввели в штат три года назад, и Александр занимался закупкой оборудования, проходил обучение - без специальной подготовки очень непросто освоить это наукоёмкое производство.

Новгородский музей-заповедник

- Чем больше мы работаем с этим оборудованием, тем больше понимаем, что изготовление сувениров – это приятный бонус. Потому что эти очень интересные сканеры, принтеры позволяют делать не только трёхмерные модели экспонатов и по ним изготавливать музейные реплики, но и производить обмеры памятников, больших архитектурных сооружений, сканировать окружающий ландшафт, переводить полученные данные в архитектурные чертежи и трёхмерные модели. А это - существенное подспорье в научной, реставрационной, исследовательской деятельности музея, - констатирует Ольга Соболева.

Новгородский музей-заповедник

Рабочая область столика ювелирного трёхмерного сканера фирмы Бройхман всего 15 сантиметров. Сейчас для показа на нём находится старинная монета. Сканировать здесь можно лишь небольшие предметы. Зато сканер видит (английское «scanner» означает «пристально разглядывать») мельчайший рельеф и позволяет с разрешением в несколько микрон создавать цифровые модели ювелирных украшений и других изделий мелкой пластики. Процесс – не быстрый. Сканирование монеты, например, занимает несколько часов. А чтобы получилась новгородская гривна, которую мы готовенькой увидим в 3D-принтере, пришлось сделать 120 сканов с разных ракурсов.

Новгородский музей-заповедник

Внутри «кабинки» принтера сбоку – бобина с пластиковой проволокой. Это расходный материал, из которого по созданной модели печатается копия.

- Видите, весь рельеф гривны повторяется, - говорит Ольга Соболева, вынув изделие. - Этот принтер позволяет делать только монохромные копии, из белого пластика, но у нас есть другой, который печатает из гипса и позволяет сверху «одевать» цветное изображение. Мы попробовали уже делать и гипсовые копии, но надо иметь в виду, что у расходных материалов разная стоимость. Сама реплика гривны стоит 10 рублей, но создание компьютерной модели намного дороже. Рыночная стоимость составляет 10-12 тысяч - если бы мы обратились в специализированную компанию, которая занимается оцифровкой трёхмерных предметов. А себестоимость печати из гипса, тем более цветной, на несколько порядков выше.

Новгородский музей-заповедник

Поэтому музейщики, если планируется небольшой тираж предметов, будут выпускать их здесь, в цехе. При большом тираже, в 100 экземпляров и более, лучше всё-таки прибегнуть к услугам какого-то производства, куда передадут форму, например, из силикона, сделанную по реплике. Кроме того, изготовление сувенира можно заказать из любого материала.

Новгородский музей-заповедник

Принтер Mimaki трудится над нанесением логотипа музея на новогодний шарик. Оборудование чувствительное, маленькая вибрация может привести не к сбою, конечно, но изображение будет размазано. У принтера необычный стол, он позволяет наносить печать на рельефные предметы высотой до 15 сантиметров – кружки, шарики и прочие. Печатает ультрафиолетовыми чернилами.

Новгородский музей-заповедник

С его помощью можно перенести изображение иконы на дерево, получаются прекрасные копии с качественной цветопередачей. Или сделать копию фрески на гипсе. На гипсовой заготовке величиной с открытку мы видим уменьшенную копию фрагмента фрески из церкви Спаса на Нередице. Музей планирует выпуск небольшими тиражами таких сувениров с изображениями предметов из собственных коллекций, например, икон.

Новгородский музей-заповедник

Маленькая синяя коробочка на столе перед компьютером Александра Раскина – вещь дорогая, её стоимость составляет несколько миллионов рублей. Это архитектурный трёхмерный сканер FARO. Цену свою он оправдывает: может сканировать здания, памятники, ландшафт в радиусе 300 метров. Его разрешение - 2 миллиметра, что можно вовсе не считать погрешностью для архитектурных чертежей. Если FARO поручат изучить и представить в трёхмерном измерении небольшой объём - он сам сориентируется в пространстве. Для более масштабных объектов потребует нанесения определённых меток, чтобы потом изображение собрать по частям. 

Новгородский музей-заповедник

К сожалению, на улице он может использоваться только в тёплое время года, без атмосферных осадков.

- Как только станет тепло – выйдем сканировать памятник Тысячелетию России и кремль, - говорит Ольга Соболева. – Это наши ближайшие планы. Мы хотим сделать трёхмерную модель Новгородского кремля, чтобы люди с ограниченными физическими возможностями, которые не могут видеть, могли потрогать его уменьшенную копию. Это и своеобразный «манёвр» для детей – они смогут собрать детинец, например, из кубиков. Задача номер один – отсканировать памятник Тысячелетию России, сделать его трёхмерную модель и запустить в виде сувенирного производства и для исследовательских целей.

Сейчас уже никого не удивишь полиграфическим оборудованием, которое позволяет печатать любые форматы на любой поверхности, на любом материале. Главное – чтобы это дорогостоящее оборудование у тебя было. В музейном сувенирном цехе оно есть. Широкоформатный принтер, многофункциональное печатное устройство музей уже опробовал: для благотворительного аукциона напечатали на холсте несколько реплик картин из собрания музея – Айвазовского, Репина, Левитана, Шишкина.

Новгородский музей-заповедник

Это разного вида живописные изделия – напечатанные на холсте, прописанные маслом, проработанные лаком, на подрамниках, изготовленных в плотницкой мастерской музея. Впрочем, и прекрасные рамы для картин здесь смогут делать самостоятельно. К запуску готовится фреза - станок с ЧПУ, позволяющий резать из разных материалов - дерева, металла, стекла, пластика - любые изделия с рельефом до 15 см. На этом станке можно вырезать  горельефы и барельефы. А уж одеть картины в багеты не составит труда.

Мы вспомнили о прекрасной Параскеве – скульптуре из дерева, шедевре древнерусского искусства, хранящейся в музее, о которой рассказывали в рубрике «Сокровищница». Можно ли будет изготовить её копию? По мнению сотрудников музея, фреза, которая режет по дереву, будет наиболее часто использоваться. В музее большая коллекция деревянной пластики. Есть мастерские, где занимаются реставрацией экспонатов из дерева. Станок позволяет вырезать и скульптуру. И «невыездная» на сегодняшний день новгородская Параскева вполне сможет отправить на выставки за пределы области своего двойника.

По всей видимости, ни один комплект оборудования в музейном сувенирном цехе в Новгородском кремле простаивать не будет.

Наталья МЕЛКОВА

Фото: Сергей БРУТМАН

Поделиться: